Скатуве
Скатуве | |
---|---|
латыш. Skatuve | |
![]() | |
Тип театра | государственный |
Основан | 1919 |
Основатель | Освальд Федорович Глазунов |
Закрыт | 27.12.1937 |
Адрес | Москва, Страстной бульвар, дом 8 |
55°45′56″ с. ш. 37°36′35″ в. д.HGЯO | |
Статус | ликвидированный театр |
Руководство | |
Директор | Банцан Роберт Фрицевич |
Главный режиссёр |
Ванадзин Адольф Яковлевич; |
- Это — статья о театре «Скатуве» в Москве, в Википедии есть статья об одноимённом театре в Риге.
Ска́туве (латыш. Skatuve — сцена) — латышский государственный театр (1932—1937) в Москве. Первоначально театр-студия (1919—1932).[1]
История театра
В 1919 году в Москве в собственной московской квартире одним из учеников Е. Б. Вахтангова — актёром и режиссёром Освальдом Федоровичем Глазуновым (известным также как Освалд Глазнек (Глазниек), латыш. Osvalds Glāznieks (Glazunovs) (1891—1947)[2]) был основан театр-студия «Скатуве». Его занятия вёл выпускник студии Евгения Вахтангова Борис Захава[3].
С 1921 года по воскресеньям регулярно давались открытые спектакли, в которых участвовали окончившие студию и учащиеся старших групп. В 1924 году состоялся первый выпуск студии. В 1930 году театр-студия «Скатуве» выступала на 1-й Всесоюзной олимпиаде национальных театров со спектаклями «Пан» Лерберга и «Разлом».
В 1932 году театр-студия был реорганизован в латышский государственный театр «Скатуве».
Наибольшим успехом у публики и критики пользовались спектакли: «Разлом» (1927); «Вей, ветерок!» Райниса (1932), «После бала» Погодина (1934), «Авантюра» Апина и Йокума (1935), «Волки» Эйдемана (1935).
Театр получал субсидии от государства: в 1935 году дотация государства составила 130 тысяч рублей, обществу «Прометей» было выделено 100 тысяч. В 1936 году дотации возросли соответственно до 170 и 120 тысяч рублей. При обществе работала музыкальная и театральная секции, за последнюю отвечал театр, который также опекал латышские театры в Ленинграде и Смоленске. В Ленинградский театр переехал Адольф Ванадзиньш латыш. Ādolfs Vanadziņš), в Смоленский, официально называвшийся «Латышский колхозный театр Западной области» — Анна Лацис, заслужившая в «Скатуве» лишь статус приглашённого режиссёра и не получившая штатного места. В 1935 году театр организовал в Москве месячные курсы для 15 руководителей латышских драмкружков[3].
В 1935 году Глазниекс пригласил в труппу бывшую звезду немого кино Марию Лейко. Она после Первой мировой войны работала в Германии, после прихода нацистов к власти приехала в Латвию и там работы по специальности не имела. В 1935 году её единственная дочь Нора, вышедшая замуж за грузинского дипломата, умерла в родах, и Лейко отправилась в Грузию на похороны. Побыв в Тбилиси с зятем, она с внучкой явилась в Москву и получила ангажемент и самую высокую в труппе зарплату. Театр также оплачивал ей съёмную квартиру в центре Москвы. В июне 1936 года 49-летняя Лейко выступила в главной роли юной девушки Кристины в пьесе Блауманиса «В огне» (латыш. Ugunī, по этой пьесе после войны был поставлен культовый фильм Рижской киностудии «Эдгар и Кристина»)[3]. Ведущими артистами также были Я. Балтаус, Р. Банцан, Э. Мишке и др.
Теодор Амтманис, поработавший как режиссёр с русскими артистами в Театре Пролеткульта и Реалистическом театре, вернулся руководить драматическим коллективом Латышского клуба, который давал спектакли на сцене «Скатуве». Участники драмкружка участвовали в спектаклях государственного театра в небольших ролях и массовых сценах[3].
