Солсберийский собор
Англиканский храм | |
Солсберийский собор | |
---|---|
англ. Salisbury Cathedral, Cathedral of the Blessed Virgin Mary, Salisbury | |
Координаты: 51°03′53″ с. ш. 1°47′51″ з. д.HGЯO | |
Строительство | 1220—1320 годы |
Солсберийский собор (англ. Salisbury Cathedral), полностью Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии (англ. Cathedral Church of the Blessed Virgin Mary) — готический собор Девы Марии в городе Солсбери, центр солсберийской епархии. Будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет (1220—1258), считается чистейшим образцом раннеанглийской готики[1]. Знаменит своим 123 метровым шпилем, будучи самым высоким средневековым зданием в Великобритании[2].
Рекорды
После того, как в 1561 году сгорел шпиль старого собора святого Павла в Лондоне (489 футов (149 м)[3]), шпиль солсберийского собора (404 фута (123 м)) стал высочайшим в Англии[4]. Его деревянный каркас доступен для осмотра изнутри. Несколько дубовых балок, датированных 1240 годом, несут старейшие в христианской Европе[5] арабские цифры (при маркировке балок использовались цифры 1, 2, 3 и 4, а также буквы N и Ф).
Собору принадлежит самая большая территория (80 акров = 32 га) и самый большой клуатр[1].
Также в нём находятся одни из старейших в мире (1386) действующих механических часов[6] и лучше всего сохранившийся экземпляр оригинальной Великой хартии вольностей из четырёх существующих.
История
Предшественником солсберийского кафедрального собора является норманнский собор 1190 года[англ.] в Старом Саруме — ныне несуществующем древнем поселении в двух милях от современного Солсбери. В 1219 году, в связи с разногласиями между шерифом Уилтшира и епископом Солсберийским, кафедра была перемещена из городка на близлежащую равнину, где началось возведение нового собора. Вокруг стройки начал быстро расти город — Новый Сарум, или Солсбери, что привело в итоге к упадку его древнего предшественника, дома и стены которого постепенно разбирались на строительный материал[7]. Землю для строительства пожертвовал богатый дворянин и епископ Солсберийский (с 1217) Ричард Бедный[англ.]. По легенде, епископ Старого Сарума выстрелил в том направлении, в котором хотел перенести собор, попал в оленя, и на том месте, где олень умер, и было выстроено новое здание.
Строительство шло на пожертвования от каноников и викариев юго-восточной Англии, с которых собирали ежегодно известную сумму вплоть до завершения строительства[8]. Фундамент заложен 28 апреля 1220 года графом и графиней Солсбери — Уильямом Длинный Меч и Элой Солсберийской[9][10]. Большая часть камня для резной работы добыта в Teffont Evias Quarry and Lane Cutting[англ.][11]. Из-за высокого уровня грунтовых вод, фундамент собора имеет глубину заложения лишь 4 фута (1,2 м). К 1258 году неф, трансепт и хоры были завершены. Позже самого собора достраивались только клуатры (1240), капитулярная зала (1263) и башня со шпилем, который вознёсся на 404 фута (123 м) в 1320 году. Столь короткий период строительства привёл к тому, что весь собор является образцом одного стиля раннеанглийской готики. В общей сложности, на строительство потрачено 70 000 тонн камня, 3000 тонн дерева и 450 тонн свинца[12].
Собор наиболее известен своим шпилем, который, однако, при весе в 6500 тонн, вполне мог повторить судьбу шпилей в Мальмсберийском аббатстве (1180—1500) Линкольнском (1311—1549) и Чичестерском (1402—1861) соборах. Тем не менее, с помощью железных скреплений и распорок, которыми Кристофер Рен укрепил деформированные опорные конструкции в 1668 году, Солсбери остаётся самым высоким средневековым шпилем в стране[13]. Чтобы скрыть эти подпорки, в фонаре башни устроен фальшпотолок.
