Атайя, Бхану

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бхану Атайя
Имя при рождении Бханумати Раджопадхай (англ. Bhanumati Rajopadhye)

Бхану Атайя (хинди भानू अथैय्या; 28 апреля 1929, Колхапур, Британская Индия — 15 октября 2020, Мумбаи) — индийская художник по костюмам. Лауреат премии «Оскар» за лучший дизайн костюмов и премии журнала «Filmfare» за вклад в кинематограф[1].

Биография

Бханумати Раджопадхай[2] родилась в 1929 году в Колхапуре[3][4]. Её отец, Ганпатрао Аннасахеб Раджопадхай, был богатым художником-самоучкой[2][5], который поощрял свою жену и шесть дочерей учиться и нанял учителя рисования для Атайи, когда ей было восемь лет. Он работал помощником режиссёра в фильме на телугу Harishchandra (1935)[6], а несколько лет спустя начал самостоятельно снимать фильм на маратхи Mohini (1940). Бхану сыграла в нём маленького принца[2]. Аннасахеб скончался до завершения съёмок[5][6].

В середине 1940-х Бхану начала работать на полставки иллюстратором в женском еженедельнике Fashion and Beauty. В 1948 её рекомендовали на стипендию в Sir JJ School of Art[en] в Бомбее[6]. В это же время она устроилась на неполный рабочий день в качестве иллюстратора в недавно запущенном Eve’s Weekly[2].

Она окончила школу искусств с золотой медалью в 1952 году[7]. В следующем году она представила две картины: «Молитвы» и «Продавцы бананов», на выставке Прогрессивной группы художников[en][6]. Но впоследствии она постепенно отошла от живописи[7].

По некоторым данным её первой работой, связанной с кино, стал подбор нарядов для Камини Каушал в фильмах Aas и Shahenshah 1953 года[7]. По другой версии её привёл в кино Гуру Датт, сестра которого также училась в школе искусств и заметила работы Атайи. Датт попросил её разработать костюмы для Вахиды Рехман в фильме C.I.D. (1956). Впоследствии она работала с ним над пятью фильмами[2][4], в числе которых «Жажда» (1957), «Бумажные цветы» (1959), «Полнолуние»[en] (1960) и «Господин, госпожа и слуга»[en] (1962). Работая над последним она, по совету режиссёра, обошла все доступные старые особняки Калькутты[7].

Среди её работ 1960-х годов наряды героев «Ганга и Джамна»[en] (1961), «Испытание временем»[en] (1965), «Амрапали» (1966), Teesri Manzil (1966) и «Свидание»[en] (1967). Многие подобранные ею наряды становились модными тенденциями[7], например огненно-оранжевое сари Мумтаз из «Холостяка»[en] (1968), облегающая курта и сальвар Садханы из «Испытания временем» или красное платье Хелен с блестками в стиле фламенко в Teesri Manzil[5]. Она посетила пещеры Аджанты, чтобы одеть Виджаянтималу как королевскую куртизанку из V века до н.э. в «Амрапали»[2]. В 1966 году Атайя получила стипендию для изучения дизайна одежды во Франции в течение шести месяцев[6].

В 1970-х она работала над «Меня зовут Джонни»[en], «Сиддхартха», «Истина, любовь и красота» и «Мира»[en]. Она отправилась в пустыню и остановлась в деревне Раджастхана, чтобы разработать костюмы для драмы «Решма и Шера»[en] (1971) Сунила Датта[2][7]. Именно её творческий ум стоял за соблазнительным мокрым белым сари Зинат Аман в «Истина, любовь и красота» (1978)[5]. Она продолжала ассоциироваться с лучшими фильмами на хинди 1980-х, включая «Долг чести»[en], «Любовный недуг»[en] и «Созданы друг для друга»[en][3].

Внимание мировой общественности к ней привлекла её работа над биографическим фильмом «Ганди» (1982) Ричарда Аттенборо[4]. Когда ее наняли для «Ганди», она была самым востребованным художником по костюмам в Индии[3]. Она разработала все индийские наряды для огромного количества актёров, включая 300 000 статистов на похоронах[6]. Благодаря этому фильму, Атайя стала первым лауреатом премии «Оскар» в Индии[7], получив награду за лучший дизайн костюмов вместе с Джоном Молло. Она также была номинирована в данной категории на BAFTA[3].

Её известные работы последующих лет включают «Чандни», «Жизнь во имя любви» и «1942: История любви». Она получила Национальную кинопремию за фильм «Лагаан» (2001), для которого разработала костюмы каждого из главных персонажей в зависимости от их профессии и использовала разнообразную цветовую палитру, чтобы различать вкусы британских и индийских женщин[2]. Последним её фильмом стал триллер Nagrik (2015) на маратхи[6].

В 2012 году у неё обнаружили опухоль головного мозга. Она была прикована к постели с 2016 года, когда у нее парализовало правый бок[2][5][7]. Атайя скончалась 15 октября 2020 года в своем доме в Мумбаи в возрасте 91 года[3][6].

Атайя была замужем за поэтом-песенником Сатьендрой, который скончался в 2004[7]. У неё осталась дочь Радхика Гупта.

Примечания

  1. Filmfare: 'Jodha...' bags 5, Priyanka, Hrithik shine (англ.). The Times of India (1 марта 2009). Архивировано 18 августа 2017 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Sukhpreet Kahlon. Bhanu Athaiya (1929-2020): A titan among costume designers (англ.). Cinestaan.com (16 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 30 октября 2020 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Naman Ramachandran. Bhanu Athaiya, India’s First Oscar Winner for ‘Gandhi,’ Dies at 91 (англ.). Variety (15 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 октября 2020 года.
  4. 4,0 4,1 4,2 Oscar Holland. Bhanu Athaiya, India's first Oscar winner, dies age 91 (англ.). CNN International (16 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 9 февраля 2021 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Sujata Assomull. Bhanu Athaiya, one of Indian cinema's true stars, passed away at 91 (англ.). Vogue (16 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 21 января 2021 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Ritika Kochhar. From the Husain-Raza set to the Oscars: Bhanu Athaiya’s story (англ.). The Hindu (24 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 7,5 7,6 7,7 7,8 Avijit Ghosh. Bhanu Athaiya, India’s first Oscar winner, passes away (англ.). Times of India (16 октября 2020). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 25 декабря 2020 года.