Союз венедов
«Союз венедов» | |
---|---|
![]() | |
Общие сведения | |
Место создания |
|
Основание | 1990 |
Основатель | В. Н. Безверхий (Дед Остромысл) |
Основоположники | «Союз волхвов» |
Испытано влияние от | родноверие, «Велесова книга», Веды и индоевропейская мифология |
Вероисповедание | |
Религия | славянское неоязычество, пантеизм |
Течение | русский ведизм |
Идеология | расовая теория о превосходстве «арийцев» |
Распространение | |
Страны | Россия |
Языки | русский |
Число последователей | петербургское отделение — 43 человека (2017) |
Управление | |
Глава | В. Н. Безверхий (Дед Остромысл), А. Б. Тищенко |
Структура | |
Структура | общины в Новгороде, Пскове, Самаре, Томске и Кемеровской области |
Информационные ресурсы | |
Издания | газета «Родные просторы» и её приложение — журнал «Волхв», газета «Ярь» и два выпуска журнала «Волх» |
«Сою́з вене́дов» — старейшее русское неоязыческое религиозно-политическое общество «ведического» направления (может рассматриваться как часть родноверия[1][2]), основанное в июне 1990 года в Ленинграде Виктором Безверхим (языческое имя — Дед Остромысл) на базе существовавшего с 1986 года среди курсантов военных вузов неформального «Союза волхвов»[3][4][5][6][7]. В том же 1990 году объединение поддержало создание РНЕ, а в 1991 её участники составили костяк петербургского отделения Русской партии[8][9]. В разные годы печатными органами Союза были: газета «Родные просторы» и её приложение — журнал «Волхв», газета «Ярь» и два выпуска журнала «Волх» (после 2008 года новых изданий не было)[10][11]. В регистрации в качестве организации Союзу было неоднократно отказано. В настоящее время (данные 2017 года) лидером является Алексей Борисович Тищенко[12][6].
Безверхий почитал Гитлера и Гиммлера. В узком кругу своих учеников он пропагандировал расовые и антисемитские теории, призывая к избавлению человечества от «неполноценного потомства», возникающего вследствие межрасовых браков. Таких «неполноценных людей» он называл «ублюдками», относил к ним «жидов, индийцев или цыган и мулатов» и считал, что они мешают обществу достичь социальной справедливости. В возрасте 51 года он принёс клятву «посвятить всю свою жизнь борьбе с иудейством — смертельным врагом человечества». Текст этой клятвы, написанной кровью, был обнаружен у него при обыске в 1988 году. Безверхий разработал теорию «ведизма», согласно которой, в частности: «все народы будут просеяны через сито определения расовой принадлежности, арийцы будут объединены, азиатские, африканские и индейские элементы поставлены на свое место, а мулаты — ликвидированы за ненадобностью»[13][14].
Идеология «Союза венедов» основывается на сочинениях Безверхого, в которых он обращается к «Велесовой книге», Ведам и индоевропейской мифологии. В основе культа лежит пантеистическое почитание самовоспроизводящей себя Природы, олицетворенной в боге Свароге; прочие имена славянских богов (Перун и другие) суть формы Сварога[15][16]. Учение содержит также расовую теорию о превосходстве «арийцев» (в 1992 году Безверхий издал «Майн кампф» Адольфа Гитлера с сокращениями)[17].
«Союз венедов», ориентируясь на переводы «Велесовой книги», выполненные канадскими украинскими эмигрантами, отдавал предпочтение трактовкам одного из основателей украинского и в целом славянского неоязычества профессора Владимира Шаяна, а не Льва Силенко и созданной им украинской неоязыческой РУН-веры, которые имеют более явные антироссийские взгляды[18].
В апреле 1991 года на втором инициативном съезде КПРФ член «Союза венедов» Нина Талдыкина призвала отбросить учение «еврейского талмудиста» Карла Маркса и «нерусского демагога» Владимира Ленина. Талдыкина стала одним из главных идеологов Ленинградской организации КПРФ[19].
В 1997 году член «Союза венедов» фельдшер детского сада Владимир Голяков, взявший себе титул «Ярг Волк», создал в Санкт-Петербурге школу «Шаг волка», или «ведическую общину староверов». Позже она получила название «Схорон еж словен». Голяков вышел из круга «Союза венедов» в результате раскола и увёл с собой молодежь. Он сумел настолько потеснить материнскую организацию, что с начала 2000-х годов неоязыческое движение Санкт-Петербурга ассоциировалось, прежде всего, с «волками»[1].
