Дочери Эдварда Дарли Бойта
![]() | |
Джон Сингер Сарджент | |
Дочери Эдварда Дарли Бойта. 1882 год | |
англ. Daughters of Edward Darley Boit | |
Холст, масло. 221,93 × 222,57[1] см | |
Музей изящных искусств[2], Бостон, США |
Дочери Эдварда Дарли Бойта (англ. The Daughters of Edward Darley Boit, первоначально экспонировалась под французским названием «Портрет детей», фр. Portraits d'Enfants[3]) — семейный портрет кисти Джона Сингера Сарджента (1856—1925), написанный в Париже осенью 1882 года; одна из наиболее известных картин художника.
Картина экспонируется в Галерее нового искусства Америки Бостонского музея изящных искусств. Её размеры — 221,93 на 222,57 см. Техника — масляная живопись по холсту[3].
История картины

Картина изображает четырёх дочерей Эдварда Дарли Бойта и его супруги Мэри-Луизы Кушинг-Бойт — Джулию, Мэри-Луизу, Джейн и Флоренс — в домашней обстановке. Американский художник Эдвард Бойт был другом Сарджента; Мэри-Луиза, известная в кругу друзей как «Иза», была дочерью торговца, крупного контрабандиста опиума и филантропа Джона Кушинга[англ.] (1787—1862). Семья проживала в Париже по адресу Avenue de Friedland, 32[3] — принято считать, что действие картины разворачивается в интерьере именно этой квартиры (здание было построено в 1874 году и сохранилось до нашего времени)[4].
Неизвестно, изображены ли дочери Бойта по инициативе их отца, или же картина была создана по желанию художника. Сарджент написал портрет осенью 1882 года, после чего подарил его Бойту[5].
Картина впервые экспонировалась осенью 1883 года в Галерее арт-дилера Жоржа Пти[англ.] и произвела неоднозначное впечатление. Один из критиков описал полотно как «четыре угла и пустота» (four corners and a void)[2]. Ещё до этого, в номере от 26 мая 1883 года, Le Journal amusant напечатал карикатуру Луи Морель-Реца[фр.] под ироничным названием «Большая распаковка фарфора, китайских товаров, детских игрушек и проч.» (Grand déballage de porcelaines…).
31 марта 1919 года сёстры Джулия, Мэри-Луиза, Джейн и Флоренс Бойт передали портрет в дар Бостонскому музею изящных искусств в память о своём отце[2]. 19 ноября 1997 года наследница семьи, дочь Джулии О. Билз, передала в дар музею японские вазы, изображённые на картине (инвентарный номер — 1997.211[6]), после чего картина стала экспонироваться между этими вазами.
Модели
На картине изображены сёстры Бойт: четырёхлетняя Джулия (Julia Overing Boit, 1878—1969), восьмилетняя Мэри-Луиза (Mary Louisa Boit, 1874—1945), двенадцатилетняя Джейн (Jane Hubbard Boit, 1870—1955) и четырнадцатилетняя Флоренс (Flourence D. Boit, 1868—1919). Младшая Джулия сидит на ковре с куклой в руках, слева от неё стоит Мэри-Луиза, старшие сестры, Джейн и Флоренс находятся позади, будучи частично скрытыми в тени. Голубоглазая Джулия написана на переднем плане, своим детским очарованием она словно отвлекает внимание от сестёр[3]. Впоследствии она стала известной художницей-акварелисткой[3][7]; была особенно близка со своей средней сестрой, Мэри-Луизой. Старшие сёстры, Флоренс и Джейн (они находятся на заднем плане в тени) отличались, по мнению современников, эмоциональной неустойчивостью. Ни одна из девочек впоследствии не вышла замуж.
Также на заднем плане полотна изображены две высокие японские вазы работы мастера Хирабаяси из Ариты или его мастерской[3], созданные в конце эпохи Эдо, но до начала реставрации Мэйдзи[8].