В 1790 году к собору приложил руку Джеймс Уайетт, который убрал оригинальную алтарную преграду и разобрал колокольню, стоявшую в сотне метров северо-западнее собора, и, таким образом, Солсбери входит в число трёх английских соборов, не имеющих колокольного звона (другие — Норидж и Или). В Солсбери лишь средневековые часы отбивают четверти с помощью колоколов.
С 1863 по 1953 годы вокруг собора отмечали появление соколов-сапсанов. С 2013 года они возобновили гнездование на башне собора[14].
XXI век
В феврале 2016 года на тропинке близ собора была установлена скульптура Софи Райдер[англ.] «Поцелуй» (англ. The Kiss), которая должна была оставаться там до июля, но уже несколько дней спустя её пришлось убрать, потому что люди врезались в неё, набирая на ходу текстовые сообщения[15].
25 октября 2018 года была предпринята попытка похищения Великой хартии вольностей, сработала сигнализация, внешний слой стекла на витрине с хартией оказался разбит, но документ не пострадал. Вскоре подозреваемого задержали[16], и в январе 2020 года 47-летний житель Кента Марк Ройден (англ. Mark Royden) был признан виновным в попытке кражи и причинении материального ущерба в £14,466[17].
С 16 января 2021 года в соборе действует вакцинационный пункт[18][19], для его посетителей играет орган[18].
Архитектура
-
Северный фасад
-
Trenchard Memorial
-
Вид с северо-востока
-
Вид с воздуха
-
Клуатр
-
Шпиль, вид из клуатра
-
Западный фасад, вид сбоку
Длина | общая | 442 фута (135 м) |
нефа | 234 фута (71 м)[20] | |
Ширина нефа | 78 футов (24 м)[20] | |
Высота | хоров | 84 фута (26 м) |
башни без шпиля | 225 футов (69 м) | |
шпиля от земли | 404 фута (123 м) |
Западный фасад
Западный фасад безусловно современен всей остальной постройке[21] и представляет собой квадрат со стороной 108 футов (33 м). В отличие от Уэллского или Личфилдского собора, ему недостаёт соразмерных башен и шпилей[22]. Его основными объёмами являются две увенчанные небольшими шпилями башни для внутренних лестниц по бокам и двух пилонов с нишами, поддерживающих арку центрального трёхпролётного стрельчатого окна. Над этим окном щипец с четырьмя ланцетными и двумя окнами в виде четырёхлистников, над которыми мандорла со «Спасом в силах». Портал с термя дверьми, центральная больше боковых. Весь фасад обильно украшен колонками, трёх- четырёхлистниками и полосами орнамента.
Всего на фасаде собора 130 ниш, 73 из которых заняты скульптурами. Ряды этих ниш опоясывают весь собор. На западном фасаде в пяти ярусах (за исключением мандорлы) представлены ангелы и архангелы, ветхозаветные патриархи, апостолы и евангелисты, мученики, доктора и философы Церкви, и в самом нижнем ярусе знать, священники и миряне. Только семь скульптур относятся к XIV веку, большинство было изготовлено в викторианскую эпоху, и несколько современных.
Алек Клифтон-Тэйлор (англ. Alec Clifton-Taylor) считал фасад Солсберийского собора худшим представителем своего типа и скверной пародией на фасад Уэллского собора. Архитектуру его он считал неоднородной, а неоготическую скульптуру скверной и безвкусной[23].
Неф
Неф Солсберийского собора необычен для английской готики своими пропорциями: он узкий и относительно высокий. Бросается в глаза красочность использованных строителями материалов. Светлый известняк контрастирует с тонкими колонками, подоконниками и капителями, изготовленными из тёмного, блестящего «пурбекского мрамора»[24]. Вертикальное членение нефа трёхуровневое: высокая стрельчатая аркада, открытый трифорий и небольшой третий ярус с окнами[25].
