Сладкое безделье
Джон Сингер Сарджент | |
Сладкое безделье. 1907 год | |
итал. Dolce Far Niente | |
Холст, масло. 41,3 × 71,7 см | |
Бруклинский музей, Нью-Йорк, США |
«Сладкое безделье» (итал. «Dolce Far Niente») — картина американского художника Джона Сингера Сарджента (англ. John Singer Sargent, 1856—1925), произведение позднего периода его творчества.
История создания картины и её судьба
Многие годы Джон Сингер Сарджент проводил часть лета в занятии живописью под открытым небом в итальянском местечке Валле-д'Аоста[1]. Работы, созданные там, исполнены яркого света. Для того, чтобы усилить чувственность своих картин Сарджент часто одевал персонажей в костюмы, которые он приобретал во время своих путешествий на Ближнем Востоке. На картине «Dolce Far Niente» несколько фигур почти сливаются с водой в ручье и друг с другом, что усиливает ощущение интимности сцены. Все три мужские фигуры были написаны с лакея художника Николя д’Инверно (англ. Nicola d'Inverno), он был неразлучен с хозяином, сопровождал его не только в путешествиях по Европе, но и на Ближний Восток, что раскрывает ухищрения, лежащие в основе этого, казалось бы, простого и случайного сюжета[2]. Николя Д’Инверно запечатлён на нескольких других картинах художника, в том числе — среди мужских фигур на картине «Игра в шахматы», где он также изображён играющим в шахматы[3]. На основе анализа письма, присланного в канадскую газету ''Calgary Herald''[англ.] в 1966 году, исследовательница творчества Сарджента Наташа Уоллас пришла к выводу, что одной из женских фигур, изображённых на картине, может быть его автор — Маргарет О’Риган, впоследствии Маршарет Битон по мужу (англ. Margaret O'Regan, англ. Margaret Beaton), компаньонка матери Джона Сингера Сарджента в Лондоне за год до её смерти[4].
«Dolce Far Niente» обычно датируется примерно 1907 годом. Картина принадлежит к коллекции Бруклинского музея. В музей картина поступила в соответствии с завещанием её прежнего владельца А. Августа Хили. Инвентарный № 11.518. Она экспонируется на 5-м этаже, на постоянной выставке «Соединенные Штаты на мировой арене, 1865—1930». Размер картины — 41,3 на 71,7 сантиметров, в раме — 61,9 × 92,4 × 7,6 сантиметров. На картине имеется подпись художника справа внизу: «John S. Sargent»[2].
Картина была представлена на многочисленных временных выставках, представляя творчество художника: «Джон Сингер Сарджент» в Музее американского искусства Уитни и Чикагском институте искусств (1986—1987)[5], «Американская самоидентификация: Новый взгляд» (2003), «Акварели Джона Сингера Сарджента» (апрель — июль 2013), «Американское искусство» (с апреля 2016) в Бруклинском музее и других[2].
Сюжет картины
В названии картины Сарджент использовал итальянское крылатое выражение «Dolce Far Niente», что означает «Сладкое безделье», как название состояния, в котором пребывают костюмированные фигуры, лежащие на траве вблизи альпийского ручья. Частота, с которой он рисовал подобные сцены, моделями в которых ему служили обычно друзья и родственники, наслаждающиеся такой «сладостью», — в положении полулежа или лёжа, в одиночестве или вместе, — была редкостью в то время, когда многие художники воспринимали лежащую фигуру женщины только в плане чувственности. Работы Сарджента с отдыхающими фигурами предлагают зрительской аудитории его живописный дневник, который показывает его близких людей в интимные моменты их жизни и предоставляют самому художнику широкую возможность для художественных экспериментов, обеспечиваемую знакомством с его моделями и свободу от рутины его лондонской студии. Сарджент создал значительное число таких работ, как в масле, так и в акварели, особенно во время летнего пребывания в Альпах, где его моделями обычно становились самые верные спутники: сестра художника Вайолет Ормонд, её семья, его друзья — Петер и Альма Харрисон, Дороти и Полли Барнард. Такие картины представляют собой спокойные интерлюдии в помещении и вне его на лоне природы, где персонажи могут расслабиться и предаться безделью и сну, Сарджент обычно использовал высокую точку обзора и обрезанный передний план, чтобы превратить зрителя в «заколдованного вуайериста»[6].
Греческий искусствовед Николас Сфикас прослеживает отчётливое влияние в картине отголосков французского импрессионизма и особенно творчества Клода Моне[7].
Художник и шахматы
Джон Сингер Сарджент был заядлым шахматистом[8][9].
Сохранились ещё две работы художника, где представлена его любимая игра: «Игра в шахматы» (1907, Гарвардский клуб Нью-Йорка, США) и «Игра в шахматы» (карандашный набросок)[7].
-
Джон Сингер Сарджент. Игра в шахматы (мужской персонах — Николя Д’Инверно), 1907
-
Джон Сингер Сарджент. Игра в шахматы. Карандашный рисунок
-
Джон Сингер Сарджент. Николя Д’Инверно в Валь д'Аоста, 1892
См. также
Примечания
- ↑ Kilmurray, 1998, с. 169, 249, 151, 276.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Brooklyn.
- ↑ Kilmurray, 1998, с. 246.
- ↑ Wallace, Natasha. Dolce Far Niente (англ.). John Singer Sargent — American painter. Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 26 сентября 2015 года.
- ↑ Wallace, Natasha. John Singer Sargent, An Exhibition — Whitney Museum, NY & The Art Institute of Chicago 1986—1987 (англ.). John Singer Sargent — American painter. Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 5 октября 2016 года.
- ↑ John Singer Sargent Watercolors (англ.). Brooklyn Museum. Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 18 октября 2016 года.
- ↑ 7,0 7,1 Σφήκας, Νικόλας. Ζωγραφικά έργα µε θέµα το Σκάκι από τον δέκατο πέµπτο έως τον εικοστό αιώνα (неопр.). — Θεσσαλονίκη: Αριστοτέλειο Πανεπιστήµιο Θεσσαλονίκης, 2007. — С. 186-187. — 298 с.
- ↑ Hale, Mary Newbold Patterson. The Sargent I Knew (англ.) // The World Today : Журнал. — 1927. — November. — P. 2, 4. Архивировано 16 февраля 2007 года.
- ↑ Wallace, Natasha. The Chess Game (англ.). John Singer Sargent — American painter. Дата обращения: 22 сентября 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
Литература
- Dolce Far Niente. John Singer Sargent (англ.). Brooklyn Museum. Дата обращения: 14 октября 2016.
- Kilmurray, Elaine; Ormond, Richard. 137. The Chess Game // John Singer Sargent (англ.). — Princeton University Press, 1998. — P. 246. — 288 p. — ISBN 978-0691004341.