Коловрат (символ)

«Коловра́т», реже «коловоро́т»[1] — восьмилучевая[2][1][3] право- и левосторонняя свастика[2][4][5][3][6] в русском неонацизме[7][8][4], национализме[5] и славянском неоязычестве (родноверии)[9][3][2], где считается главным древнеславянским или «арийским» символом[8][3], связанным с солнцем[8][5]. Наиболее распространённый символ славянского неоязычества[8][5][6]. Аутентичные источники, подтверждающие использование в историческом прошлом восьмилучевой свастики и наименование её «коловратом», отсутствуют . Реже «коловратом» называется шести-[2][1] или четырёхлучевая свастика, в последнем случае идентичная хакенкройцу[1].
Происхождение
Внешне коловрат весьма схож с такими традиционными свастиками, как армянский аревахач «» и грузинский борджгали
«
».
Рисунок восьмилучевой прямоугольной вариации свастики встречается в 1923 году на одной из гравюр («») по языческим мотивам польского художника Станислава Якубовского[польск.]. Сам он называл символ «солнышко» (польск. słoneczko)[10]. Характер его рисунков имел псевдонаучные признаки и являлся художественным вымыслом[11].
В 1990-е годы наименование свастики «коловратом» встречается у двух неонацистских групп: в начале 1990-х годов у РНЕ[4] и в 1997 году у музыкальной группы «Коловрат»[9].
В начале 1990-х годов бывший диссидент и один из основателей русского неоязычества Алексей Добровольский дал название «коловрат» четырёхлучевой свастике, идентичной немецкому хакенкройцу, а позже перенёс это название на восьмилучевую прямоугольную свастику[12]. По мнению историка и религиоведа Р. В. Шиженского, Добровольский воспринял идею свастики из работы «Хроника Ура-Линда»[13] нацистского идеолога Германа Вирта — первого руководителя Аненербе[14].
Значение

Алексей Добровольский ввёл восьмилучевой «коловрат» как символ «возрождающегося язычества»[15]. Он считал этот вариант «коловрата» языческим знаком солнца, и в 1996 году объявил символом бескомпромиссной «национально-освободительной борьбы» против «жидовского ига»[16]. По мнению Добровольского, смысл «коловрата» полностью совпадает со смыслом нацистской свастики[3].
Также в интерпретации родноверов это символ связи с высшим миром[5]. Он может связываться с циклическим коловращением времени и пространства[17].
В среде русских неоязычников популярна идея, что германские нацисты якобы украли свою символику, включая «коловрат», а также саму «ведическую религию» (одно из самоназваний славянского неоязычества) у славян[3]. Главным для многих русских неоязычников выступает праздник Купалы, связанный с летним солнцестоянием. В неоязыческой среде он называется «солнцеворотом» и ассоциируется с символом «коловратом»[18].
Распространение

«Коловрат» преобладает в символическом поле славянского неоязычества и маркирует его религиозную и групповую идентичность[6].
В 1997 году съезд РНЕ учредил Общероссийское военно-патриотическое движение «Коловрат», председателем которого был избран руководитель РНЕ по Московскому региону К. И. Никитенко. Большинство молодёжных спортивных клубов этого движения также имели название «Коловрат»[9].
Одна из наиболее популярных среди скинхедов рок-групп, появившаяся в 1994 году, в 1997 году была переименована в «Коловрат». Участники выражают веру в грядущее торжество «белого мира», призывают «арийцев» к «расовой войне»[9].

В 2001 году родноверческое объединение «Союз славянских общин славянской родной веры» (ССО СРВ)[19] сделало восьмилучевую свастику-«коловрат» («колядник») своей эмблемой, вместе со сдвоенной якобы «славянской руной» «Сила», повторяющей символ СС.
Подразделение РНЕ в Эстонии было официально зарегистрировано с названием «Коловрат» и издавало в 2001 году одноимённую экстремистскую газету[4][20].
