Список шлюпов Российского императорского флота

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шлюп «Нева» с гравюры, выполненной по рисунку Ю. Ф. Лисянского

В список включены все парусные шлюпы, состоявшие на вооружении Российского императорского флота, и шлюпы Первой русской кругосветной экспедиции.

В составе российского флота шлюпы строились с середины XVIII до XIX века и использовались в качестве разведывательных, посыльных и дозорных судов, для выполнения исследовательских и гидрографических работ, а также в качестве транспортов. Могли нести от одной до трёх мачт, однако большинство судов, входивших в состав флота, были трёхмачтовыми и несли прямое парусное вооружение. Вооружение шлюпов состояло из 16—34 орудий, располагавшихся по большей части на верхней палубе. Наиболее крупные представители судов данного класса могли иметь батарейную палубу. В первой четверти XIX века шлюпы были классом судов, наиболее часто совершавшим дальние и кругосветные экспедиции[1][2][3].

Легенда

Список судов разбит на разделы по флотам и флотилиям, внутри разделов суда представлены в порядке очерёдности включения их в состав флота, в рамках одного года — по алфавиту. Отдельным разделом представлены шлюпы Первой русской кругосветной экспедиции.

  • Размер — длина и ширина судна в метрах.
  • Осадка — осадка судна (глубина погружения в воду) в метрах.
  • Верфь — верфь постройки судна.
  • Корабельный мастер — фамилия мастера, построившего судно.
  • История службы — основные места и события.
  • н/д — нет данных.

Строки таблиц иногда выделяются цветами:

  • — выделение светло-зелёным цветом означает, что шлюп совершил кругосветное плавание.
  • — выделение светло-жёлтым цветом означает, что шлюп совершил так называемое полукругосветное плавание.

Сортировка может проводиться по любому из выбранных столбцов таблиц, кроме столбцов История службы и Примечания.

Шлюпы Балтийского флота

В разделе приведены все шлюпы, входившие в состав Балтийского флота России.