Театры СССР по принадлежности делились на 3 категории: государственные, колхозные и городские, соответственно первые финансировал союзный Наркомат просвещения, вторые — областные и местные власти, третьи — городские. В 1936 году для руководства театральной деятельностью был создан Комитет по делам искусств при правительстве СССР. Государственные театры начали борьбу за место под солнцем. «Скатуве» пользовался поддержкой Яниса Рудзутака в правительстве и Вильгельма Кнорина в ЦК ВКП (б).
Усилия высокопоставленных покровителей оказались тщетными: с января 1937 года статус государственного сохранили в Москве только Большой, Малый, МХАТ, Вахтанговский, Детский и Еврейский театр. В Москве в то время жило 226 тысяч евреев и 13 тысяч латышей. У Еврейского театра были свои помещения, театральная школа и могущественные покровители, среди которых была супруга главы правительства Вячеслава Молотова, Полина Жемчужина (Перла Карповская)[3].
Театр находился по адресу: Москва, Страстной бульвар, дом 8, в помещении бывшего кинотеатра «Фурор». Ныне в этом здании — Библиотека № 5 им. А. П. Чехова.[4]
Закрытие театра и расстрел труппы
Последний спектакль был показан в театре 8 ноября 1937 года. На сцену вышли одни женщины, так как все мужчины из труппы театра были арестованы НКВД, за исключением руководителя труппы Освальда Глазунова[3][5]. Через несколько дней женщин тоже арестовали.
Следствие по этому делу и проведённые ранее аресты военных и государственных деятелей-латышей стали базой для инициированного в конце ноября дела «Латышского национального центра». Одним из инициаторов этого процесса был начальник УКНВД по Западной области (Смоленск) А. А. Наседкин[6], где в 1937 году руководителем Латышского совхозно-колхозного театра Западной области, обслуживавшего латышские колхозы, служила известная театральная деятельница Анна Лацис. В 1932—1933 годах в этом регионе первые дела против бывших соотечественников и других представителей национальных меньшинств фабриковал уполномоченный ОГПУ по Белорусской ССР, этнический латыш Л. Заковский (Штубис)[6].
30 ноября за подписью Ежова была разослана шифротелеграмма НКВД СССР № 49990 «О проведении операции по репрессированию латышей». Этот приказ Ежова был одним из семи аналогичных приказов, подписанных в период с июля по декабрь 1937 года, а «модельным» для всех последующих «национальных» операций стал приказ № 00485 («польская» операция)[7].
27 декабря 1937 года руководство Москвы на основании «нецелесообразности» существования латышского театра в Москве распорядилось его закрыть.[8] К тому времени на свободе не осталось ни одного работника театра, кроме его руководителя Освальда Глазниекса: они обвинялись в участии в «латышской националистической фашистской организации»[9]. Аресты в рамках этой операции начались 3 декабря[6].
В январе 1938 года показания на работников театра дала их коллега Анна Лацис, которая, по её словам, с 1936 года являлась сотрудником НКВД. Она сообщила, что основатель театра Глазунов ставил контрреволюционные спектакли и был тесно связан с Рудзутаком, Эйдеманом и Кнориным и присутствовал на банкетах, организованных Рудзутаком. Глазунов участвовал в контрреволюционных действиях, утверждала Лацис[3]. Впоследствии её оценка личности директора театра подтвердилась: во время гитлеровской оккупации он стал сотрудничать с нацистами. С отступающим из-под Москвы вермахтом Глазниекс отправился на запад вместе со своей женой, сыном, родителями жены, сестрой жены и её дочерью, а также с соседями по даче на Истре В. Блюменталь-Тамариным и И.Жаданом[10]. Все беглые артисты были приняты в группу пропаганды для военнопленных и остарбайтеров особого отдела Министерства пропаганды Рейха «Винета»[11], при котором имелись артисты и различные «творческие коллективы»[12].