Купель
Современная купель скульптора Уильяма Пая (англ. William Pye (sculptor)) установлена в соборе в 2008 году[26] и является самой большой в Англии, хотя не всеми прихожанами замена прежней неоготической купели была воспринята благосклонно, говорили, что это «перемена ради перемен». Крестообразный сосуд шириной 3 метра наполнен водой до краёв, и она вытекает тонкими струйками с четырёх концов. Купель обошлась в £180,000, собранных пожертвованиями[27].
Капитулярная зала и Великая хартия вольностей
Капитулярная зала восьмиугольной формы, свод её поддерживает тонкая центральная колонна. Её внутреннее убранство переделывалось в 1855-9 годах Уильямом Бёрджесом, но фриз, опоясывающий залу выше скамей — средневековый, он изображает сцены из книг Бытия и Исхода: Адам и Ева, Ной, Вавилонская башня, Авраам, Исаак и Иаков.
В зале выставлена лучшая из сохранившихся четырёх первых копий Великой хартии вольностей[28], которая оказалась в Солсбери, потому что Элайас Деремский (нем. Elias of Dereham), присутствовавший при её подписании в 1215 году, был ответственным за распространение копий хартии. Позднее он стал каноником в Солсбери и занимался строительством собора.
В искусстве
Солсберийскому собору посвящено несколько знаменитых картин Джона Констебла, причём за прошедшие с тех пор двести лет изображённые на них виды не сильно изменились.
Роман Голдинга «Шпиль» (1964) повествует, как в XIV веке вымышленный настоятель собора Джослин одержим идеей выстроить 400-футовый шпиль, несмотря на противодействие окружающих. Строительство собора является важным элементом сюжета исторического романа Эдварда Резерфорда «Сарум» (англ. Sarum, 1987). Солсберийский собор является одним из двух прототипов[29] вымышленного Кингсбриджского собора в историческом романе Кена Фоллетта «Столпы Земли» (1989), и использовался в минисериале по этому роману (2010).
Погребения
- Уильям Длинный Меч, 3-й граф Солсбери[30] (ок. 1165—1226) единокровный брат Иоанна Безземельного, незаконнорожденный сын Генриха II, первый погребённый в соборе[31]
- леди Катерина Грей, графиня Хартфордская (1540—1568), сестра «девятидневной королевы» Джейн Грей
- Эдуард Сеймур, 1-й граф Хартфорд (1539—1621), племянник королевы Джейн Сеймур и супруг леди Катерины Грей
- Роджер Солсберийский, епископ (1102—1139) и соратник Генриха I
- Уолтер Хангерфорт, 1-й барон Хангерфорт (1378—1449), кавалер ордена Подвязки, государственный деятель
- Роберт Хангерфорт, 3-й барон Хангерфорт (1431—1464), участник Столетней войны и войны роз на стороне Ланкастеров
- Мэри Синдни, графиня Пембрук (1561—1621), поэтесса и меценат
- Уильям Герберт, 3-й граф Пембрук (1580—1630), сын Мэри Сидни, ректор Оксфордского университета, основатель колледжа Пембрук. Профинансировал публикацию первого фолио Шекспира
- Филипп Герберт, 4-й граф Пембрук (1584—1650), сын Мэри Сидни, фаворит Якова I, меценат и собиратель живописи
- сэр Эдвард Хит (1916—2005), премьер-министр (1970—1974), член парламента (1950—2001), последние 20 лет жизни провёл в усадьбе Арунделс[англ.] поблизости от собора[32].
Часы
Часы, датируемые 1386 годом, считаются старейшим действующим часовым механизмом в мире[33] У них нет циферблата, как и у всех часов той эпохи, которые лишь отбивали время при помощи колокола. Изначально они стояли на колокольне, разобранной в 1792 году, откуда были при этом перемещены в башню собора, где ходили до 1884 года. В том году их убрали на чердак, где часы простояли до 1928 года в полном забвении. В 1956 году их отреставрировали и пустили в ход, следующий ремонт часов был в 2007 году.[34]
Музыка
Орган
Нынешний орган построен в 1877 году фирмой «Henry Willis & Sons». В нём 68 регистров на 4-х 61-клавишных мануалах (Хор, Хауптверк, Швеллер и Соло) и 30-клавишная педаль. Самые низкие регистры — 32-футовые открытые[35].