Особенности

Картина неоднократно становилась объектом пристального внимания искусствоведов. В 2009 году вышла монография Эрики Е. Хиршлер, целиком посвящённая ей[9]. В настоящее время картина считается «наиболее психологически убедительной в творчестве Сарджента».
Композиция довольно необычна для группового портрета — обычно они основаны на изображении персонажей как одинаково важных. Необычна и квадратная форма холста[3]. Асимметрия композиции придаёт сцене непосредственность, словно художник застал своих моделей врасплох. Сарджент изображает девочек с большой симпатией, словно знает их «секрет», который не раскрывает зрителю. Художник использует светотень не только для создания глубины пространства, но и для передачи загадочных отношений, существующих между изображёнными детьми.
Некоторые художественные критики интерпретировали картину как глубокое исследование о непостоянной природе детства и юности. Писатель Генри Джеймс, близкий друг четы Бойтов и Сарджента, описал её как «счастливый мир игры в семье очаровательных детей»[2]. В XX веке полотно часто рассматривалось в духе фрейдистских идей[9].
Картина наиболее близка к работам, созданным художником во время его пребывания в Венеции[3]. Прослеживается также явное влияние творчества французского импрессиониста Эдгара Дега[2] и картины «Менины» испанского художника Диего Веласкеса (1656), которая имеет схожий геометрический формат и предвещает композиционное решение Сарджента — на переднем плане изображена пятилетняя инфанта Маргарита Тереза Испанская. Известно, что Сарджент ездил в Мадрид в 1879 году, детально изучал «Менины» и делал в Прадо копию этой картины. О сходстве двух полотен говорилось уже при первой экспозиции работы Сарджента, в частности, его отметил писатель Генри Джеймс. Связь между полотнами считается настолько значимой, что Музей Прадо в рамках проекта «Приглашённая картина» (The Invited Work) с 16 марта по 30 мая 2010 года экспонировал работу Сарджента, так что обе картины впервые выставлялись вместе[5][10].
-
Джулия Бойт, деталь картины
-
Мэри Луиза, деталь картины
-
Джейн и Флоренс, деталь картины
-
Одна из ваз, фигурирующих на картине
Современные интерпретации
Авторскую свободную версию картины Сарджента создал современный китайский художник Чжэн Лу[англ.] (род. 1987)[11].
Примечания
- ↑ Floryan, Meg. Sargent, The Daughters of Edward Darley Boit (англ.). Khan Academy. American Aestheticism and the Gilded Age. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 20 апреля 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Daughters of Edward Darley Boit (англ.). Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 6 сентября 2015 года.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Wallace, Natasha. Daughters of Edward Darley Boit (англ.). John Singer Sargent — American painter. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 16 февраля 2006 года.
- ↑ 32 Avenue de Friedland (англ.). Emporis GMBH. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Wallace, Natasha. Джулия Бойт едет в гости к родне. Диего Веласкес и Джон Сарджент . Русский портрет (10 марта 2010). Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
- ↑ Vase with decoration of birds and flowers (англ.). Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 27 сентября 2015 года.
- ↑ Julia Overing Boit (1877—1969). Biography (англ.). askART. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 октября 2016 года.
- ↑ Wallace, Natasha. "Дочери Эдуарда Дарли Бойта" в экспозиции Музея изящных искусств в Бостоне (англ.). John Singer Sargent — American painter. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 17 марта 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 Hirshler, Erica E. Sargent's Daughters. Biography of a Painting (англ.). — MFA Publications, 2009. — 174 p. — ISBN 9780878467426.
- ↑ Rogers, Malcolm; Hirshler, Erika; Barón, Javier. Invited work: The Daughters of Edward Darley Boit (video) (англ.). Museo del Prado (10 марта 2010). Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
- ↑ The Daughters of Edward Darley Boit Imitation by Lu Zheng (англ.). The Williston Northampton School. Дата обращения: 20 сентября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.