19 января 1938 г. первым заместителем народного комиссара внутренних дел СССР и начальником УНКВД СССР по Московской области был назначен этнический латыш и видный организатор массовых репрессий Л. Заковский. На время его руководства московским управлением пришёлся пик репрессий в Москве по «латышской операции». Количество арестованных латышей в сравнении с Ленинградом значительно увеличилось, на этот же период пришёлся пик проведённых казней на Бутовском полигоне[6].
3 февраля 1938 года артисты и работники театра были расстреляны на Бутовском полигоне НКВД под Москвой в числе 229 латышей, расстрелянных только в тот день.[13]
Основатель и режиссёр театра Освальд Глазунов (Глазниекс) избежал ареста, поскольку он был в составе труппы Театра им. Вахтангова. Кроме того, он снялся в главной роли в фильме против врагов народа, получившем высокую оценку члена Политбюро ЦК ВКП (б) Лазаря Кагановича. За эту роль Глазунов (Глазниекс) был награждён дачей на Истре и личным автомобилем[3].
Позднее Глазунов, осуждённый за сотрудничество с немцами во время войны, служил в ансамбле Управления исправительных лагерей в Бескудниково и погиб в 1947 году в результате несчастного случая: застрявший на железнодорожном переезде грузовик с участниками ансамбля был сбит проходившим поездом[3].
Увековечение памяти артистов театра
Расстрелянные артисты, в том числе звезда немого кино Мария Лейко, покоятся на Бутовском полигоне в непомеченных групповых захоронениях.
![Памятная доска](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Piemi%C5%86as_pl%C4%81ksne_latvie%C5%A1u_Valsts_te%C4%81trim_%22Skatuve%22.jpg&width=300)
В 2002 году Общество латышской культуры в Москве пыталось установить памятную доску возле бывшего театрального здания, но эти усилия не увенчались успехом, потому что власти российской столицы этого не допустили.[14]
В свою очередь, в 2019 году с большими усилиями посольству Латвии в России удалось найти поддержку Московской городской думы, чтобы увековечить память о театре. 6 марта 2020 года Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвийской Республики в Российской Федерации Марис Риекстиньш вместе с представителями Москвы открыли памятную доску Латвийскому государственному театру «Скатуве» на Страстном бульваре 8, в Москве.[15]
Мемориальная доска была разработана художником Янисом Струпулисом.
Список работников театра[16]
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Last_Address_Sign_-_Moscow%2C_Myasnitskaya_Street%2C_15_%282015-12-06%29_01.jpg&width=300)
- Банцан Роберт Фрицевич (расстрелян 03.02.1938 г.) – директор латышского театра;
- Ванадзин Адольф Яковлевич (расстрелян 03.02.1938 г.) – режиссер и актёр театра;
- Крумин Карл Янович (расстрелян 03.02.1938 г.) – режиссер театра;
- Балодис Ирма Ивановна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Зудраг Зельма Павловна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Берзинь Лидия Семеновна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Калнина Марта Яновна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Боксберг Зельма Вильгельмовна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Лейко Мария Карловна (расстреляна 03.02.1938 г.) – актриса;
- Принц Матильда Андреевна (07.04.1938 г.) – за связь с актёрами;
- Балтаус Ян Янович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Балтаус Карл Янович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Круминь Август Давыдович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Балтгалов Владимир Матвеевич (расстрелян 28.02.1938 г.) – актёр;
- Оше Андрей Яковлевич (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Банцан Рудольф Фрицевич (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Рейнголдс Прейманис
- Звагул Альберт Яковлевич (расстрелян 05.02.1938 г.) – актёр;
- Фельдман Эрик Фридрихович (расстрелян 26.02.1938 г.) – актёр;
- Зеберг Оскар Оскарович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Форстман Вилис Христофорович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Цируль Роберт Петрович (расстрелян 03.02.1938 г.) – актёр;
- Зубов Николай Алексеевич (расстрелян 28.02.1938 г.) – хореограф;
- Вейдеман Карл Янович (расстрелян 26.02.1938 г.)
