Стелс-технология
Стелс (англ. stealth, также стелс-технология) — комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий, что заметно уменьшает радиус обнаружения и тем самым повышает выживаемость боевой машины. Технологии снижения заметности являются самостоятельным разделом военно-научной дисциплины электронных средств противодействия, охватывают диапазон техники и технологий изготовления военной техники (самолётов, вертолётов, кораблей, ракет и т. д.).
Следует отметить, что значительного поглощения радиоволн можно добиться только в сантиметровом диапазоне, и гораздо хуже в дециметровом. В силу физики распространения радиоволн сделать объект малозаметным в метровом диапазоне, когда длина волны сравнима с собственными размерами объекта, изменением его формы в принципе невозможно. Также на нынешнем уровне технологий невозможно добиться полного поглощения любого радиоизлучения, падающего на объект под произвольным углом. В частности, средствами стелс-технологий названная задача неразрешима вовсе. Поэтому в настоящее время главная цель при выборе формы объекта (например боевого самолёта) есть отражение волн в сторону от излучателя, — таким образом, часть сигнала поглощается специальными покрытиями, а остальная часть отражается так, что радиоэхо не возвращается к наблюдающей РЛС (что особенно эффективно против совмещённых приёмопередающих станций).
Основные принципы
Для снижения заметности в радиолокационном диапазоне используют:
- специальное покрытие (радиопоглощающее или радиопрозрачное) и такие же детали в конструкции;
- особую форму аппарата, отражающую радиоволны не в направлении антенны РЛС;
- экранирование лопаток компрессора и турбины двигателя;
- конструкцию, которая исключает появление «блестящих точек» (зон хорошо отражающих радиоволны).
Для снижения заметности в инфракрасном диапазоне используют:
- особую форму сопла двигателя, а также его экранирование;
- специальное топливо или примеси к нему для снижения теплового излучения[1].
Уязвимость для современных средств обнаружения
По большинству боевых и специальных вспомогательных машин, созданных с применением стелс-технологий, отсутствуют независимые данные по величине эффективной поверхности рассеяния (ЭПР) в различных диапазонах, так как экспертная оценка этой информации может повысить их уязвимость. Часть данных о заметности подобных машин основана на теоретических оценках, также существуют случаи намеренной дезинформации, завышающие либо, наоборот, занижающие реальное значение ЭПР. Поэтому ко всем оценкам величин заметности малозаметных военных машин следует относиться с высокой степенью осторожности.
По мнению начальника противовоздушной обороны ВКС России генерал-майора В. Гумённого, в настоящее время «самолеты-невидимки», созданные по cтелс-технологии, не невидимы для средств ПВО, — такие цели благополучно берутся на сопровождение и своевременно уничтожаются. Однако не упоминается ни расстояние, на котором возможно осуществлять подобные операции, ни количество целей, которое средство обнаружения способно сопровождать[2].
В любом случае стелс-технологии не обеспечивают полную незаметность самолётов, они лишь снижают их заметность в радиолокационном и инфракрасном спектрах. При этом стелс-технологии обеспечивают снижение заметности лишь в сантиметровом и дециметровом радиолокационных диапазонах. РЛС метрового диапазона уверенно обнаруживает самолет, созданный по стелс-технологии. Однако такая РЛС не может выдать достаточно точные координаты для наведения ракет на этот самолет. Кроме того, РЛС метрового диапазона невозможно установить на воздушном судне из-за ограничений по физическим размерам[3].
История применения
Первым самолетом, в котором намеренно использовались принципы работы стелс-технологии (радиопоглощающее покрытие, особая форма), стал самолёт-разведчик SR-71 Blackbird. Затем эти технологии были применены при создании истребителя-бомбардировщика F-117 Nighthawk. После этого был создан стратегический бомбардировщик- «невидимка» B-2 Spirit. Наконец, по этой технологии были созданы истребители пятого поколения F-22 Raptor (2005) и F-35A/B (2015). Стелс-технологии также применяются в военном судостроении, частично на наземной технике (в этом случае, в основном, снижается заметность в инфракрасном диапазоне)[1].