Соборный органист (с 1916 года) Уолтер Алкок руководил тщательной реставрацией инструмента, завершённой в 1934 году[36]. Заботясь о том, чтобы орган «Отца Уиллиса[англ.]» не потерял звучания, Алкок не позволял выносить из собора ни одной его детали[37], хотя несколько расширить инструмент и осовременить трактуру внуку Генри Уиллису третьему он разрешил. В 1969 году орган был отреставрировал и снова модернизирована трактура. Дальнейшие реставрации фирмой «Harrison & Harrison» в 1978 и 2006 годах включали переделки трактуры и капитальный ремонт консоли, а в 2019 году эта же фирма занялась полным ремонтом регистров с разборкой труб и виндлад, которые складируются в северном трансепте, а посетители специальной выставки могут слышать лишь записи звучания инструмента[35].
Предыдущий трёхмануальный с педалью, 25-регистровый орган мастера Сэмюэла Грина[англ.][38], подаренный в 1792 году Георгом III[39], располагался на каменной перегородке в раннеанглийском готическом стиле, отделявшей не хоры, как обычно, а северо-восточный трансепт. Считается, что эта перегородка перенесена откуда-то сэром Кристофером Реном для установки на ней органа Ренатуса Харриса, мастера эпохи Реставрации Стюартов[40]. Орган Грина был демонтирован и перенесён в церковь св. Томаса[41] с сохранением большей части труб[42].
Органисты
Первый известный органист Солсберийского собора — Джон Кеджвин (англ. John Kegewyn, 1463). Среди более близких к нашему времени соборных органистов известные композиторы и исполнители: Бертрам Луар-Селби[англ.] (1853—1918), Чарльз Фредерик Саут[англ.] (1850—1916), Уолтер Алкок, сэр Дэвид Валентин Уилкокс[англ.] (1919—2015), Дуглас Альберт Гест[англ.] (1916—1996), Кристофер Хью Дирнли[англ.] (1930—2000), Ричард Годфри Сил[англ.] (*1935) и ведущий BBC Саймон Лол[англ.] (*1957).
Хор
Солсберийский соборный хор ежегодно устраивает прослушивания для мальчиков и девочек 7—9 лет с зачислением прошедших в соборную школу, которая располагается в бывшем дворце епископа. Хоры мальчиков и девочек (по 16 человек) поют службы поочерёдно. Тенора, альты и басы — шестеро взрослых хористов. В 1993 году хор девочек впервые пел службу на третьей радиостанции BBC[англ.][43].
Соборные констебли[англ.]
История этих должностных лиц Солсберийского собора начинается в 1611 году, когда он приобрёл статус «либерти[англ.]». В 1835 году был принят акт о муниципальных корпорациях[англ.], который ввёл муниципальную полицию[44], но права и обязанности соборных констеблей оставались наравне с городскими полицейскими вплоть до принятия акта о местном управлении[англ.] в 1888 году[45][46], после чего соборные констебли остались по традиции для наблюдения за порядком на землях собора. Должности пяти констеблей были упразднены в 2010 году для снижения расходов, их заменили «регулировщики»[47].
Интерьеры
-
Интерьер
-
Хоры
-
Своды
-
Ланцетные окна северного трансепта
-
Скульптуры
-
Восточная галерея клуатра
-
Могила епископа Жиля Бридпорта[англ.] (†1262)
-
Каркас шпиля
-
Капелла Троицы (Девы Марии) Инсталляция Николаса Поупа[англ.] «Апостолы говорят на многих языках, освещённые своими светильниками», 8 июня—4 августа 2014
-
Заалтарный образ в капелле Девы, северный трансепт, Чарльз Эдгар Бакеридж[англ.], 1896
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Visitor Information, Salisbury Cathedral . Дата обращения: 17 января 2008. Архивировано 2 января 2008 года.