Название «коловрат» (или «коловорот») используется в наименованиях ряда неоязыческих общин: «Коловорот»[2], Славянская языческая община «Рать Коловрата» (Венёв)[21], Московский ведический центр «Коловрат» (глава Фёдор Разоренов — Ладомир), неоязыческий клуб «Коловрат» (Чехов), развивающий боевые искусства, группа (община) «Коловрат» (главы Д. Баранов — Добромир и А. Шошниковым), в 2000 году отделившаяся от общины «Наследие» (в свою очередь выделившаяся из Московской славянской языческой общины)[9].
«Коловрат» изображён на щите князя Святослава на памятнике князю (2005) работы Вячеслава Клыкова. Композиция включает также фигуру поверженного хазара-иудея, иллюстрируя конспирологический хазарский миф[22].
В вооружённом конфликте на востоке Украины пророссийские и украинские родноверы в качестве военного символа часто используют восьмилучевой «коловрат». Он помещён на шевронах бойцов ДШРГ «Русич». На эмблеме ДШРГ «Ратибор» находятся «коловрат» и череп. По словам командира Алексея Мильчакова, «Русич» состоит «из националистов-родноверов… добровольцев из России и Европы» и действует как «замкнутый коллектив» и является подразделением, в котором русские националисты получают боевую подготовку[23][24].
Брентон Таррант, террорист, в 2019 году убивший 51 человека в мечетях Крайстчерча в Новой Зеландии, имел при себе жетон с изображением «коловрата» в числе других неонацистских символов[25].
По результатам опросов 2019 года «коловрат» («коловорот») является одним из наиболее употребляемых названий родновеческих символов[26].
«Коловрат» стал одним из популярных символов на «Русском марше» — ежегодных шествиях и митингах русских националистических организаций и движений. На прошедшем 4 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге «Русском марше» принимали участие представители неоязыческого объединения «Схорон еж словен» во главе со своим верховным жрецом Владимиром Голяковым (Богумилом Вторым Голяком). По инициативе Голякова в резолюцию марша были включены слова об «освобождении славян от инородной оккупации». На прошедшем 4 ноября 2013 года в Москве «Русском марше» впервые присутствовала отдельная колонна родноверов. На «Русском марше» в Люблино (Москва) доминировала неоязыческая символика, включая «коловрат»[27].
-
Четырёхлучевая свастика, вписанная в Вифлеемскую звезду, на эмблеме РНЕ, также называемая «коловратом»[28]
-
«Русский марш» в 2012 году в Москве, антисемитский плакат на фоне флагов с «коловратом»
-
Нарукавная нашивка второго взвода украинского батальона «Донбасс»
-
Символика ДШРГ «Русич»
Критика
Четырёхлучевая свастика и некоторые другие её варианты встречаются в славянской культуре, но символ «коловрат» в традиционной культуре отсутствует[3].
Родноверами утверждается, что корень слова «коло» в др.-рус. означал «солнце», однако не существует ни одного этнографического источника, подтверждающего это значение. «Коло» в славянских языках имеет иные значения[29][30]. Вторая часть слова «-врат» — неполногласная, что означает её происхождение из церковнославянского языка, а не из древнерусского[31].
В то же время, родственное слово «колесо» для называния шести- и восьмиконечных розеткообразных символов-оберегов, например, «громовое колесо», присутствует в аутентичном фольклоре, в частности, Русского Севера[32][33].
Закон о запрете демонстрации в России
В России пропаганда или демонстрация символа преследуется по статье 20.3 КоАП РФ, а также может быть поводом для проверки по статье об экстремизме. Судебным решением от 02.11.2010 изображение «коловрат» включено в Федеральный список экстремистских материалов за номером 947, данное изображение признаётся сходным со свастикой до степени смешения[34][35]. Хотя в феврале 2020 года была принята поправка к статье КоАП[36], требующая от обвинителя доказывать наличие пропаганды или оправдания нацистской или экстремистской идеологии, но де-факто это может не применяться. К демонстрации относится, в частности, наличие символа на одежде и вещах, публикация в интернет фотографий и картинок с символом, их репосты в соцсетях[37][38][39].