Летательные аппараты, созданные с применением технологий снижения заметности
Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. |
Упорядочены по времени появления
Пилотируемые
К примеру, самолёты четвёртого поколения — российские Су-27 или американский F-15 — имеют коэффициент отражённой поверхности в пределах 12 квадратных метров. Также, по словам некоторых экспертов, у новейшего F-22 (американский истребитель пятого поколения) — 0,3-0,4 м².[4]
Самолёты с пониженной заметностью
Самолёты с применением ранних вариантов стелс-технологий, в ряде случаев случайным, и в основном без специальной геометрии. Широко применяются радиопоглощающие покрытия, на некоторых машинах используются композиционные материалы, а также радар-блокеры в воздухозаборниках двигателей.
Государственная принадлежность | Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
СССР | ОКБ Поликарпова | У-2 (По-2) | эксплуатируются отдельные экземпляры | многоцелевой биплан благодаря почти полному отсутствию металла в конструкции был незаметен для ранних немецких и американских РЛС, а благодаря умелой тактике применения — и для всех остальных средств ВНОС | |
СССР | ВАКШС | Невидимый самолёт (ПC) | эксплуатация прекращена | Отличительной особенностью самолёта была обшивка его поверхностей прозрачным материалом — «родоидом» — органическим стеклом французского производства | |
Великобритания | De Havilland Aircraft Company | Mosquito | эксплуатация прекращена | британский цельнодеревянный лёгкий бомбардировщик имел низкую заметность для ранних РЛС | |
Нацистская Германия | братья Хортен[англ.] | Ho IX/ Go 229 |
разработка прекращена | немецкий самолёт, создаваемый в 1944—1945 годах, имел сниженную радиолокационную заметность благодаря аэродинамической схеме «летающее крыло» | |
США | Northrop | XB-35/ YB-49 |
разработка прекращена | серия проектов дальнего тяжёлого бомбардировщика, имели сниженную радиолокационную заметность благодаря аэродинамической схеме «летающее крыло» | |
Великобритания | Avro | Vulcan | эксплуатация прекращена | стратегический бомбардировщик с дельтовидным крылом, у которого была снижена радиолокационная заметность при наблюдении с определённых ракурсов за счёт упрощения внешних форм и экранирования воздухозаборников | |
США | Lockheed | SR-71 Blackbird | эксплуатация прекращена | сверхзвуковой стратегический разведчик, является самым быстрым пилотируемым самолётом с турбопрямоточной силовой установкой, создан с использованием ранних технологий снижения заметности[5] (плоские формы, сужающиеся стороны, радиопоглощающие покрытия) | |
СССР | ОКБ Туполева | Ту-202 | разработка прекращена | проект выполнялся по нормальной схеме моноплана с низкорасположенным стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением, разработан на базе Ту-142[6] | - |
США | Rockwell | B-1 Lancer | эксплуатируется | сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла | |
СССР / Россия |
ОКБ Туполева | Ту-160 | эксплуатируется | сверхзвуковой дальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла | |
СССР / Россия |
ОКБ МиГ | МиГ-29СМТ | эксплуатируется | модернизированный истребитель МиГ-29, для снижения ЭПР применяются радиопоглощающие покрытия, ЭПР в курсовой плоскости имеет значение менее 1 м²[7] | |
СССР / Россия |
ОКБ МиГ | МиГ-33 (МиГ-29М) | разработка прекращена | модернизированный истребитель МиГ-29, для снижения ЭПР применяются радиопоглощающие материалы и покрытия, разработка прекращена из-за финансовых трудностей в России | |
США | McDonnell Douglas | F/A-18 Hornet | эксплуатируется | палубный истребитель-бомбардировщик, создан с применением ранних технологий снижения заметности, аналогичных SR-71 Blackbird[источник не указан 5267 дней], на модификации F/A-18E используются радар-блокеры в воздухозаборниках двигателей[8] | |
СССР / Россия |
ОКБ Сухого | Су-34 | эксплуатируется | истребитель-бомбардировщик на базе перехватчика Су-27, для снижения радиолокационной заметности широко используются радиопоглощающие материалы и покрытия, форма некоторых элементов конструкции самолёта также создана с учётом снижения радиолокационной заметности[9] | |
Югославия | СОКО | Novi Avion[англ.] | разработка прекращена | многоцелевой самолёт четвёртого поколения | |
Великобритания / Германия / Италия / Испания | EADS, BAE Systems, Alenia | Eurofighter Typhoon | эксплуатируется | многоцелевой истребитель четвёртого поколения, применены различные меры для снижения радиолокационной заметности в передней полусфере | |
