Список шлюпов Российского императорского флота
В список включены все парусные шлюпы, состоявшие на вооружении Российского императорского флота, и шлюпы Первой русской кругосветной экспедиции.
В составе российского флота шлюпы строились с середины XVIII до XIX века и использовались в качестве разведывательных, посыльных и дозорных судов, для выполнения исследовательских и гидрографических работ, а также в качестве транспортов. Могли нести от одной до трёх мачт, однако большинство судов, входивших в состав флота, были трёхмачтовыми и несли прямое парусное вооружение. Вооружение шлюпов состояло из 16—34 орудий, располагавшихся по большей части на верхней палубе. Наиболее крупные представители судов данного класса могли иметь батарейную палубу. В первой четверти XIX века шлюпы были классом судов, наиболее часто совершавшим дальние и кругосветные экспедиции[1][2][3].
Легенда
Список судов разбит на разделы по флотам и флотилиям, внутри разделов суда представлены в порядке очерёдности включения их в состав флота, в рамках одного года — по алфавиту. Отдельным разделом представлены шлюпы Первой русской кругосветной экспедиции.
- Размер — длина и ширина судна в метрах.
- Осадка — осадка судна (глубина погружения в воду) в метрах.
- Верфь — верфь постройки судна.
- Корабельный мастер — фамилия мастера, построившего судно.
- История службы — основные места и события.
- н/д — нет данных.
Строки таблиц иногда выделяются цветами:
- — выделение светло-зелёным цветом означает, что шлюп совершил кругосветное плавание.
- — выделение светло-жёлтым цветом означает, что шлюп совершил так называемое полукругосветное плавание.
Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.
Шлюпы Балтийского флота
В разделе приведены все шлюпы, входившие в состав Балтийского флота России.
Наименование | Ор. | Размер | Осадка | Эк. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Шпицберген | 32 | 33,6 х 9,2 | 4,3 | н/д | Соломбальская верфь | М. Сарычев | 1805 | 1812 | Принимал участие в войне с Францией 1804—1807 годов, русско-турецкой войне 1806—1812 годов. 5 (17) июля 1812 года продан с аукциона в Виго. | [4][5][6] |
Кола [комм. 1] |
26 | н/д | н/д | н/д | Соломбальская верфь | н/д | 1806 | 1820 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Разобран после 1820 года. | [6][7][8] |
Соломбал [комм. 1] |
26 | н/д | н/д | н/д | Соломбальская верфь | н/д | 1806 | 1822 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. В 1822 году разобран в Кронштадте. | [6][8][9] |
Пирам [комм. 2] |
18 | 31,3 x 9,1 | 3,1 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1826 | В 1808 и 1809 годах принимал участие в крейсерских плаваниях у мыса Святой Нос, а с 1812 по 1825 год нёс брандвахтенную службу в Архангельске, где и был разобран. | [6][8][10] |
Тизьба [комм. 2] |
18 | 31,3 x 9,1 | 3,1 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1820 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов. С 1810 по 1816 год нёс брандвахтенную службу в Свеаборге, где и был разобран. | [6][8][10] |
Единорог [комм. 2] |
18 | 31,3 x 9,1 | 3,1 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1812 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов и Отечественной войне 1812 года. По пути из Данцига в Ригу 6 (18) сентября 1812 сел на мель в районе мыса Домеснес и был сожжен экипажем, чтобы не попасть в руки неприятеля. | [6][8][11] |
Лизета | 16 | 28,3 x 8,3 | 3 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1815 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. Разобран в 1815 года в Кронштадте. | [6][8][12] |
Волхов | 16 | 28,2 x 6,4 | 2,7 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1815 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. Разобран в 1815 года в Кронштадте. | [6][12][13] |
Диана | 16/22 [комм. 3] |
27,7 x 7,6 | 4,2 | 60 | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев [комм. 4] |
1806 | 1813 | Совершил плавание из Кронштадта на Дальний Восток по пути в 1808 году побывал в плену у англичан, а при проведении описи Курильских островов в 1811 году часть экипажа шлюпа попала в плен к японцам. В 1813 году переоборудован в магазин в Петропавловской гавани. | [6][14][15] |
