Средства массовой информации Японии

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Средства массовой информации Японии — медиаиндустрия Японии, включающая СМИ традиционные (газеты, телевидение, радио) и цифровые (интернет).

Правовое регулирование медиарынка

Индустрия СМИ в Японии регулируется, как и другие сферы экономики, Антимопонольным законом, запрещающим монополизацию рынков, что сделано для защиты малого и среднего бизнеса[1]. Также СМИ руководствуются законом «О свободе слова», пункт о которой закреплён в Конституции[2].

Представители всех СМИ входят в Японскую ассоциацию издателей и редакторов газет, созданную 23 июля 1946 года, и имеющую в своём уставе кодекс журналистики, принципам которого (о беспристрастной, без личного мнения подаче новостей и об ответственности и порядочности при подготовке редакционных комментариев) все члены ассоциации обязаны следовать. По состоянию на 2006 год, в Ассоциацию входили 170 компаний, включая газетные концерны, телеграфные агентства, радио- и телекомпании[1].

Медиаконцерны

В Японии действует пять крупнейших медиаконцернов[3]:

  • «Асахи». Действует в т.ч. за пределами Японии. Издаёт одну из крупнейших федеральных газет Asahi Shimbun. По состоянию на 2006 год издавал 18 наименований газет и журналов на японском и английском языках.
  • «Ёмиури» (основан в 1950 году). Основной печатный орган — газета «Ёмиури». Линейка изданий насчитывает несколько десятков газет, журналов, ежегодников. Концерн также занимается телрадиовещанием.
  • «Майнити». Издаёт общенациональную газету «Майнити» и десятки других изданий, владеет крупной телерадиостанцией TBS (Tokyo Broadcasting System).
  • «Nikkei». Концерн тесно связан с Федерацией экономических организаций и Ассоциацией предпринимателей, при нём создан Центр по изучению японской экономики (1964), составляющий экономические прогнозы для правительства Японии. Владеет теларадиокомпанией TV Tokyo (Television Tokyo Channel 12), рядом экономических изданий.
  • «Sankei». Медиаконцерн, издающий линейку газет и журналов (Sankei, Sankei Sports, The Osaks Shimbun, The Japan Industrial Journal, таблоид Fuji Evening News и др.). Владеет крупнейшей коммерческой телерадиокомпанией Fuji Television.

Печатные СМИ

Газеты

По состоянию на 2006 год, в среднем каждая японская семья выписывала 1-2 газеты, каждый японец тратил на чтение газет 27 минут в день. Суммарный тираж всех газет составлял 70 млн экз[4].

В четвёрку общенациональных газет входят (2006)[4]:

При этом на первые три газеты приходилось около половины суммарного тиража всех издаваемых в Японии ежедневных газет[4].

Журналы

Впервые журналы в Японии появились в конце 19 века. По состоянию на 2006 год, количество наименований издаваемых журналов было более двух с половиной тысяч (общий тираж — почти 5 млрд экз.), из них наиболее популярные — еженедельники (обычно на дешёвой бумаге, с броскими заголовками и чёрно-белыми фотографиями). Изданием журналов занимаются не специализированные компании, а книжно-журнальные издательства в рамках линейки своей продукции[5].

Большой популярностью пользуются комиксы (манга), тираж которых составлял в 2006 году 1,2 млрд экз. Комиксы выпускаются не только развлекательным контентом, но и на серьёзные темы, ориентируясь на самую разную целевую аудиторию. В частности, в виде комиксов издаются учебники-журналы, поскольку считается, что текст в картинках позволяет легче усваивать материал[5].

Телевидение

Днём рождения телевидения Японии считается 1 февраля 1953 года, когда в эфир стали выходить тепередачи государственной телерадиокорпорации NHK[5].

В 2006 году помимо государственной NHK Японии работло 132 коммерческие телекомпании (крупнейшие — Nippon Television, TBS, TV Tokyo, Fuji Telecasting). Ежедневная телеаудитория составляла 196,2 млн чел. Развита система кабельного и спутникового телевидения[6].

Радио

Радиовещание появилось в Японии в 1925 году, на постоянной основе — в 1953. В 2006 году работало 106 коммерческих радиостанций[7], ежедневно радио слушали 93,5 млн японцев[6].

Интернет-СМИ

Благодаря стратегии по развитию нового информационного общества, которая проводилась в Японии с 2000 года, уже к 2004 году интернетов польховались 61% японцев (78 млн)[8].

Активное использование японцами сети интернет повлекло развитие онлайновых СМИ. По состоянию на 2006 год, наиболее популярными интернет-порталами были[9]:

  • @nifty (nifty.com) — портал крупнейшего провайдера,
  • Biglobe (biglobe.ne.jp) — портал второго по величине интернет-провайдера,
  • Yahoo! Japan (yahoo.co.jp) — информационный портал,
  • Jinjiapan (jinjiapan.org) — информационный японоязычный сайт.

В апреле 2023 года самыми посещаемыми сайтами в Японии были (по данным SimilarWeb)[10]:

  • Google (google.com) — поисковик,
  • docomo.ne.jp — сайт оператора мобильной связи NTT docomo,
  • Yahoo! Japan (yahoo.co.jp),
  • YouTube — сервис видеохостинга,
  • Twitter — сервис микроблогов.

Реклама в СМИ

По состоянию на 2003 год, на традиционные СМИ приходилось 63,1% всего рынка рекламы[2]. К 2020 году структура рынка сильно изменилась в сторону интернет-СМИ[11]:

  • традиционные медиа (ТВ, радио, газеты, журналы) — 36,6% (2,253 млрд йен),
  • интернет — 36,2% (2,229 млрд йен),
  • рекламные носители (наружная реклама, почтовая, бесплатные газеты и т.п.) — 27,2% (1,677 млрд йен).

По состоянию на 2006 год, самой крупной японской рекламной корпорацией являлась компания Dentsu Inc., основанная в 1901 году. На втором месте — «Хакуходо» (основана в 1895 году), на третьем — Daiko Advertising Inc. (с 1944 года)[12].

Примечания

Литература