Россия | ОКБ МиГ | МиГ-35 (МиГ-29М2/МиГ-29М3) | ожидается производство | лёгкий сверхманевренный фронтовой истребитель поколения 4++, широко применяются композиционные материалы и радиопоглощающие покрытия в конструкции планера самолёта[10] | |
Россия | ОКБ Сухого | Су-35С | эксплуатируется | тяжёлый сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++, имеет сниженную радиолокационную заметность[11], по некоторым данным средняя величина ЭПР находится в пределах от 0,5 до 2 м²[12], также возможно применение радар-блокеров в воздухозаборниках двигателей | |
СССР / Россия |
ОКБ Сухого | Су-47 | летающая лаборатория | экспериментальный малозаметный палубный истребитель с крылом обратной стреловидности | |
СССР / Россия |
ОКБ МиГ | МиГ 1.44 | разработка прекращена | проект перспективного тяжёлого истребителя пятого поколения, был закрыт из-за финансовых трудностей в России | |
Индия | HAL | Tejas | эксплуатируется | лёгкий многоцелевой истребитель четвёртого поколения | |
США | Boeing | F-15SE Silent Eagle | проходит испытания | многоцелевой истребитель, являющийся модернизацией F-15E, в конструкции планера применяются радиопоглощающие материалы и покрытия, имеется 4 внутренние точки подвески вооружений | |
Швеция | Saab AB | Flygsystem 2020[англ.] | в разработке | проект ВВС Швеции по разработке к 2020 году невидимого истребителя пятого поколения | - |
Великобритания | BAE Systems, Rolls-Royce plc, Leonardo, MBDA | Tempest | в разработке | Предлагаемая концепция истребителя |
Малозаметные самолёты
Самолёты с широким применением стелс-технологий — специальная геометрия планера самолёта, радиопоглощающие материалы и покрытия в конструкции планера и отсеков самолёта, экранирование компрессоров и реактивных сопел двигателей.
Государственная принадлежность | Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
США | Lockheed | Have Blue[англ.] | разработка прекращена | первый современный самолёт со схемой «летающее крыло», экспериментальный самолёт, на основе которого был создан ударный самолёт F-117 Nighthawk, полёты с 1977 года | |
США | Lockheed | F-117 Nighthawk | эксплуатация прекращена | первый современный серийный самолёт со схемой «летающее крыло», первый самолёт, на котором удалось значительно снизить радиолокационную и инфракрасную заметность, довольно эффективно применялся в ряде конфликтов, полёты с 1981 года, производство прекращено в 1990 году, снят с вооружения в 2008 году | |
США | Northrop | Tacit Blue | разработка прекращена | экспериментальный, демонстратор технологий | |
Германия | MBB | Lampyridae[англ.] | разработка прекращена | прототип немецкого малозаметного истребителя | |
США | Northrop | B-2 Spirit | эксплуатируется | малозаметный тяжёлый стратегический бомбардировщик, первый современный серийный тяжёлый самолёт со схемой «летающее крыло», полёты с 1989 года, производство прекращено в 1999 году, является самым дорогим самолётом за историю авиации | |
США | McDonnell Douglas General Dynamics |
McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II | разработка прекращена | проект всепогодного бомбардировщика для палубной авиации | |
США | Northrop McDonnell Douglas |
YF-23 | разработка прекращена | прототип истребителя пятого поколения, созданный по программе ATF, проиграл в конкурсе самолёту YF-22 | |
США | Lockheed Boeing |
F-22 Raptor | эксплуатируется | малозаметный многоцелевой истребитель пятого поколения, является самым дорогим истребителем в мире | |
США | Boeing | Bird of Prey | разработка прекращена | экспериментальный самолёт, на котором отрабатывались технологии снижения заметности | |
СССР / Россия |
ОКБ Яковлева | Як-201 | проект закрыт | Проект дальнейшего развития самолётов вертикального взлёта и посадки Як-141 и Як-43. | - |
Великобритания | BAE Systems | BAE Replica[англ.] | неизвестен | проект британского малозаметного истребителя пятого поколения | - |
США | Lockheed Martin Boeing |
FB-22 Raptor[англ.] | разработка прекращена | проект малозаметного истребителя-бомбардировщика, выполненого по аэродинамической схеме «летающее крыло» с дельтовидным удлинённым крылом, что, по мнению западных экспертов, позволило бы увеличить массу полезной нагрузки и дальность полёта[13] | - |