Свирь | 16 | 26,8 x 7,6 | 3,7 | н/д | Лодейнопольская верфь | В. Ф. Буданцев | 1806 | 1824 | Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. С 1814 по 1817 год нёс брандвахтенную службу в Ревеле, а с 1820 по 1824 год принимал участие в описи берегов Финского залива. 6 (18) октября 1824 года сел на мель в районе острова Нерва и был разбит волнами. | [6][14][16] |
Камчатка | 28 [комм. 5] |
39,7 x 10 | 5,2 | 80—130 | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1817 | 1828 | Совершил кругосветное плавание в 1817—1819 годах. С 1822 года использовался в качестве транспортного судна, а 1828 году был переоборудован в таможенную брандвахту в Кронштадте. | [6][17][18] |
Мирный [комм. 6] |
20 | 36,6 x 9,2 | 4,6 | 72 | Лодейнопольская верфь | Я. А. Колодкин | 1818 | 1830 | Принимал участие в Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена. В 1822—1824 и 1826—1828 годах использовался для доставки грузов между портами Финского залива. В 1825 нёс брандвахтенную службу в Свеаборге. Разобран в Кронштадте. | [19][20][21] |
Восток | 28 [комм. 5] |
39,7 x 10 | 5,2 | 80—130 | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1818 | 1828 | Принимал участие в Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена. В 1822 и 1823 использовался в качестве транспортного судна. 7 (19) ноября 1824 года во время шторма в Средней гавани Кронштадта сел на мель, а в 1828 году разобран на мели. | [19][22][23] [24] |
Благонамеренный [комм. 7] |
20 | 36,5 x 9,1 | 5 | 83 | Лодейнопольская верфь | Я. А. Колодкин | 1818 | 1828 | Принимал участие в кругосветном плавании в 1819—1822 годах. Разобран в Кронштадте. | [19][22][25] |
Открытие | 18/28 [комм. 5] |
39,7 x 10 | 5,2 | 80—130 | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1819 | 1828 | Принимал участие в кругосветном плавании в 1819—1822 годах. С 1823 по 1826 год нёс брандвахтенную службу в Свеаборге. Разобран после 1828 года. | [19][26][27] |
Ладога | 20 | н/д | н/д | н/д | Лодейнопольская верфь | Я. А. Колодкин | 1820 | 1828 | Принимал участие в кругосветном плавании в 1822—1824 годах. Разобран в 1828 году. | [19][26][28] |
Аполлон | 28 | н/д | н/д | н/д | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1821 | 1828 | Принимал участие в кругосветном плавании в 1821—1824 годах. Разобран в 1828 году. | [19][26][29] |
Предприятие | 24 [комм. 8] |
39,6 x 11 | 5 | 120 | Охтенская верфь [комм. 9] |
А. А. Попов | 1823 | 1832 | Принимал участие в Третьей русской кругосветной экспедиции 1823—1826 годов. C 1828 года использовался для перевозки грузов, в 1830 году был переоборудован в транспорт, а в 1832 году — разобран. | [19][26][30] |
Смирный | 24 | н/д | н/д | н/д | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1824 | 1830 | 27 сентября (9 октября) 1824 года, покинув Кронштадт, начал участие в кругосветном плавании, однако попал в шторм в Северном море, получил сильные повреждения и ушел в Арондель на зимовку, а в мае следующего года вернулся в Кронштадт. С 1825 года использовался для перевозки грузов между Кронштадтом и Архангельском. В июне 1830 сел на мель в проливе Каттегат, экипаж и груз удалось спасти, а шлюп впоследствии был снят с мели и продан. | [19][26][31] |
Моллер [комм. 10] |
16 | 27,5 x 9 | 2,8 | 80 | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1826 | 1835 | Принимал участие в Тихоокеанской экспедиции 1826—1829 годов. С 1830 по 1834 год на шлюпе выполнялись гидрографические работы в Финском заливе. В 1835 году был переоборудован в блокшив в Ревеле. | [32][33] |
Сенявин [комм. 10] |
16 | 27,5 x 9 | 2,8 | 80 | Охтенская верфь | В. Ф. Стокке | 1826 | 1844 | Принимал участие в Тихоокеанской экспедиции 1826—1829 годов. С 1830 по 1832 год на нёс брандвахтенную службу в Ревеле. В 1833 и 1834 годах использовался для перевозки грузов в порты Финского залива. С 1835 года занимал брандвахтенный пост в Кронштадтской гавани, а в 1844 году был разобран. | [33][34] |
-
Шлюп «Восток» на почтовой марке СССР 1965 года
-
Шлюпы «Мирный» и «Восток» на почтовой марке СССР 1970 года
-
Шлюп «Восток» на юбилейной монете Банка России 1994 года
-
Шлюп «Мирный» на юбилейной монете Банка России 1994 года
Шлюп Черноморского флота
В разделе приведены данные шлюпа, входившего в состав Черноморского флота России.