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 Гайдуков, 2000.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Гайдуков, 1999.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Шнирельман, 2015.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 Лихачёв, 2002.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Laruelle, 2012, p. 306.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 Гайдуков, Скачкова, 2021, с. 87.
- ↑ McKay, 2009, p. 282.
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 8,3 Pilkington, Popov, 2009.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Шнирельман, 2012.
- ↑ Stanisław Jakubowski[польск.]. Prasłowiańskie motywy architektoniczne (Праславянские мотивы архитектуры. Издательство книжного магазина «Орбис». Краков — Дебники) (польск.) (недоступная ссылка) (1923). Архивировано 25 января 2018 года.
- ↑ иерей Александр Брижан. Коловрат и слонечко . Сайт храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона в ст. Каневской. Дата обращения: 8 мая 2016. Архивировано 14 ноября 2017 года.
- ↑ Добровольский А. А. (Доброслав) Русский ответ на «еврейский вопрос» (1990), Волхвы — вещуны — оборотни (1992), Слава Яриле! (1995), Радость солнцепоклонника (1999)
- ↑ Вирт Г. Ф. Хроника Ура-Линда. Древнейшая история Европы / Пер. с нем., вступ. статья и прим. А. В. Кондратьева. — М.: Вече, 2007. — С. 454. — Примечание № 201 к стр. 224 и др.
- ↑ Шиженский, 2012а.
- ↑ Кавыкин, 2007, с. 157.
- ↑ Доброслав. Природные корни русского национального социализма // Русская Правда. 1996. Спецвыпуск № 1 (3). С. 3.
- ↑ Кавыкин, 2007, с. 89—90.
- ↑ Шнирельман, 2005.
- ↑ Несколько слов о значении отдельных символов герба ССО СРВ. 05.12.2014 . Союз славянских общин славянской родной веры (2014). Дата обращения: 7 мая 2016. Архивировано 1 апреля 2016 года.
- ↑ Mudde, 2004, p. 61.
- ↑ Кавыкин, 2007, с. 178.
- ↑ Шнирельман, 2012б.
- ↑ Мальцев, 2015.
- ↑ Лихачёв В. Правые радикалы по обе стороны российско-украинского конфликта. — ИФРИ[англ.]*, 2016. — С. 23—24. Архивировано 3 августа 2021 года.
- ↑ Akshay Pai. New Zealand mosque shooting: Attacker had "kebab remover" written on gun, sported neo-nazi symbolism (англ.) (2019). Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано 24 марта 2019 года.
- ↑ Гайдуков, Скачкова, 2019.
- ↑ Мальцев В. А. «Сахалинскому стрелку» нашли цель. В Московском Патриархате заявляют об антицерковном терроре со стороны язычников // НГ-Религии. — 2014. — 19 февраля. Архивировано 25 ноября 2021 года.
- ↑ АЕН. Охрана «не заметила» неонацистов // Лехаим. — № 11 (139) — ноябрь 2003 — хешван 5764. Архивировано 16 декабря 2022 года.
- ↑ ЭССЯ, 1983, с. 141—144, 149, 150.
- ↑ Коло // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- ↑ Иванов В. В. Неполногласие // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
- ↑ Ivanits, 1989, p. 14, 17.
- ↑ Garshol, 2021, p. 121—151.
- ↑ Ошибка цитирования Неверный тег
<ref>
; для сносокidelreal
не указан текст - ↑ Федеральный список экстремистских материалов Архивная копия от 21 июля 2021 на Wayback Machine (№ 947). Министерство юстиции Российской Федерации.
- ↑ Федеральный закон от 01.03.2020 № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» . Официальный интернет-портал правовой информации (1 марта 2020). Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Дело «коловрата» . Интерфакс (16 апреля 2013). Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ Кемеровчанина оштрафовали из-за кулона на шее . Комсомольская правда (22 ноября 2019). Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
- ↑ За коловраты всё ещё штрафуют . pantheon.today (23 ноября 2019). Дата обращения: 5 июля 2021. Архивировано 9 июля 2021 года.
