Ставкирка в Урнесе

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ставкирка
Ста́вкирка в У́рнесе
Urnes Stavkirke
Урнесская ставкиркаУрнесская ставкирка
Координаты: 61°17′53″ с. ш. 7°19′21″ в. д.HGЯO
Страна  Норвегия
Тип здания Каркасная церковь
Строительство 1132
Дата упразднения 1881 год
Статус охраняется государством
Флаг ЮНЕСКО Объект всемирного наследия
Urnes Stave Church
(Деревянная церковь в Урнесе)
Ссылка № 58 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iii
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1979 (3-я сессия)

Ста́вкирка в У́рнесе — церковь на ферме Орнес[англ.] (Ornes) на южной стороне фьорда Лустер[нем.] в коммуне Лустер в Норвегии. Самая древняя из сохранившихся ставкирок. Возведена приблизительно в 1130 году. Ныне ведутся споры о том, сколько ещё более древних церквей было построено на её месте до этого времени – одна или две. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Урнесский стиль

Церковь известна резными панелями, сохранившимися с 1050 года, демонстрирующими «урнесский стиль»[нем.] — позднейший расцвет разновидности широко распространённого в Скандинавии в то время «звериного стиля».

Характерными особенностями этого стиля являются асимметричность и волнообразность орнамента. Не сразу можно уловить основной сюжет — существо, похожее не то на льва, не то на собаку, опутанное змеями на оленьих ногах. Существует много теорий относительно сюжета, который автор хотел изобразить урнесской резьбой. Возможно, как и на некоторых рунических камнях, на панели показана одна из битв «сумерек богов» — Рагнарёк, противостояние хтонического змея Ёрмунганда перевоплощённому богу грома и молнии Тору. Другая интерпретация горельефа также толкует его исходя из скандинавской мифологии. Некоторые видят в нём оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль. Вероятно, наиболее близкая к истине гипотеза находит узнаваемый христианский символ в битве льва (христианства) со змеем (язычеством).

Не исключено, что зародившийся в Норвегии «урнесский стиль» повлиял на средневековую европейскую культуру. Появившись в XI веке Скандинавии, он ненадолго распространяется в Англии (Йевингтонский собор в Эссексе, Саутвелл-минстер в Ноттингемшире и собор Нориджа в Восточной Англии). Существуют аналогии этому стилю и на Руси в XV веке, однако там он не приживается и вскоре отмирает.

См. также

Литература