Наименование | Ор. | Размер | Осадка | Эк. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диана | 18/34 | 32,9 x 8,1 | 2,5 | н/д | Севастопольское адмиралтейство | И. Я. Осминин | 1823 | 1839 | Принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, с 1830 по 1838 год — в действиях флота у берегов Кавказа. В 1839 году переоборудован под магазин. | [35][36][37] |
Шлюп Беломорской флотилии
В разделе приведены данные шлюпа, входившего в состав Беломорской флотилии России. Стоит отметить, что в большинстве источников судно относят к шхунам.
Наименование | Ор. | Размер | Осадка | Эк. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кротов | н/д | 10,4[комм. 11] | н/д | 8 | Соломбальская верфь | н/д | 1834 | 1843 | Принимал участие в экспедициях к архипелагу Новая Земля 1834 и 1837 годов. В 1843 году продан на слом. | [38][39][40] [41] |
-
«Кротов» на фоне горы Носилова. Рисунок Редера, 1837 год
Шлюпы Сибирской флотилии
В разделе приведены все шлюпы, входившие в состав Сибирской флотилии России.
Наименование | Ор. | Размер | Осадка | Эк. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Большерецк [комм. 12] |
н/д | 15,2 x 3,2 | 1,4 | н/д | Большерецкая верфь | Построен моряками отряда М. П. Шпанберга | 1739 | 1744 | Принимал участие в Великой Северной экспедиции. Разбился в 1744 году в районе устья реки Большая. | [42][43][44] |
Святая Мария | н/д | н/д | н/д | н/д | Охотская верфь | Бубнов | н/д | 1786 | Сведений о плаваниях шлюпа не сохранилось. В 1786 году разбился недалеко от устья реки Камчатка. | [42][43][44] |
Святая Екатерина | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | н/д | 1774 | Сведений о плаваниях шлюпа не сохранилось. В 1786 году разбился у юго-западного побережья Камчатки вблизи рек Опалы и Голыгиной. | [42][43][44] |
Шлюпы Первой кругосветной экспедиции
В разделе приведены шлюпы, принимавшие участие в Первой кругосветной экспедиции.
Наименование | Ор. | Размер | Осадка | Эк. | Верфь | Мастер | Вх. | Вых. | История службы | Прим. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нева [комм. 13] |
14 | н/д | н/д | 47—48 | н/д [комм. 14] |
н/д | 1802 [комм. 15] |
1813 | Принимал участие в Первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов, осенью 1804 года оказал поддержку отряду Русско-американской компании в битве при Ситке. В 1807 году перешёл в Русскую Америку. Потерпел крушение зимой 1813 года у мыса Эджкамб. | [45][46] |
Надежда [комм. 16] |
16 | н/д [комм. 17] |
н/д [комм. 17] |
58—81 | н/д [комм. 14] |
н/д | 1800 [комм. 15] |
1808 | Принимал участие в Первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов. В 1808 году шлюп был зафрахтован американским купцом Д. Мартином для перевозки товаров в Нью-Йорк. В декабре 1808 года был затерт льдами и погиб у датского берега. | [45][47] |
-
Шлюп «Надежда»
-
Шлюп «Нева» на юбилейной монете Банка России 1993 года
-
Шлюп «Надежда» на юбилейной монете Банка России 1993 года
Примечания
Комментарии
- ↑ 1,0 1,1 Шлюпы «Кола» и «Соломбал» строились по одному проекту, тип «Кола».
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Шлюпы «Пирам», «Тизьба» и «Единорог» строились по одному проекту, тип «Пирам».
- ↑ Четырнадцать 6-фунтовых пушек, четыре 8-фунтовых карронады и четыре 3-фунтовых фальконета.
- ↑ Изначально построен как транспорт, в том же году И. В. Курепановым переделан в шлюп.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 В том числе 12 карронад.
- ↑ Изначально построен как транспорт «Ладога», переделан в шлюп специально для участия в кругосветном плавании и 22 апреля (4 мая) 1819 года переименован в «Мирный».