США | Boeing | X-32 | разработка прекращена | прототип лёгкого истребителя пятого поколения, созданный по программе JSF, проиграл в конкурсе самолёту X-35 | |
Россия | ОКБ МиГ | МиГ-ХХ[англ.] | неизвестен | ЛМФС (Лёгкий многоцелевой фронтовой самолёт). проект лёгкого многоцелевого истребителя пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ МиГ для замены истребителей четвертого поколения МиГ-29 российских ВВС | - |
США Великобритания |
Lockheed Martin | F-35 Lightning II | проходит испытания, находится в стадии мелкосерийного производства |
перспективный малозаметный лёгкий истребитель-бомбардировщик | |
Россия | ОКБ Сухого | ПАК ФА / Су-57 | эксплуатируется | тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого для замены истребителей четвертого поколения Су-27 российских ВВС, прототип начал полёты в 2010 году | |
Китай | Shenyang Aircraft Corporation | Shenyang J-20 | эксплуатируется | китайский малозаметный истребитель пятого поколения, первый полёт прототип совершил в начале 2011 года[14] | |
Китай | Shenyang Aircraft Corporation | Shenyang J-31 / F-60 | проходит испытания | проект китайского лёгкого малозаметного истребителя, модель Shenyang F-60 впервые была показана 23-25 сентября 2011 года в музее авиации во время авиасалона AVIC, в июне 2012 года прототип был замечен во время транспортировки на статические испытания в Сиань, в сентябре 2012 года появились первые фотографии[15]. | |
Китай | Xi'an Aircraft Industrial Corporation | Xian H-20 | проходит испытания | проект китайского тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика, второй современный тяжёлый самолёт схемы «летающее крыло», прототип начал полёты в 2013 году | - |
Япония | Mitsubishi | ATD-X Shinshin | в разработке | проект перспективного истребителя пятого поколения, создаваемого для ВВС Японии в размерности Saab Gripen и близкому по форме к американскому F-22 Raptor, прототип начал полёты в 2016 году | |
США | Boeing/Lockheed Martin и Northrop | B-3 (NGB — Next-Generation Bomber, 2018 Bomber, LRS-B — Long Range Strike Bomber) и B-21 Raider | в разработке | проекты тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика схемы «летающее крыло», менее дорогого чем B-2 | |
Россия | ОКБ Туполева | ПАК ДА | в разработке | проект тяжелого малозаметного дальнего стратегического бомбардировщика схемы «летающее крыло», разрабатываемого в ОКБ Туполева для стратегической авиации России | - |
Россия Индия |
ОКБ Сухого HAL |
Т-50УБ / FGFA | в разработке | проект двухместного тяжёлого многоцелевого истребителя пятого поколения | - |
Индия | HAL | AMCA[англ.] | в разработке | проект индийского лёгкого малозаметного истребителя пятого поколения для ВВС и ВМФ Индии | |
Республика Корея | KAI | KF-X / IF-X | в разработке | проект корейского лёгкого малозаметного истребителя пятого поколения | |
Турция | Türk Havacılık ve Uzay Sanayii BAE Systems |
TF-X | в разработке | проект турецкого лёгкого малозаметного истребителя пятого поколения | - |
Иран | HESA | Shafaq[англ.] | в разработке | проект иранского лёгкого малозаметного истребителя/штурмовика |
Беспилотные
Государственная принадлежность |
Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
США | Lockheed | RQ-3 Darkstar | разработка прекращена | разведывательный БПЛА | |
США | Boeing | X-45 | разработка прекращена | разработан на базе пилотируемого Boeing Bird of Prey | |
США | Northrop Grumman | X-47A | разработка прекращена | демонстрационная модель разведывательного БПЛА | |
Франция | Dassault-Sagem | SlowFast[англ.] | в разработке | разведывательный БПЛА | - |
Германия Испания |
EADS | Barracuda | неизвестен | разведывательный БПЛА | |
Россия | ОКБ МиГ | Скат | разработка прекращена | ударный БПЛА | |
Россия | НПО машиностроения | 3М25 «Метеорит» | разработка прекращена | стратегическая крылатая ракета | |
Франция | Dassault | nEUROn | в разработке | разведывательно-ударный БПЛА | |
Франция | Dassault | AVE-D Petit Duc[англ.] | неизвестен | экспериментальный БПЛА | - |
Франция | Dassault | AVE-C Moyen Duc[англ.] | неизвестен | экспериментальный БПЛА | - |
Болгария | Армстехно | НИТИ | разработка прекращена | ударный БПЛА | - |
Германия | Rheinmetall | KZO | неизвестен | разведывательный БПЛА | |
Индия | ADA[англ.] | DRDO AURA[англ.] | в разработке | ударный БПЛА | - |
США | Lockheed Martin | RQ-170 Sentinel | эксплуатируется | ударный БПЛА | |
США | Boeing | Phantom Ray | в разработке | ударный БПЛА | |
