Синагога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Синагог»)
Староновая синагога в Праге, 1270. Старейшая действующая синагога в мире

Синаго́га (от греч. συναγωγή [synaɡɔːɡɛ̌ː] — «собрание»; ивр.בֵּית כְּנֶסֶת‏‎ [bet ˈknesːet] — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎ [ʃuːl] — «школа»), после разрушения иерусалимского Храма, — основной институт еврейской религии; помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины[1].

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придаёт синагоге огромное значение в еврейской жизни. В Талмуде считается, что она уступает по святости только Храму, и называется микдаш меат (‏מקדש מעט‏‎ — «малое святилище»)[2], как сказано:

…хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они.

Происхождение синагоги

Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала вавилонского пленения[3]. Евреи, угнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине. Каждая община должна построить «дом собрания» (евр. бейт-кнесет или греч. синагога), где евреи собирались бы на молитву в шаббат, праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция храма, который, в свою очередь, повторял устройство скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители по заповеди омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемое «святилищем». Туда могли входить только священнослужители. В глубине святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась святая святых — там стоял ковчег завета, содержавший скрижали с высеченными на них десятью заповедями. Когда царь Соломон построил храм, он воспроизвёл устройство скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю — по возможности, к Иерусалиму, где стоял храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае стена, у которой стоит шкаф, в котором хранятся свитки Торы (арон кодеш), всегда направлена в сторону Иерусалима; и в любом месте евреи молятся, обращаясь лицом к нему.

По правилам, необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога обычно имеет прямоугольную форму; для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел), разделённые преградой (мехица). У входа помещается раковина, где можно совершить омовение рук перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению святилища в храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом. Такой шкаф называется «синагогальный ковчег», символизирующий ковчег завета в Иерусалимском Храме, в котором хранились скрижали с десятью заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение (бима или алмемар). С этого возвышения читается Тора — на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в храме читали Тору.

Над ковчегом располагается «неугасимый светильник» (нер тамид). Он горит всегда, символизируя менору, — масляный светильник храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

возжигать вечный огонь перед скрижалями…

Рядом с нер тамид обычно помещается каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней десятью заповедями[4].

Функции синагоги

«Новая синагога» (Neue Synagoge), Берлин

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения. В отличие от христианской церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский храм может быть построен только на одном месте — на храмовой горе в Иерусалиме.[источник не указан 4220 дней]

В эпоху второго храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с храмом не конкурируя. После разрушения храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух храма.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог, и при каждой две школы — начальная (бейт-сефер) и средняя (бейт-талмуд). В бейт-сефер преподавали Танах, а в бейт-талмуд — Мишну. По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями; Мишну; Талмуд; сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими. В синагоге проводят празднование обрезания, совершеннолетия, выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать местный религиозный суд (бейт-дин).

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу. Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы, и благодаря храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась на храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы. Многие храмовые ритуалы, как, например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в шофар и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах Земли Израильской и в диаспоре ещё в период существования храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в храме. В субботу и праздники Синедрион собирался в храме в качестве бейт-мидраша; во дворе храма законоучители преподавали народу законы Торы. Хранившиеся в храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры книжники делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании храм продолжал оставаться местопребыванием шхины и единственным местом жертвоприношения Богу. Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля. Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира. После разрушения храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух храма.

Знаменитые синагоги

Примечания

  1. Синагога // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Вавилонский Талмуд, Мегила 29 а
  3. Синагога // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. В соответствии с еврейской традицией скрижали имели форму куба, хотя обычно их изображают с закругленными гранями

Литература

  • Бейзер М. Синагоги СНГ в прошлом и настоящем. — М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. — 176 с. — 2000 экз. — ISBN 5-93273-085-4.
  • Чаковская Л. С. Воплощенная память о Храме. Художественный мир синагог Святой Земли III—VI вв. н. э. — М.: Индрик, 2011. — 368 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-91674-113-1.
  • Вевюрко И. С. Синагога // Православная энциклопедия. — М., 2021. — Т. LXIII : «Сергий — Синаксарь». — С. 734-735. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-069-1.

Ссылки