Ставкирка в Урнесе
Ставкирка | |
Ста́вкирка в У́рнесе | |
---|---|
Urnes Stavkirke | |
Координаты: 61°17′53″ с. ш. 7°19′21″ в. д.HGЯO | |
Страна | Норвегия |
Тип здания | Каркасная церковь |
Строительство | 1132 |
Дата упразднения | 1881 год |
Статус | охраняется государством |
Объект всемирного наследия | |
Urnes Stave Church (Деревянная церковь в Урнесе) |
|
Ссылка | № 58 в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | i, ii, iii |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1979 (3-я сессия) |
Ста́вкирка в У́рнесе — церковь на ферме Орнес[англ.] (Ornes) на южной стороне фьорда Лустер[нем.] в коммуне Лустер в Норвегии. Самая древняя из сохранившихся ставкирок. Возведена приблизительно в 1130 году. Ныне ведутся споры о том, сколько ещё более древних церквей было построено на её месте до этого времени – одна или две. С 1979 года включена в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Урнесский стиль
Церковь известна резными панелями, сохранившимися с 1050 года, демонстрирующими «урнесский стиль»[нем.] — позднейший расцвет разновидности широко распространённого в Скандинавии в то время «звериного стиля».
Характерными особенностями этого стиля являются асимметричность и волнообразность орнамента. Не сразу можно уловить основной сюжет — существо, похожее не то на льва, не то на собаку, опутанное змеями на оленьих ногах. Существует много теорий относительно сюжета, который автор хотел изобразить урнесской резьбой. Возможно, как и на некоторых рунических камнях, на панели показана одна из битв «сумерек богов» — Рагнарёк, противостояние хтонического змея Ёрмунганда перевоплощённому богу грома и молнии Тору. Другая интерпретация горельефа также толкует его исходя из скандинавской мифологии. Некоторые видят в нём оленя, грызущего корни Мирового Дерева Иггдрасиль. Вероятно, наиболее близкая к истине гипотеза находит узнаваемый христианский символ в битве льва (христианства) со змеем (язычеством).
Не исключено, что зародившийся в Норвегии «урнесский стиль» повлиял на средневековую европейскую культуру. Появившись в XI веке Скандинавии, он ненадолго распространяется в Англии (Йевингтонский собор в Эссексе, Саутвелл-минстер в Ноттингемшире и собор Нориджа в Восточной Англии). Существуют аналогии этому стилю и на Руси в XV веке, однако там он не приживается и вскоре отмирает.
См. также
Литература
- Прайс У. Архитектура в дереве / Пер. с англ. – М.: БММ, 2006
- Всеобщая история искусств т.6, кн.1. – М.: Государственное издательство «Искусство», 1960 / Под ред. Веймарна Б.В., Колпинского Ю.Д.
- Egenberg I.M. Tarring maintenance of Norwegian medieval stave churches: Characterisation of pine tar during kiln-production, experimental coat procedures a. weathering [Diss.] // Goteborg studies in conservation. – Goteborg: Acta Univ. Gothoburgensis. – 2003. – № 12
- Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985.
- Роэсдаль Э. Мир викингов / Пер. с дат. – СПб.: Всемирное слово, 2001.
- Тодорова С.М. Орнаментика рунических камней: от символов к образу (на материалах Швеции XX век) // Скандинавские чтения 1998. – СПб.: Наука, 1998.
- Селицкий А.И. Олень и мировое дерево в древнегерманской мифопоэтической традиции // Скандинавские чтения 2002. – СПб.: ИАЭ РАН, 2003.
- Арбман Х. Викинги / Пер. со швед. – СПБ.: Евразия, 2003.
- Черепнин Л.В. Русская палеография. – М.: Издательство политической литературы, 1956.
-
Изображение церкви в XIX веке
-
Современный вид
-
Знаменитый северный портал XI века
-
Деревянная резьба
-
Интерьер храма в XIX веке