- ↑ Courtenay L. T. The Engineering of Medieval Cathedrals (англ.). — Routledge, 2016. — P. xxxi. — 400 p. Архивная копия от 14 сентября 2018 на Wayback Machine
- ↑ Benham, 1902, p. 7.
- ↑ Adding the Spire. . Salisbury Cathedral Website (13 сентября 2018). Дата обращения: 13 сентября 2018. Архивировано 13 сентября 2018 года.
- ↑ за вычетом средневековой Южной Испании, находившейся под контролем арабов.
- ↑ Долгое время этот механизм пребывал в забвении, и только в 1928 году обнаружен в довольно плохом состоянии. Несколько лет спустя механизм был успешно отреставрирован. См.: The Guinness Book of Records. — Guinness Superlatives, 1988. — С. 146. — ISBN 9780851128689.
- ↑ Evans, 1985, p. 10—11.
- ↑ Evans, 1985, p. 13.
- ↑ Life of Ela, Countess of Salisbury (англ.) (недоступная ссылка). Wiltshire & Swindon History Centre. Дата обращения: 2 февраля 2021. Архивировано 5 декабря 2015 года.
- ↑ Evans, 1985, p. 15.
- ↑ The Gentleman’s Magazine, and Historical Chronicle / Кейв, Эдуард, ред. — 1830. — С. 105. Архивная копия от 7 марта 2017 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 7 марта 2017 года.
- ↑ The Cathedrals of Britain . BBC History. Дата обращения: 14 июля 2014. Архивировано 5 января 2018 года.
- ↑ Ross, David Salisbury, Wiltshire (англ.). Britain Express. Дата обращения: 14 мая 2019. Архивировано 14 мая 2019 года.
- ↑ Peregrine Falcons | Salisbury Cathedral (англ.). www.salisburycathedral.org.uk. Дата обращения: 5 июня 2018. Архивировано 4 июля 2018 года.
- ↑ Burke, Dave. This 20ft statue had to be moved because people walked into it while texting (20 февраля 2016). Архивировано 4 июля 2018 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ Man arrested for Magna Carta theft attempt at Salisbury Cathedral, BBC News (26 октября 2018). Архивировано 26 октября 2018 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ Man found guilty of trying to steal Magna Carta (англ.), BBC News: Wiltshire (30 January 2020). Архивировано 6 февраля 2021 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ 18,0 18,1 Morris, Steven. Covid vaccine jabs accompanied by organ music at Salisbury Cathedral (англ.), The Guardian (16 January 2021). Архивировано 21 апреля 2021 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ Covid-19: Lichfield Cathedral turned into vaccination centre (англ.), BBC News (15 January 2021). Архивировано 14 апреля 2021 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ 20,0 20,1 Ben Sloper. Salisbury - a Divined Cathedral . Salisbury Cathedral (unofficial). Дата обращения: 4 июня 2020. Архивировано 4 июня 2020 года.
- ↑ Tatton-Brown, Tim, Crook, John. Salisbury Cathedral: The Making of a Medieval Masterpiece (англ.). — Scala Publishers Ltd.. — ISBN 978-1-85759-550-5. Архивная копия от 30 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Rodwell, Warwick, Bentley, James. Our Christian Heritage (англ.). — George Philip, 1984. — P. 109. — ISBN 978-0540010783.
- ↑ Clifton-Taylor, Alec[англ.]. The Cathedrals of England (англ.). — Thames & Hudson, 1970. — P. 105. — ISBN 9780809617685. Архивная копия от 29 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Начиная с XII века популярность «пурбекского мрамора» среди английских зодчих неуклонно росла.
- ↑ Salisbury Cathedral . Sacred Destinations. Дата обращения: 14 июля 2014. Архивировано 23 октября 2014 года.
- ↑ Salisbury Cathedral's new 'Funky Font' . BBC News. Дата обращения: 23 августа 2019. Архивировано 23 августа 2019 года.
