Перейти к содержанию

Ризенер, Анри-Франсуа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Анри-Франсуа Ризенер

Анри−Франсуа Ризенер (фр. Henri−François Riesener; 19 октября 1767, Париж — 7 февраля 1828, Париж) — французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета. Характерный представитель классицизма[1] и раннего романтизма. Создатель натурных портретов Наполеона и Александра I.

Биография

А.−Ф. Ризенер происходил из семьи знаменитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Отец его, Ж.−А. Ризенер (1734−1806), был не только талантливым мебельщиком при дворе Людовика XVI, но также и изобретателем — его детище, «механизм для откидывания цилиндрической крышки бюро», до сих пор, хоть и в трансформированном виде, но находит широкое применение в современной мебели. Знаменитое бюро короля Людовика XV работы Ж.−А. Ризенера было начато его учителем Ж.−Б. Обеном (1721−1763), с кончиной которого мастерская, перешла по наследству ученику, который так же женился на вдове учителя Франсуазе Маргарите (урождённой Вандеркруз). Дочь Франсуазы Маргариты Обен от первого брака, Виктория — мать художника Эжена Делакруа.

Семейство Ризенеров было весьма состоятельным. Произведения их стоили дорого, французские заказчики не всегда успевали вовремя расплатиться, но недостатка в желающих стать обладателями изделий мастерской Обена, позднее — Ризенера, никогда не было. Клиенты, среди которых случались и богатые иностранные заказчики, банкиры и аристократы, сполна покрывали расходы. Мода того времени требовала использования античных мотивов как в общем облике произведений, так и в виде включения характерных элементов декора. С 1769 года Ж.−А. Ризенер становится официальным поставщиком королевской мебельной коллекции (фр. Garde-Meuble) и получает в 1774−м звание «королевского краснодеревщика» (фр. ébéniste du roi); в дальнейшем — фактически осуществляет преобразование стиля Людовика XV в стиль Людовика XVI. Ризенер первым стал использовать достаточно сложную по технологии тонкого рисунка золочёную бронзу. Всё это обязывало к потребности в общении со специалистами, учёными, в числе их был и знаменитый мастер бронзового литья Пьер−Филипп Томир (1751−1843), и один из самых известных французских естествоиспытателей эпохи минералог-академик Габриель Делафос (1795−1878). Словом, и с представителями среды «научно−технической» семейство также поддерживало тесные отношения. В такой атмосфере рос и воспитывался будущий художник.

Творчество

А.−Ф. Ризенер. Морис Кэи. 1797−1799. Лувр. Париж

Анри−Франсуа первоначально учился живописи у А. Вестье, а затем продолжил учёбу в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры у Ф.−А. Венсана, позднее — у Ж.-Л. Давида. Во время революции он вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика.

В конце 1790−х А. Ризенер вновь берётся за кисть; он пишет портреты маслом и миниатюры, едва успевая выполнять многочисленные заказы, что, конечно сказалось и на содержательности его произведений. Но перед тем, как художник будет вынужден подчинить свою творческую волю условностям света, принести её в жертву стандарту заказа, им будет написана одна из лучших его картин — «Портрет Мориса Кэи».

А.−Ф. Ризенер. Ф.−Ж. Тальма

Галерее портретов не только знаменитого, но и замечательного французского актёра-реформатора Франсуа-Жозефа Тальма (1763—1826) могут позавидовать актёры любых времён. Актёр позировал таким художникам, Э. Делакруа, Л. Давид, Д. Энгр, Годефруа, В.−Ж. Э. Жуи, Ж.−Ж. Легрене−мл., Пико, Л. Мариме, Обер, Олье, Колен и многим другим. Не озадачиваясь анализом и сравнением, можно сказать с уверенностью: образ, созданный Анри−Франсуа Ризенером занимает достойное место в этом ряду.

А.−Ф. Ризенер. Граф Ш.-А. Тертр, играющий на гитаре. ок. 1814

Написанный Ризенером в годы Империи натурный «Портрет Наполеона» имел огромный успех. Художник воспроизвёл его более пятидесяти раз (в настоящее время известны 15 реплик этой работы). С 1801 по 1827 год мастер демонстрировал свои произведения в Салоне, наградившем его в 1808 году своей медалью. В это же время у него родится сын Леон, которому также суждено будет стать художником[2].

В 1814 и 1815 годах среди его заказчиков было много русских гвардейских офицеров, находившихся в Париже. А в 1816−м по приглашению великого князя Константина Павловича Анри Ризенер приезжает в Варшаву, а затем — в Санкт−Петербург, где выполняет заказы императора Александра I и императрицы Марии Федоровны, князя Н. Б. Юсупова, графов Олсуфьевых и др. До 1823 года он продолжал работать преимущественно в России, лишь наездами бывая в Париже, где он оставил жену и сына. Вслед за «Портретом Александра I со свитой», выполненным совместно с Ж.−Ф.−Ж. Свебахом, продолжилась череда портретов русской знати. Среди созданных им произведений были картины парадные и более скромные, изображения погрудные и в рост.

Искусствоведы отмечают, что работы Ризенера отличает тщательная отделка, сказывающаяся некоторой сухостью и статичностью живописи, но, несомненно, он был отличным рисовальщиком, мастером цвета. А.−Ф. Ризенер блестяще передаёт состояние воздушной среды, колористические эффекты двойного освещения (портрет С. П. Апраксиной; кстати, произведение это можно отнести к немногим примерам сентиментализма в живописи).

А.−Ф. Ризенер. С. П. Апраксина. ок. 1819

Исследователь пишет: «художник не достигает глубокого раскрытия образа», однако и начисто лишёнными характерности даже «проходные» его портреты уж никак нельзя назвать. Достаточно выразительны портреты Я. А. Потёмкина и М. Ф. Орлова. Удивительно другое: даже те немногие известные работы живописца заставляют невольно оказываться в плену ощущения, что они вышли из под кисти разных авторов… До такой степени отличающимися в сопоставлении манеры и по валёру предстают они… Как бы то ни было, живопись А.−Ф. Ризенера чрезвычайно высоко ценились современниками. Творчество этого художника заслуживает более пристального исследования.

Нельзя не сказать и о той роли, которую мастер сыграл в формировании одного из «самых французских художников» — своего племянника Эжена Делакруа. Он часто давал советы начинающему живописцу, брал их с Леоном на этюды в Нормандию, Анри−Франсуа настоял на поступлении юноши в мастерские П.−Н. Герена, постоянно обращал внимание на необходимость изучения технических приёмов старых мастеров и «горячо призывал идти собственным и только собственным путём в искусстве»…

Работы Ризенера представлены в различных французских собраниях, а также в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Музея−усадьбы «Архангельское» и других музеев России.

Произведения

Примечания

  1. Во французской системе искусствознания этот период традиционно именуют неоклассицизмом
  2. О Леоне Ризенере в frwiki. Дата обращения: 11 апреля 2008. Архивировано 2 мая 2014 года.

Источники

  • Французская живопись XIX века. От Давида до Фантен−Латура. «Аврора». Ленинград. 1972. С.50
  • Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. «Терра». Москва. 1996 ISBN 5-300-00172-4
  • Эжен Делакруа. Письма. «Азбука». Санкт−Петербург. 2001 ISBN 5-267-00586-X
  • Минц Н. В. Театральные коллекции Франции. «Искусство». Москва. 1989
  • Сердюк Е. А. Японская театральная гравюра 17−19 веков. «Искусство». Москва. 1990 ISBN 5-210-00217-9