Наименование Ор. Размер Осадка Эк. Верфь Мастер Вх. Вых. История службы Прим.
Шпицберген 32 33,6 х 9,2 4,3 н/д Соломбальская верфь М. Сарычев 1805 1812 Принимал участие в войне с Францией 1804—1807 годов, русско-турецкой войне 1806—1812 годов. 5 (17) июля 1812 года продан с аукциона в Виго. [4][5][6]
Кола
[комм. 1]
26 н/д н/д н/д Соломбальская верфь н/д 1806 1820 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов и Отечественной войне 1812 года. Разобран после 1820 года. [6][7][8]
Соломбал
[комм. 1]
26 н/д н/д н/д Соломбальская верфь н/д 1806 1822 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. В 1822 году разобран в Кронштадте. [6][8][9]
Пирам
[комм. 2]
18 31,3 x 9,1 3,1 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1826 В 1808 и 1809 годах принимал участие в крейсерских плаваниях у мыса Святой Нос, а с 1812 по 1825 год нёс брандвахтенную службу в Архангельске, где и был разобран. [6][8][10]
Тизьба
[комм. 2]
18 31,3 x 9,1 3,1 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1820 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов. С 1810 по 1816 год нёс брандвахтенную службу в Свеаборге, где и был разобран. [6][8][10]
Единорог
[комм. 2]
18 31,3 x 9,1 3,1 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1812 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов и Отечественной войне 1812 года. По пути из Данцига в Ригу 6 (18) сентября 1812 сел на мель в районе мыса Домеснес и был сожжен экипажем, чтобы не попасть в руки неприятеля. [6][8][11]
Лизета 16 28,3 x 8,3 3 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1815 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. Разобран в 1815 года в Кронштадте. [6][8][12]
Волхов 16 28,2 x 6,4 2,7 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1815 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. Разобран в 1815 года в Кронштадте. [6][12][13]
Диана 16/22
[комм. 3]
27,7 x 7,6 4,2 60 Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев
[комм. 4]
1806 1813 Совершил плавание из Кронштадта на Дальний Восток по пути в 1808 году побывал в плену у англичан, а при проведении описи Курильских островов в 1811 году часть экипажа шлюпа попала в плен к японцам. В 1813 году переоборудован в магазин в Петропавловской гавани. [6][14][15]
Свирь 16 26,8 x 7,6 3,7 н/д Лодейнопольская верфь В. Ф. Буданцев 1806 1824 Принимал участие в русско-шведской войне 1808—1809 годов, Отечественной войне 1812 года и войне с Францией 1813—1814 годов. С 1814 по 1817 год нёс брандвахтенную службу в Ревеле, а с 1820 по 1824 год принимал участие в описи берегов Финского залива. 6 (18) октября 1824 года сел на мель в районе острова Нерва и был разбит волнами. [6][14][16]
Камчатка 28
[комм. 5]
39,7 x 10 5,2 80—130 Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1817 1828 Совершил кругосветное плавание в 1817—1819 годах. С 1822 года использовался в качестве транспортного судна, а 1828 году был переоборудован в таможенную брандвахту в Кронштадте. [6][17][18]
Мирный
[комм. 6]
20 36,6 x 9,2 4,6 72 Лодейнопольская верфь Я. А. Колодкин 1818 1830 Принимал участие в Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена. В 1822—1824 и 1826—1828 годах использовался для доставки грузов между портами Финского залива. В 1825 нёс брандвахтенную службу в Свеаборге. Разобран в Кронштадте. [19][20][21]
Восток 28
[комм. 5]
39,7 x 10 5,2 80—130 Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1818 1828 Принимал участие в Первой русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена. В 1822 и 1823 использовался в качестве транспортного судна. 7 (19) ноября 1824 года во время шторма в Средней гавани Кронштадта сел на мель, а в 1828 году разобран на мели. [19][22][23]
[24]
Благонамеренный
[комм. 7]
20 36,5 x 9,1 5 83 Лодейнопольская верфь Я. А. Колодкин 1818 1828 Принимал участие в кругосветном плавании в 1819—1822 годах. Разобран в Кронштадте. [19][22][25]
Открытие 18/28
[комм. 5]
39,7 x 10 5,2 80—130 Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1819 1828 Принимал участие в кругосветном плавании в 1819—1822 годах. С 1823 по 1826 год нёс брандвахтенную службу в Свеаборге. Разобран после 1828 года. [19][26][27]
Ладога 20 н/д н/д н/д Лодейнопольская верфь Я. А. Колодкин 1820 1828 Принимал участие в кругосветном плавании в 1822—1824 годах. Разобран в 1828 году. [19][26][28]
Аполлон 28 н/д н/д н/д Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1821 1828 Принимал участие в кругосветном плавании в 1821—1824 годах. Разобран в 1828 году. [19][26][29]
Предприятие 24
[комм. 8]
39,6 x 11 5 120 Охтенская верфь
[комм. 9]
А. А. Попов 1823 1832 Принимал участие в Третьей русской кругосветной экспедиции 1823—1826 годов. C 1828 года использовался для перевозки грузов, в 1830 году был переоборудован в транспорт, а в 1832 году — разобран. [19][26][30]
Смирный 24 н/д н/д н/д Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1824 1830 27 сентября (9 октября1824 года, покинув Кронштадт, начал участие в кругосветном плавании, однако попал в шторм в Северном море, получил сильные повреждения и ушел в Арондель на зимовку, а в мае следующего года вернулся в Кронштадт. С 1825 года использовался для перевозки грузов между Кронштадтом и Архангельском. В июне 1830 сел на мель в проливе Каттегат, экипаж и груз удалось спасти, а шлюп впоследствии был снят с мели и продан. [19][26][31]
Моллер
[комм. 10]
16 27,5 x 9 2,8 80 Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1826 1835 Принимал участие в Тихоокеанской экспедиции 1826—1829 годов. С 1830 по 1834 год на шлюпе выполнялись гидрографические работы в Финском заливе. В 1835 году был переоборудован в блокшив в Ревеле. [32][33]
Сенявин
[комм. 10]
16 27,5 x 9 2,8 80 Охтенская верфь В. Ф. Стокке 1826 1844 Принимал участие в Тихоокеанской экспедиции 1826—1829 годов. С 1830 по 1832 год на нёс брандвахтенную службу в Ревеле. В 1833 и 1834 годах использовался для перевозки грузов в порты Финского залива. С 1835 года занимал брандвахтенный пост в Кронштадтской гавани, а в 1844 году был разобран. [33][34]

Шлюп Черноморского флота

В разделе приведены данные шлюпа, входившего в состав Черноморского флота России.