США | Northrop Grumman | X-47B | разработка прекращена | ударный БПЛА | |
Россия | ОКБ Сухого | С-70 «Охотник» | в разработке | ударный БПЛА | |
США | Northrop Grumman Corporation | RQ-180 | эксплуатируется | разведывательный БПЛА | - |
Китай | SYADI, SAU и HAIG | Лиянь | в разработке | ударный БПЛА | |
Иран | Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company | Sofreh Mahi[англ.] | в разработке, возможно эксплуатируется | ударный БПЛА | |
Иран | Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company | Hamaseh[англ.] | эксплуатируется | разведывательный и ударный БПЛА | |
Великобритания | BAE Systems | Taranis[англ.] | в разработке | ударный БПЛА | |
США | Northrop Grumman | X-47C[англ.] | разработка прекращена | экспериментальный БПЛА | - |
США | Boeing | MQ-25 Stingray | в разработке | дозаправочный БПЛА | |
США | Kratos Defense & Security Solutions[англ.] | XQ-58 Valkyrie | в разработке | БПЛА |
Корабли с пониженной радиолокационной заметностью
Государственная принадлежность |
Разработчик | Название | Статус | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
США | Lockheed Martin | Си Шэдоу | Разработка прекращена | опытовое судно-невидимка | |
Франция | DCNS | Фрегаты типа «Лафайет» | эксплуатируется | малозаметный фрегат | |
Великобритания Италия |
Horizon SAS | Фрегаты типа «Горизонт» | эксплуатируется | серия фрегатов | |
Норвегия | Umoe Mandal | Ракетные катера типа «Скьольд» | эксплуатируется | серия малозаметных высокоскоростных ракетных катеров | |
Швеция | Kockums[англ.] | Корветы типа «Висбю» | эксплуатируется | серия многоцелевых корветов ВМС Швеции | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Сторожевые корабли проекта 11661 | эксплуатируется | серия российских малозаметных фрегатов | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | Корветы проекта 20380 | эксплуатируется | корветы проекта 20380 отличаются многофункциональностью, компактностью, малозаметностью и высоким уровнем автоматизации корабельных систем[16] | |
Сингапур | DCNS ST Engineering[англ.] |
Фрегаты типа «Формидэбл» | эксплуатируется | серия из шести многоцелевых «стелс»-фрегатов ВМС Сингапура | |
Германия | Blohm + Voss ThyssenKrupp |
Корветы типа «Брауншвейг» | эксплуатируется | серия малозаметных корветов Германии | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые артиллерийские корабли проекта 21630 | эксплуатируется | малозаметные артиллерийские корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии как в ближней морской зоне, так и в речных участках[17] | |
Россия | Северное ПКБ | Фрегаты проекта 22350 | в постройке | малозаметные многоцелевые боевые корабли дальней морской зоны[18] | |
Россия | Зеленодольское ПКБ | Малые ракетные корабли проекта 21631 | эксплуатируется | малозаметные ракетные корабли, предназначенные для усиления надводных сил Каспийской флотилии и Черноморского флота[19] | |
США | Lockheed Martin General Dynamics |
Littoral combat ship | эксплуатируется | малозаметные боевые корабли прибрежной зоны | |
Индия | Mazagon Dock Shipbuilders Limited[англ.] | Фрегаты типа «Шивалик» | эксплуатируется | многоцелевой фрегат ВМС Индии | |
США | Lockheed Martin General Dynamics |
Эскадренные миноносцы типа «Замволт» | эксплуатируется | тип многоцелевого корабля с упором на атаки береговых и наземных целей[20] | |
Малайзия | Boustead Heavy Industries[англ.] DCNS |
Фрегаты типа «Махараджа Лела»[англ.] | в производстве | Класс из шести фрегатов «стелс», строящихся для ВМС Малайзии | |
Индия | GRSE[англ.] | Проект-17A[англ.] | в производстве | малозаметный фрегат | |
Израиль | Northrop Grumman Ship Systems по израильскому проекту |
Корветы типа «Саар-5» | эксплуатируется | малозаметный корвет | |
Россия | ЦМКБ «Алмаз» | неизвестно | в разработке | перспективный малозаметный эсминец[21] | - |
Украина | Кузница на Рыбальском | Речные бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М» | эксплуатируется | малые бронированные артиллерийские катера с пониженной заметностью[22] | |
Украина | Кузница на Рыбальском | Десантные катера типа «Кентавр» | в производстве | десантно-штурмовой катер с пониженной заметностью |
См. также
- Невидимость
- Эффективная площадь рассеяния
- Уфимцев, Пётр Яковлевич
- Истребитель поколения 4+
- Истребитель пятого поколения
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Как работает Стелс . Дата обращения: 5 августа 2022. Архивировано 5 августа 2022 года.