- ↑ Изначально построен как транспорт «Свирь», переделан в шлюп специально для участия в кругосветном плавании и 22 апреля (4 мая) 1819 года переименован в «Благонемеренный».
- ↑ 6-фунтовые пушки.
- ↑ Был спроектирован специально для кругосветного плавания, стал первым российским военным судном, построенным в закрытом эллинге.
- ↑ 10,0 10,1 Шлюпы «Моллер» и «Сенявин» строились специально для Тихоокеанской экспедиции по одному проекту, тип «Моллер». Первый получил наименование в честь А. В. фон Моллера, а второй — Д. Н. Сенявина.
- ↑ Указана длина судна.
- ↑ В силу того, что был построен из берёзового леса, также назывался «Берёзовкой».
- ↑ Бывший английский шлюп «Темза» (англ. Thames).
- ↑ 14,0 14,1 Приобретён в Англии.
- ↑ 15,0 15,1 Приобретён в 1803 году.
- ↑ Бывший английский шлюп «Леандр» (англ. Leander).
- ↑ 17,0 17,1 Точных данных по размерам судна не сохранилось, в настоящее время существует 2 варианта чертежей судна. По одним данным наибольшая длина судна составляла 112 футов 2 и 1/2 дюйма, длина по грузовой ватерлинии 95 футов 9 и 1/4 дюйма, ширина — 29 футов, а осадка — 12 футов 8 дюймов, по другим, длина — 117 футов, а ширина 28 футов и 4 дюйма.
Ссылки на источники
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 45—62.
- ↑ Шлюпы . «Военная Россия». Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 25 марта 2011 года.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 170.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 45—46.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 170—171.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Веселаго, 1872, с. 170—171.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 46.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Широкорад, 2007, с. 171.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 46—47.
- ↑ 10,0 10,1 Чернышёв, 2002, с. 47.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 47—48.
- ↑ 12,0 12,1 Чернышёв, 2002, с. 48.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 171—172.
- ↑ 14,0 14,1 Широкорад, 2007, с. 172.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 58—59.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 48—49.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 172—173.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 49—50.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 19,7 Веселаго, 1872, с. 172—173.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 173—174.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 59—61.
- ↑ 22,0 22,1 Широкорад, 2007, с. 174.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 50—52.
- ↑ Соломонов, Золотарев, Кузнецов, 2012, с. 130—132.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 61—62.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 Широкорад, 2007, с. 175.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 52—53.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 53—54.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 54.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 54—55.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 55.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 175—176.
- ↑ 33,0 33,1 Чернышёв, 2002, с. 55—58.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 176.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 354.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 518—519.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 55—56.
- ↑ Чернышёв, 2002, с. 140.
- ↑ Веселаго, 1872, с. 694—695.
- ↑ Широкорад, 2007, с. 426.
- ↑ Вестник Кольского научного центра РАН, 2014, с. 7.
- ↑ 42,0 42,1 42,2 Чернышёв, 2002, с. 45.
- ↑ 43,0 43,1 43,2 Широкорад, 2007, с. 418.
- ↑ 44,0 44,1 44,2 Веселаго, 1872, с. 708—709.
- ↑ 45,0 45,1 Соломонов, Золотарев, Кузнецов, 2012, с. 119—123.
- ↑ Лисянский Юрий Федорович . «Хронос». Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 25 мая 2015 года.
- ↑ Соколов, 2009, с. 1.
Литература
- Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
- Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. — СПб.: Типография морского министерства, 1872. — 798 с.
- Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России / Под ред. А. Б. Васильева. — 2-е изд. — М.: «Вече», 2007. — 448 с. — ISBN 978-5-9533-1517-3.
- Шабалина О. В. История арктических экспедиций в материалах персональных фондов музея-архива истории изучения и освоения европейского севера ЦГП КНЦ РАН // Вестник Кольского научного центра РАН : Журнал. — Апатиты: Кольский научный центр, 2014. — № 2. — ISSN 2307-5228. Архивировано 21 мая 2015 года.
- Соломонов Б. В., Золотарев А. Н., Кузнецов Н. А. 100 великих кораблей / Под ред. Н. М. Смирнова. — М.: «Вече», 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-9533-3751-9.
- Соколов М. Л. Чертеж шлюпа «Надежда» (масштаб 1:100). — СПб.: издательство Гармашева, 2009. — 1 с.