- ↑ Salisbury Cathedral: funky font makes a big splash, The Daily Telegraph (15 августа 2008). Архивировано 23 августа 2019 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
- ↑ Magna Carta: Where to visit the four surviving originals (26 января 2015). Дата обращения: 7 июня 2019. Архивировано 7 июня 2019 года.
- ↑ Follett, Ken Is Kingsbridge Real? (недоступная ссылка). www.ken-follett.com. Дата обращения: 10 апреля 2011. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Family Activities (англ.). Salisbury Cathedral. Дата обращения: 4 февраля 2021. Архивировано 27 января 2021 года.
- ↑ Salisbury Cathedral . Britain Express. Дата обращения: 14 июля 2014. Архивировано 4 сентября 2014 года.
- ↑ Arundells, Cathedral Close, Salisbury, Wiltshire (англ.). www.arundells.org. Дата обращения: 29 мая 2017. Архивировано 6 июня 2017 года.
- ↑ Oldest Working Clock, Frequently Asked Questions, Salisbury Cathedral . Дата обращения: 8 апреля 2009. Архивировано 15 июня 2009 года.
- ↑ Clock repaired, Salisbury Cathedral . Дата обращения: 17 января 2008. Архивировано 21 марта 2008 года.
- ↑ 35,0 35,1 Wiltshire, Salisbury Cathedral of the Blessed Virgin Mary . National Pipe Organ Register. Дата обращения: 10 апреля 2011.
- ↑ Webb, Stanley & Hale, Paul. «Alcock, Sir Walter», Grove Music Online, Oxford Music Online, accessed 1 March 2012 (требуется подписка)
- ↑ Alcock, W. G. «Salisbury Cathedral Organ», The Musical Times, Vol. 75, No. 1098 (August 1934), pp. 730—732 (требуется подписка) Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ The National Pipe Organ Register - NPOR . www.npor.org.uk. Дата обращения: 4 февраля 2021. Архивировано 1 мая 2021 года.
- ↑ Wiltshire Salisbury, Cathedral of the Blessed Virgin Mary [N10306] . The National Pipe Organ Register. The British Institute of Organ Studies. Дата обращения: 14 марта 2017. Архивировано 15 марта 2017 года.
- ↑ Armfield, A.H. Cathedrals, abbeys, and churches of England and Wales. — London : Cassell & Company, 1890. — P. 130.
- ↑ Cathedrals. — 2-е. — London: Great Western Railway, 1925. — С. 33.
- ↑ The National Pipe Organ Register - NPOR . www.npor.org.uk. Дата обращения: 4 февраля 2021.
- ↑ Timeline of the History of Choral Evensong . BBC Radio 3. Дата обращения: 16 октября 2017. Архивировано 29 октября 2018 года.
- ↑ Salisbury Cathedral Close Constables . Cathedral Constables' Association. Дата обращения: 24 января 2011. Архивировано 11 сентября 2011 года.
- ↑ section 48(3) Архивировано 8 декабря 2009 года., Local Government Act 1888
- ↑ section 119(4) Архивировано 8 декабря 2009 года., Local Government Act 1888
- ↑ Hough, Andrew. Anger after Salisbury Cathedral Constables 'scrapped to save money', The Daily Telegraph (6 августа 2010). Архивировано 25 октября 2013 года. Дата обращения 7 февраля 2021.
Литература
- William Benham. Old St. Paul's Cathedral. — London: Seeley & Co, 1902. Old St. Paul's Cathedral в проекте «Гутенберг».
- Evans, Sydney. Salisbury Cathedral: A reflective Guide. — Salisbury: Michael Russell Publishing, 1985.
- Martín-Gil, J; Martín-Gil, FJ; Ramos-Sánchez, MC; Martín-Ramos, P. The Orange-Brown Patina of Salisbury Cathedral (West Porch) Surfaces: Evidence of its Man-Made Origin. Environmental Science and Pollution Research, 12(5):285-289. 2005.