Наименование Ор. Размер Осадка Эк. Верфь Мастер Вх. Вых. История службы Прим.
Диана 18/34 32,9 x 8,1 2,5 н/д Севастопольское адмиралтейство И. Я. Осминин 1823 1839 Принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов, с 1830 по 1838 год — в действиях флота у берегов Кавказа. В 1839 году переоборудован под магазин. [35][36][37]

Шлюп Беломорской флотилии

В разделе приведены данные шлюпа, входившего в состав Беломорской флотилии России. Стоит отметить, что в большинстве источников судно относят к шхунам.

Наименование Ор. Размер Осадка Эк. Верфь Мастер Вх. Вых. История службы Прим.
Кротов н/д 10,4[комм. 11] н/д 8 Соломбальская верфь н/д 1834 1843 Принимал участие в экспедициях к архипелагу Новая Земля 1834 и 1837 годов. В 1843 году продан на слом. [38][39][40]
[41]

Шлюпы Сибирской флотилии

В разделе приведены все шлюпы, входившие в состав Сибирской флотилии России.

Наименование Ор. Размер Осадка Эк. Верфь Мастер Вх. Вых. История службы Прим.
Большерецк
[комм. 12]
н/д 15,2 x 3,2 1,4 н/д Большерецкая верфь Построен моряками отряда М. П. Шпанберга 1739 1744 Принимал участие в Великой Северной экспедиции. Разбился в 1744 году в районе устья реки Большая. [42][43][44]
Святая Мария н/д н/д н/д н/д Охотская верфь Бубнов н/д 1786 Сведений о плаваниях шлюпа не сохранилось. В 1786 году разбился недалеко от устья реки Камчатка. [42][43][44]
Святая Екатерина н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 1774 Сведений о плаваниях шлюпа не сохранилось. В 1786 году разбился у юго-западного побережья Камчатки вблизи рек Опалы и Голыгиной. [42][43][44]

Шлюпы Первой кругосветной экспедиции

В разделе приведены шлюпы, принимавшие участие в Первой кругосветной экспедиции.

Наименование Ор. Размер Осадка Эк. Верфь Мастер Вх. Вых. История службы Прим.
Нева
[комм. 13]
14 н/д н/д 47—48 н/д
[комм. 14]
н/д 1802
[комм. 15]
1813 Принимал участие в Первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов, осенью 1804 года оказал поддержку отряду Русско-американской компании в битве при Ситке. В 1807 году перешёл в Русскую Америку. Потерпел крушение зимой 1813 года у мыса Эджкамб. [45][46]
Надежда
[комм. 16]
16 н/д
[комм. 17]
н/д
[комм. 17]
58—81 н/д
[комм. 14]
н/д 1800
[комм. 15]
1808 Принимал участие в Первой кругосветной экспедиции 1803—1806 годов. В 1808 году шлюп был зафрахтован американским купцом Д. Мартином для перевозки товаров в Нью-Йорк. В декабре 1808 года был затерт льдами и погиб у датского берега. [45][47]