По данным на апрель 2017 года, петербургское отделение объединения насчитывало 43 человека[11]. Также имеются общины в Новгороде, Пскове, Самаре, Томске и Кемеровской области[20]. У Союза нет собственного капища, но местом празднования Масленицы обычно является деревня Колтуши Ленинградской области. При этом, в отличие от иных неоязыческих объединений, на празднества приглашается только свой круг последователей (посредством рассылки ВКонтакте), которыми в основном являются не молодежь, а люди среднего и пенсионного возраста[21].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Шнирельман, 2012.
- ↑ Шнирельман, 1998, с. 3—11.
- ↑ Мороз, 2001, с. 39.
- ↑ Гайдуков, 2005, с. 42.
- ↑ Прокофьев, Филатов, Коскелло, 2006, с. 161.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 Кутарев, 2017, с. 66.
- ↑ Aitamurto, 2016, p. 35.
- ↑ Прибыловский, 1999.
- ↑ Прокофьев, Филатов, Коскелло, 2006, с. 162.
- ↑ Гайдуков, 2005, с. 43.
- ↑ Перейти обратно: 11,0 11,1 Кутарев, 2017, с. 67.
- ↑ Прокофьев, Филатов, Коскелло, 2006, с. 159.
- ↑ Shnirelman V. A. . Russian Neo-pagan Myths and Antisemitism Архивировано 10 августа 2007 года. // Acta no. 13, Analysis of current trends in antisemitism, 1998
- ↑ Шнирельман, 2015.
- ↑ Мезерин, 1999.
- ↑ Кутарев, 2017, с. 69.
- ↑ Мороз, 2001, с. 40.
- ↑ Гайдуков, 2016, с. 45.
- ↑ Клейн, 2004, с. 114.
- ↑ Саберов, 2015, с. 11.
- ↑ Кутарев, 2017, с. 71.
Литература
- Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие // Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии: (традиции и современность) : сб. ст. по итогам II Междунар. науч. конф., 21—22 февр. 2005 / Сост. и отв. ред.: А. Ю. Григоренко, А. М. Прилуцкий. — СПб.: Светоч, 2005. — С. 39—57. — ISBN 5-901621-16-6.
- Гайдуков A. B. Проблема иностранного влияния на развитие славянского нового язычества (родноверия) в России // Colloquium heptaplomeres : научный альманах / Научно-исследовательской лаборатория «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. — Н. Новгород: НГПУ, 2016. — № 3. — С. 43—47.
- Клейн Л. С. Воскрешение Перуна : К реконструкции восточнославянского язычества. — СПб.: Евразия, 2004. — 480 с. — (Magicum). — ISBN 978-5-8071-0153-7.
- Куликов И. «Союз венедов» // Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. — 3-е изд., доп. и перераб.. — М.: ПаломникЪ, 2002. — Т. 3. Неоязычество.
- Кутарев О. В. «Союз Венедов»: история и воззрения славянской неоязыческой общины (1990—2017) // Colloquium heptaplomeres. — 2017. — № 4. — С. 66—72.
- Мезерин П. Венеды // Петербургское язычество : сб. ст / Ред. и сост. А. В. Щипков. — СПб.: Апостольский город, 1999. — ISBN 5-93112-005-X.
- Мороз Е. Л. Язычники в Санкт-Петербурге // Неоязычество на просторах Евразии / Сост. сб. В. А. Шнирельман. — М.: ББИ св. ап. Андрея, 2001. — С. 39—55. — 177 с. — ISBN 5-89647-050-9.
- Прибыловский В. В. Русское неоязычество: квазирелигия национализма и ксенофобии // Диа-Логос. Религия и общество. 1998—1999 : альманах. — М.: Истина и жизнь, 1999. — С. 137—159. (повторно опубликовано в Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви. М.: ООО "Панорама", 1999. С. 123—133)
- Прибыловский В. В. Неоязыческое крыло в русском национализме // Панорама. — 2002. — № 49.
- Прокофьев А. В., Филатов С. Б., Коскелло А. С. Славянское и скандинавское язычества. Викканство // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2006. — Т. IV. — С. 155—207. — 366 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98704-057-4.
- Саберов Р. А. «Языческое картирование»: к вопросу о структурном состоянии современных славянских языческих организаций в России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 5. — С. 11—14.
- Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. — М.: ИЭА РАН, 1998. — 25 с. — (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Документ № 114).
- Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
- Aitamurto K. Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie (англ.) . — London; New York: Routledge, 2016. — ISBN 9781472460271.