- Рудзит Артур Юрьевич (расстрелян 07.04.1938 г.)
- Лессин Эльфрида Августовна (расстреляна 03.02.1938 г.)
- Ульман Фриц Ансович (расстрелян 03.02.1938 г.)
- Бредерман Роберт Янович (расстрелян 17.05.1938 г.)
- Глазунов Освальд Федорович (погиб в лагере 16.03.1947 г.)
- Амтман Теодор Фрицевич (расстрелян 03.02.1938 г.)
- Андерсон Елизавета Федоровна (расстреляна 03.02.1938 г.)
- Биройс-Шмит Эдуард (расстрелян 04.11.1937 г.)
Литература
Вейден Я. Латышский театр «Скатувэ» // «Советский театр». — 1930. — № 7. — С. 18-19.
Примечания
- ↑ Театральная Энциклопедия (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 сентября 2007. Архивировано 12 октября 2007 года.
- ↑ Osvalds Glāznieks-Glazunovs (недоступная ссылка) (латыш.)
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Видвудс Штраус. Teātra mākslas klasiķa Osvalda Glāznieka likteņa pavērsieni. Повороты судьбы классика театрального искусства Освальда Глазниека (латыш.). Опыт. Latvijas avīze (18 октября 2012).
- ↑ ПАМЯТНЫЕ МЕСТА БОЛЬШОЙ ДМИТРОВСКОЙ СЛОБОДЫ (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 сентября 2007. Архивировано 21 сентября 2011 года.
- ↑ Тургенев. Расстрелянный театр «Скатувэ»: кто избежал смерти, почему, и что с ними стало? . Дзен (20 октября 2019).
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 В. Голубев. ЛАТЫШИ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 20–30-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ БССР и СССР // Латыши и белорусы: вместе сквозь века. — 2016. — Вып. 5. — С. 60–68. — ISSN 2312-2188. Архивировано 3 декабря 2021 года.
- ↑ Аблажей Наталья Николаевна, Потапова Наталья Анатольевна. «Национальные» операции Большого террора: иерархия полномочий власти и карательных органов в центре и на периферии // Мир Большого Алтая. — 2019. — Вып. 5 (2). — ISSN 2410-2725. Архивировано 26 октября 2020 года.
- ↑ Янис Дамбитис. Полтора века в Москве. Этнокультура московских латышей
- ↑ Новости за 6 апреля 2002. Правительство Москвы отказало в открытии мемориальной доски на здании бывшего латышского театра, труппа которого была уничтожена в ходе сталинских репрессий
- ↑ Vidvuds Štrauss. Teātra mākslas klasiķa Osvalda Glāznieka likteņa pavērsieni (Вехи судьбы Освальда Глазниекса, классика театрального искусства) (латыш.). la.lv (18 октября 2012). Дата обращения: 11 февраля 2024.
- ↑ “Винета”: чем занималась эта служба во время Великой Отечественной войны . История России (13 января 2021).
- ↑ Белков Алексей Николаевич. "ПРОПАГАНДА ПОМОЖЕТ НАМ ЗАВОЕВАТЬ ВЕСЬ МИР". СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРОПАГАНДЫ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ И ВЕРМАХТА // Военно-исторический журнал. — 2019. — № 1.
- ↑ Juris Eckstein One Shot Illusion (англ.)
- ↑ Правительство Москвы отказало в открытии мемориальной доски на здании бывшего латышского театра, труппа которого была уничтожена в ходе сталинских репрессий . Дата обращения: 24 сентября 2007. Архивировано 25 ноября 2005 года.
- ↑ Посольство Латвии (латыш.) (2020.03.06). Дата обращения: 18 июля 2020. Архивировано 18 июля 2020 года.
- ↑ «Расстрелянный театр "СКАТУВЭ"» статья с фотографиями и подробными данными из дел осужденных . Дата обращения: 7 февраля 2017. Архивировано 8 февраля 2017 года.