Примечания

Комментарии

  1. 1,0 1,1 Шлюпы «Кола» и «Соломбал» строились по одному проекту, тип «Кола».
  2. 2,0 2,1 2,2 Шлюпы «Пирам», «Тизьба» и «Единорог» строились по одному проекту, тип «Пирам».
  3. Четырнадцать 6-фунтовых пушек, четыре 8-фунтовых карронады и четыре 3-фунтовых фальконета.
  4. Изначально построен как транспорт, в том же году И. В. Курепановым переделан в шлюп.
  5. 5,0 5,1 5,2 В том числе 12 карронад.
  6. Изначально построен как транспорт «Ладога», переделан в шлюп специально для участия в кругосветном плавании и 22 апреля (4 мая1819 года переименован в «Мирный».
  7. Изначально построен как транспорт «Свирь», переделан в шлюп специально для участия в кругосветном плавании и 22 апреля (4 мая1819 года переименован в «Благонемеренный».
  8. 6-фунтовые пушки.
  9. Был спроектирован специально для кругосветного плавания, стал первым российским военным судном, построенным в закрытом эллинге.
  10. 10,0 10,1 Шлюпы «Моллер» и «Сенявин» строились специально для Тихоокеанской экспедиции по одному проекту, тип «Моллер». Первый получил наименование в честь А. В. фон Моллера, а второй — Д. Н. Сенявина.
  11. Указана длина судна.
  12. В силу того, что был построен из берёзового леса, также назывался «Берёзовкой».
  13. Бывший английский шлюп «Темза» (англ. Thames).
  14. 14,0 14,1 Приобретён в Англии.
  15. 15,0 15,1 Приобретён в 1803 году.
  16. Бывший английский шлюп «Леандр» (англ. Leander).
  17. 17,0 17,1 Точных данных по размерам судна не сохранилось, в настоящее время существует 2 варианта чертежей судна. По одним данным наибольшая длина судна составляла 112 футов 2 и 1/2 дюйма, длина по грузовой ватерлинии 95 футов 9 и 1/4 дюйма, ширина — 29 футов, а осадка — 12 футов 8 дюймов, по другим, длина — 117 футов, а ширина 28 футов и 4 дюйма.

Ссылки на источники

  1. Чернышёв, 2002, с. 45—62.
  2. Шлюпы. «Военная Россия». Дата обращения: 19 мая 2015. Архивировано 25 марта 2011 года.
  3. Широкорад, 2007, с. 170.
  4. Чернышёв, 2002, с. 45—46.
  5. Широкорад, 2007, с. 170—171.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Веселаго, 1872, с. 170—171.
  7. Чернышёв, 2002, с. 46.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Широкорад, 2007, с. 171.
  9. Чернышёв, 2002, с. 46—47.
  10. 10,0 10,1 Чернышёв, 2002, с. 47.
  11. Чернышёв, 2002, с. 47—48.
  12. 12,0 12,1 Чернышёв, 2002, с. 48.
  13. Широкорад, 2007, с. 171—172.
  14. 14,0 14,1 Широкорад, 2007, с. 172.
  15. Чернышёв, 2002, с. 58—59.
  16. Чернышёв, 2002, с. 48—49.
  17. Широкорад, 2007, с. 172—173.
  18. Чернышёв, 2002, с. 49—50.
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 19,5 19,6 19,7 Веселаго, 1872, с. 172—173.
  20. Широкорад, 2007, с. 173—174.
  21. Чернышёв, 2002, с. 59—61.
  22. 22,0 22,1 Широкорад, 2007, с. 174.
  23. Чернышёв, 2002, с. 50—52.
  24. Соломонов, Золотарев, Кузнецов, 2012, с. 130—132.
  25. Чернышёв, 2002, с. 61—62.
  26. 26,0 26,1 26,2 26,3 26,4 Широкорад, 2007, с. 175.
  27. Чернышёв, 2002, с. 52—53.
  28. Чернышёв, 2002, с. 53—54.
  29. Чернышёв, 2002, с. 54.
  30. Чернышёв, 2002, с. 54—55.
  31. Чернышёв, 2002, с. 55.
  32. Широкорад, 2007, с. 175—176.
  33. 33,0 33,1 Чернышёв, 2002, с. 55—58.
  34. Широкорад, 2007, с. 176.
  35. Широкорад, 2007, с. 354.
  36. Веселаго, 1872, с. 518—519.
  37. Чернышёв, 2002, с. 55—56.
  38. Чернышёв, 2002, с. 140.
  39. Веселаго, 1872, с. 694—695.
  40. Широкорад, 2007, с. 426.
  41. Вестник Кольского научного центра РАН, 2014, с. 7.
  42. 42,0 42,1 42,2 Чернышёв, 2002, с. 45.
  43. 43,0 43,1 43,2 Широкорад, 2007, с. 418.
  44. 44,0 44,1 44,2 Веселаго, 1872, с. 708—709.
  45. 45,0 45,1 Соломонов, Золотарев, Кузнецов, 2012, с. 119—123.
  46. Лисянский Юрий Федорович. «Хронос». Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 25 мая 2015 года.
  47. Соколов, 2009, с. 1.

Литература