Сирота на кладбище
Эжен Делакруа | |
Сирота на кладбище. 1824 год | |
фр. Jeune orpheline au cimetière | |
холст, масло. 66 × 54 см | |
Лувр, Париж, Франция |
«Сирота на кладбище», также «Девушка-сирота на кладбище»[1] (фр. Jeune orpheline au cimetière) — картина французского художника Эжена Делакруа, написанная около 1823—1824 года. Находится в коллекции Лувра (Франция)[2][3].
История
Делакруа создал эту картину в начале своей карьеры и она долгое время считалась одним из предварительных этюдов для его более поздней картины «Резня на Хиосе», также написанной в 1824 году, но рассматривается как самостоятельной работой, хотя её можно увидеть в контексте[4][5]. Историческим фоном для драматических сцен, написанных Делакруа в то время, была Греческая революция с известной резнёй на острове Хиос, которую османы учинили против местного греческого населения. Историк искусства и эксперт по Делакруа Ален Дагер де Юро явно относит его к сценам резни на Хиосе.
Моделью была нищенка, нанятая художником, лицо которой появляется на финальной картине в самом центре левого поля, хотя и с закрытыми глазами (дневник Делакруа от 17 и 21 февраля 1824 года). «Сирота на кладбище» — образцовая картина, чётко отражающая замысел и цели художника: точный рисунок, чётко выделяющиеся контуры, тонкий мазок и сильная работа кисти создаёт живой эффект[6].
Описание
Считается, что «Сирота на кладбище» была подготовительной работой художника к более поздней картине художника «Резня на Хиосе». Однако картину, тем не менее, рассматривают как самостоятельный шедевр Делакруа. От картины исходит атмосфера печали и страха, слёзы текут из глаз убитой горем девушки, когда она с опаской смотрит вверх. Мрак неба и опустошённая земля созвучны её тоске. Язык тела и одежда девушки показывают трагедию и уязвимость: платье, ниспадающее с плеча, рука, слабо положенная на бедро, тени над затылком, темнота слева от неё, холодный и бледный колорит одежды. Всё это подчеркивает чувство потери, недозтижимости надежды, одиночества и беспомощности[3].
Для Делакруа цвета были наиболее важными составляющими его картин. Из-за этого у него не хватало терпения создавать изобразительную точность классических статуй. Будучи почитателем Рубенса и венецианцев, он выбирал красочные оттенки и экзотические темы для своих картин, в результате чего работы описывались как блестящие и изобилующие движением[2].
Провенанс
Картина сначала принадлежала Фредерику Леблону (1832—1872), а затем досталась его вдове[7]. После её смерти в 1881 году картина перешла к её двоюродному брату Эрнесту Гебауэру. Затем в конце мая 1904 года произведение приобрёл французский художник и коллекционер Этьен Моро-Нелатон[8], который передал картину в дар в Лувр в 1906 году. Из Лувра она была передана Музею декоративного искусства в 1907 году, но возвращена в Лувр в 1934 году.
Примечания
- ↑ Эжен Делакруа «Девушка-сирота на кладбище», 1824 . greatartists.ru. Великие художники. Дата обращения: 14 января 2022. Архивировано 17 января 2022 года.
- ↑ 2,0 2,1 «Painting, Orphan Girl at the Cemetery, Eugéne Delacroix, c. 1823 according to this source». The New Book of Knowledge, Grolier Incorporated. 1977.
- ↑ 3,0 3,1 «Young orphan girl in the cemetery», Thematic Trails : Eugène Delacroix — Passion and Inspiration Архивная копия от 18 мая 2011 на Wayback Machine, Musée du Louvre, Louvre.fr, «c. 1824» according to this source.
- ↑ Versions de travail autour de la «Jeune orpheline au cimetière». Архивная копия от 18 января 2022 на Wayback Machine relire.net.
- ↑ Delacroix: L’Orpheline au cimetière Архивная копия от 17 января 2022 на Wayback Machine eternels-eclairs.fr.
- ↑ Alain Daguerre de Hureaux: Delacroix. Das Gesamtwerk, Belser Verlag, Stuttgart u. Zürich 1994, ISBN 3-7630-2305-4, S. 53
- ↑ Alfred Robaut: Orpheline au cimetière. In: L’oeuvre complet de Eugène Delacroix, peintures, dessins, gravures, lithographies. Paris, Charavay frères, Paris 1885, S. 24 (Textarchiv – Internet Archive): « Appartient au docteur Gebaûer, héritier de madame veuve Leblond »
- ↑ Jeune Orpheline au Cimetiere (фр.). Ministère de la Culture. Архивная копия от 29 октября 2021 на Wayback Machine
Литература
- Luigina Rossi Bortolatto: Tout l’oeuvre peint de Delacroix (= Classiques de l’art). Flammarion, Paris 1984, ISBN 2-08-011201-5.
- Delacroix. Metropolitan Museum of Art, New York, N.Y. 2018, ISBN 978-1-58839-651-8, S. 278.
Ссылки
- Сирота на кладбище. Эжен Делакруа . wikiart.org. WikiArt. Дата обращения: 13 февраля 2022.