Средства массовой информации Индии

Эта статья написана в рамках энциклопедии Руниверсалис и находится в стадии проработки и развития
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Средства массовой информации Индии — медиаиндустрия Индии, включающая СМИ традиционные (газеты, телевидение, радио) и цифровые (интернет).

Правовое регулирование медиарынка

Конституция Индии не содержит положений, прямо предусматривающих право на свободу прессы. Однако статьёй 19 (1) Конституции гарантируется право на свободу слова и самовыражения, которое трактуется как содержащее в себе право на свободу прессы[1].

Действующие индийские законы, регулирующие деятельность печатных СМИ, были приняты как в период, когда Индия являлась британской колонией (закон о прессе и регистрации книг 1867 года), так и в период независимости (законы о рекламе, ценообразовании и др. от 1951, 1956 и 1961 годов)[1]. Радио и телевидение регулируются законом о телеграфе (1885) с поправками от 1961 года[2], законом о регулировании кабельных ТВ-сетей (1995, 2002), законом о конвергенции (2000)[3].

Вопросами регулирования работы электронных СМИ занимается Управление по регулированию телекоммуникаций Индии[en] (TRAI, Telecom Regulatory Authority of India)[4].

Надзор за соблюдением права на свободу прессы осуществляет Совет по прессе Индии[en] (учрёжден дважды — в 1966 и 1978 годах). Совет форумлирует стандарты работы СМИ, оценивает вопросы о вмешательстве властных структур в работу прессы. Власти Индии для обоснования случаев проводимой цензуры (например, по вопросам, связанным с территориальным конфликтом с Пакистаном) используют положения Закона о государственной тайне. Нередко этот закон используется властями для подавления оппозиционной критики[1].

В 2002 году был принят закон, гарантирующий гражданам право на доступ к официальной информации[4].

Медиаконцерны

Национальная вещательная корпорация Индии Prasar Bharati[en] была основана в 1997 году на базе закона от 1990 года. Корпорации были переданы основные вещательные компании[4]:

На начало 21 века крупнейшими медиаконцернами Индии были[5]:

  • Bennett, Coleman & Co. Ltd (группа Times). Основные издания концерна — ежедневная газета на английском языке Times of India (осн. в 1838 году), финансовая газета на английском языке Economic Times, региональные издания Navbharat Times, Maharashtra Times, различные журналы, в т.ч. Femina, Filmfare. Владеет телеканалом, радиовещательной сетью, электронными СМИ.
  • HT Media Ltd. (группа Hindustan Times). Выпускает ежедневную газету на английском — Hindustan Times и на хинди — Hindustan, журналы на хинди Nandan и Kadambini.
  • Kasturi & Sons Ltd (группа Hindu). Выпускает ежедневные газеты на английском Hindu и Business Line, журналы Frontline и Sportstar.
  • ABP выпускает ежедневную газету на бенгальском языке Anandabazar Patrika, газету на английском языке Telegraph, журнал Business World, владеет телеканалом Star News, вещающим на хинди.
  • India Today специализируется на журналах, издаёт крупнейшее журнальное издание India Today, владеет телеканалами, радиостанциями.

Печатные СМИ

Газеты

Старейшими печатными изданиями Индии являются мумбайские газеты Bombey Samachar и Gujarati, выходящие с 1822 года[6].

На начало 21 века самыми популярными газетами в Индии были[7]:

Журналы

На начало 21 века крупнейшими тиражами в Индии издавались следующие журналы[8]:

Телевидение

На начало XXI века телерынок Индии был третьим по величине в мире — 450 млн зрителей (половина населения страны на тот момент)[9], а национальный вещатель Дурдаршан, владевший 25 телеканалами, являлся одной из крупнейших телесетей мира[10].

Помимо государственного вещателя Дурдашана (организованного по схожему с Би-би-си принципу финансирования — через лицензионный сбор с владельцев телевизоров)[10] в Индии с начала 1990-х годов развивается коммерческое телевидение. Это стало возможным после того, как госмонополия на ТВ была ограничена только наземным вещанием, а кабельное и спутниковое телеведение было открыто для частного капитала. Это вызвало бурный рост ТВ-индустрии, в частности, меньше, чем за 15 лет, количество доступных зрителям каналов выросло с двух до 250[11].

С 2001 года в Индии внедряется цифровое телевидение[12].

Радио

Штаб Всеиндийского радио в Нью-Дели

История радиовещания в Индии ведётся с 1927 года, когда первые радиопередатчики были установлены в Мумбаи и Калькутте. Индийская радиовещательная служба была создана в 1930 году. В дальнейшем она дважды переименовывалась: в 1936 году — во Всеиндийское радио, в 1957 году — в Акашвани (Akashvani)[12].

С 1947 по 2002 год количество радиостанций в Индии выросло с шести до 250. На начало 21 века радио было доступно для 98% населения Индии[13].

Интернет-СМИ

По состоянию на 2002 год, в Индии насчитывалось 150 тысяч индийских сайтов (в основном на английском языке, во вторую очередь на хинди, в третью на тамильском языке). Это было вдвое меньше, чем было в Китае[14].

На начало 21 века наиболее популярными индийскими сайтами были Khoj, 123 India.com, Indiatimes, Indya, Rediff, сайт ИА Press Trust of India, Yahoo, Altavista, MSN[15].

В декабре 2023 года самыми посещаемыми сайтами в Индии были (по данным SimilarWeb)[16]:

  • Гугл — поисковик,
  • YouTube — сервис видеохостинга,
  • соцсети Facebook и Instagram, принадлежащие признанной в России экстремистской компании Meta.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Ткачева, 2006, с. 71.
  2. Ткачева, 2006, с. 71-72.
  3. Ткачева, 2006, с. 72-73.
  4. 4,0 4,1 4,2 Ткачева, 2006, с. 72.
  5. Ткачева, 2006, с. 77-78.
  6. Ткачева, 2006, с. 78.
  7. Ткачева, 2006, с. 79.
  8. Ткачева, 2006, с. 81.
  9. Ткачева, 2006, с. 82-83.
  10. 10,0 10,1 Ткачева, 2006, с. 83.
  11. Ткачева, 2006, с. 84-85.
  12. 12,0 12,1 Ткачева, 2006, с. 88.
  13. Ткачева, 2006, с. 89.
  14. Ткачева, 2006, с. 93.
  15. Ткачева, 2006, с. 93-94.
  16. Top Websites Ranking in India in December 2024 (англ.). SimilarWeb. Дата обращения: 10 января 2024.

Литература

  • Ткачева Н. В. Индия // Энциклопедия мировой индустрии СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / Вартанова Е.Л.. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 70-95. — 376 с.
  • Ткачева Н. В. Индия: медиасистема в условиях либерализации экономики. — М.: МедиаМир, 2009. — 144 с. — ISBN 978-5-91177-034-1.