Литература
- Научная
- Гайдуков A. B. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. В. В. Костюшев. — СПб.: Норма, 1999. — С. 24—50. — ISBN 5-87857-031-9.
- Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества : дисс. к. филос. наук: 09.00.06 — философия религии. / Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. — СПб., 2000. — 165 с.
- Гайдуков A. B., Скачкова Е. Ю. Одежда и священные знаки в воззрениях современных родноверов (по материалам социологического исследования) // Знаки и знаковые системы народной культуры — 2019. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. 29—30 ноября 2019 г. Санкт-Петербург. — СПб., 2019. — С. 282—293.
- Гайдуков A. B., Скачкова Е. Ю. «Славянская» символика как способ социализации в языческой субкультуре позднего модерна // Социология религии в обществе позднего модерна. — 2021. — № 10. — С. 83—89.
- Кавыкин О. И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России / Отв. редактор кандидат исторических наук Т. В. Евгеньева. — М.: Институт Африки РАН, 2007. — 232 с. — ISBN 978-5-91298-017-6.
- Лихачёв, Вячеслав. «Русский порядок» по Баркашову. РНЕ // Нацизм в России / под ред. В. В. Прибыловского. — М.: ИИЦ «Панорама», 2002. — С. 3, 5.
- Шиженский Р. В. Опыт сравнительного анализа текстов А. А. Добровольского и Г. Ф. Вирта (к вопросу об источниковой базе российских неоязычников). — 2012а. — 13 апреля. Архивировано 8 мая 2016 года.
- Шнирельман В. А. От «советского народа» к «органической общности» // Славяноведение. — 2005. — № 6.
- Шнирельман В. А. Русское родноверие : неоязычество и национализм в современной России. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2012. — xiv + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
- Шнирельман В. А. Хазарский миф : идеология политического радикализма в России и её истоки. — М.: Мосты культуры-Гешарим, 2012б. — 312 с. — ISBN 9785932733554.
- Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
- Kolo; kolovortъ; кolovьrtъ // Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд / под ред. О. Н. Трубачёва. — М.: Наука, 1983. — Вып. 10 (*klepačь — *konь).
- Garshol L. M. Olav’s Rose, Perun’s Mark, Taranis’s Wheel (англ.) // Peregrinations: Journal of Medieval Art and Architecture. — 2021. — Vol. 7, no. 4. — P. 121—151.
- Ivanits L. J. Russian Folk Belief (англ.). — M. E. Sharpe[англ.], 1989. — ISBN 9780765630889.
- Laruelle, M. The Rodnoverie Movement: The Seach For Pre-Christian Ancestry And The Occult // The New Age of Russia. Occult and Esoteric Dimensions (англ.) / Brigit Menzel; Michael Hagemeister; Bernice Glatzer Rosenthal (eds.). — Munich: Kubon & Sagner, 2012. — P. 293—310. — ISBN 9783866881976.
- McKay, G. Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe. — London, 2009.
- Mudde, C. Racist Extremism in Central and Eastern Europe. — Routledge, 2004. — 332 с. — ISBN 9780415355940.
- Pilkington H.; Popov A. Understanding Neo-paganism in Russia: Religion? Ideology? Philosophy? Fantasy? // In George McKay (ed.). Subcultures and New Religious Movements in Russia and East-Central Europe (англ.). — Peter Lang, 2009. — 282 p. — ISBN 9783039119219.
- Информационная и публицистическая
- Мальцев В. А. Варяги Донбасса: Среди ополченцев встречаются адепты национализма и «родноверия» // НГ-Религии. — 2015. — 1 апреля.
Ссылки
- Гайдуков А. В. Славянское новое язычество: основные черты . Семинар городской антропологии ИЭА РАН. Группа городской антропологии ИЭА РАН (13 декабря 2021). Дата обращения: 18 декабря 2021.
Коловрат. Переполох #8, 2013.