- ↑ Состояние и перспективы развития противовоздушной обороны ВВС России . Эхо Москвы (6.12 2014). Дата обращения: 6 декабря 2014. Архивировано 9 декабря 2014 года.
- ↑ Мифы о стелсах . Дата обращения: 5 августа 2022. Архивировано 13 июня 2021 года.
- ↑ Главный конструктор самолёта ПАК ФА Т-50 — А. Н. Давиденко об ЭПР F-22 и ПАК-ФА . Дата обращения: 27 января 2012. Архивировано 24 октября 2012 года.
- ↑ F-117 на сайте paralay.com Архивная копия от 1 февраля 2010 на Wayback Machine — «Первой крупной попыткой снижения ЭПР стала программа высотного сверхзвукового разведчика „Локхид“ SR-71, разработанного под руководством того же Джонсона»
- ↑ На смену Ту-160 . Дата обращения: 1 мая 2019. Архивировано 1 мая 2019 года.
- ↑ МиГ-29СМТ Архивная копия от 4 июня 2010 на Wayback Machine на сайте airwar.ru
- ↑ Радар-блокер в воздухозаборнике истребителя F/A-18E . Дата обращения: 29 сентября 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Су-34 Архивная копия от 9 июля 2011 на Wayback Machine на сайте airwar.ru
- ↑ МиГ-35 Архивная копия от 23 мая 2010 на Wayback Machine на сайте airwar.ru
- ↑ Су-35С Архивная копия от 2 июля 2010 на Wayback Machine на сайте airwar.ru
- ↑ Assessing Sukhoi PAK FA . Дата обращения: 9 октября 2010. Архивировано 16 апреля 2021 года.
- ↑ FB-22 Raptor Архивная копия от 7 января 2014 на Wayback Machine на сайте airwar.ru
- ↑ Китайский истребитель J-20 совершил первый полет — ОРУЖИЕ РОССИИ, Каталог вооружения, военной и специальной техники (недоступная ссылка)
- ↑ В Сеть попали фотографии нового китайского истребителя . Дата обращения: 7 октября 2012. Архивировано 21 ноября 2012 года.
- ↑ Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) типа «Стерегущий» (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 мая 2009. Архивировано 24 декабря 2008 года.
- ↑ Малый артиллерийский корабль «Астрахань» проекта 21630 шифр «Буян» . Дата обращения: 10 августа 2010. Архивировано 14 ноября 2011 года.
- ↑ Денис Кораблёв Проект 22350 Архивная копия от 7 октября 2011 на Wayback Machine
- ↑ Заложен малый ракетный корабль «Град Свияжск» . Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 9 сентября 2013 года.
- ↑ DDG 1000 Zumwalt Class Destroyer (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 декабря 2010. Архивировано 12 апреля 2010 года.
- ↑ Россия создаст эсминец нового поколения . Дата обращения: 10 августа 2010. Архивировано 23 июля 2010 года.
- ↑ Украина начала ходовые испытания новейшего стелс-катера – Naked Science . naked-science.ru. Дата обращения: 3 сентября 2017. Архивировано 3 сентября 2017 года.
Литература
- Heppenheimer, T. A. Stealth: First glimpses of the invisible aircraft now under construction. // Popular Science. — September 1986. — Vol. 229 — No. 3 — P. 74-79, 115-116 — ISSN 0161-7370.
- «Метод краевых волн в физической теории дифракции», Уфимцев П. Я., изд. «Советское радио», 1962, тираж 6.5 т. экз.
- А. Н. Лагарьков, М. А. Погосян. Фундаментальные и прикладные проблемы стелс-технологий // Вестник РАН. — 2003. — Т. 73, № 9. — С. 848.
- Бочкарев А. М., Долгов М. Н. Радиолокация малозаметных летательных аппаратов // Зарубежная радиоэлектроника. — 1989. — № 2. — С. 3—17.