Симфония № 8 (Бетховен)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симфония №8
Портрет Бетховена кисти Луи Рене Летрона[фр.] в год премьеры Восьмой симфонии (1814)Портрет Бетховена кисти Луи Рене Летрона[фр.] в год премьеры Восьмой симфонии (1814)
Композитор Людвиг ван Бетховен
Форма симфония
Тональность F-dur
Продолжительность ок. 25 минут
Дата создания вторая половина 1811 — октябрь 1812
Номер опуса 93
Дата первой публикации 1817
Место хранения автографа Части I, II, IV: Берлинская государственная библиотека, III: Библиотека Ягеллонского университета, Краков
Части

I. Allegro vivace e con brio
II. Allegretto scherzando
III. Tempo di menuetto

IV. Allegro vivace
Исполнительский состав
симфонический оркестр
Первое исполнение
Дата 27 февраля 1814
Место Вена

Симфония № 8 Фа мажор, op. 93 — предпоследняя симфония Людвига ван Бетховена, завершенная в октябре 1812 года в Линце, спустя полгода после Седьмой симфонии. Самая короткая симфония Бетховена, которую сам композитор называл «меньшей симфонией in F» в сравнении с предыдущей[1]. Первоначально Бетховен задумывал это произведение как фортепианный концерт[2]. Премьера состоялась в Вене, в Редут-зале[a] дворца Хофбург, 27 февраля 1814 года в одном концерте с Седьмой симфонией и «Битвой при Виттории» под управлением автора[4].

История создания

Контекст

Седьмая и Восьмая симфонии завершают группу симфоний, сочиненных Бетховеном в его средний период творчества. В планах имелась ещё одна симфония в ре миноре, однако эта идея не была реализована даже в набросках. К 1812 году, после завершения работы над Пятой и Шестой симфониями, Бетховен успел сочинить немало камерной музыки, фортепианные сонаты, а также музыку к гётевскому «Эгмонту», над которой он работал в 1809—1810 году. Летом 1811 года Бетховен посетил курортный городок Теплице где он сочинил музыку к двум патриотическим пьесам А. фон Коцебу: «Афинские развалины» (op.113) и «Король Стефан» (op.117)[5].

Симфония сочинялась в особенно напряженный период жизни Бетховена, пришедшийся на 1812 год. В это время произошел сдвиг в его самосознании: его учителя Й. Гайдн и И. Альбрехтсбергер недавно умерли, и композитор неожиданно ощутил творческую зрелость, заняв в глазах молодежи позицию мэтра — первого композитора империи, несмотря на то, что придворным капельмейстером он так и не стал. Как отмечает Л. В. Кириллина, в Восьмой симфонии «происходит прощание Бетховена с XVIII веком, а заодно и с собственной молодостью»[6].

Лето 1812 года — период активной работы над Восьмой симфонией в Теплице, в то же самое время явился периодом душевной драмы Бетховена. Об этом стало известно уже после его смерти, когда в секретном ящике было обнаружено письмо к неустановленному адресату — женщине, с которой у Бетховена был несчастный роман. Документ получил название «Письмо к Бессмертной возлюбленной». Анализируя жизненные события композитора, Кириллина пишет: «след, оставленный этой драмой в душе и творчестве Бетховена, сохранялся в течение многих лет, вплоть до конца жизни мастера»[7]. В «Письме» Бетховен раскрывает свое отношение к занимаемому им положению: «повсюду я преследуем расположением людей, которое, мне думается, я столько же мало стремлюсь заслужить, сколь мало его и заслуживаю. Унижение человека перед человеком больно меня ранит. И когда я себя рассматриваю во взаимосвязи со вселенной, то что же представляю собой я и что — тот, кто наречен величайшим?»[8].

Работа на Седьмой и Восьмой симфониями велась в один период. Подобная практика не является особенной в творчестве Бетховена. Так, Пятая и Шестая симфонии были сочинены примерно в одно и то же время, а их первое исполнение состоялось в одном и том же концерте — при всей колоссальной разнице их драматургических качеств. Седьмая и Восьмая симфонии так же близки друг-другу хронологически, при том, что образная сфера этих симфоний совершенно различна[9].

Состав оркестра

Деревянные духовые
2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета in B, 2 фагота
Медные духовые
2 валторны in F, B; 2 трубы in F
Ударные
литавры
Струнные
скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы

Критика

Бетховен о Восьмой симфонии

Черни вспоминал, что когда некоторые слушатели нелестно отозвались о Восьмой симфонии в сравнении с Седьмой, Бетховен ответил: «Это потому, что она гораздо лучше»[10].

Реакция публики и критиков на премьеру Восьмой симфонии, прозвучавшей вместе с Седьмой симфонией, была прохладной. Рецензент Всеобщей музыкальной газеты писал после концерта: «Внимание слушателей было более всего привлечено этим новейшим продуктом бетховенской музы, и все находились в непрерывном ожидании. Но эта симфония после первого прослушивания не вполне удовлетворила, и успех её не сопровождался энтузиазмом, с которым встречают сочинение, вызывающее всеобщее одобрение. Словом, как говорят итальянцы, она не произвела фурора». Вместе с тем, рецензент полагал, что симфония произвела бы лучшее впечатление, если бы исполнялась не после Седьмой симфонии, а до неё[11].

Биограф Бетховена А. Б. Маркс считал Восьмую симфонию «самой радостной из всех бетховенских симфоний»[12].

П. И. Чайковский так отзывался о Восьмой симфонии: «Восьмая симфония Бетховена отличается от своих предшественниц и от следующей за ней, знаменитой девятой симфонии с хорами, необыкновенною сжатостью форм и своим сплошь радостным, праздничным настроением. Это последняя светлая улыбка, последний отклик певца человеческих скорбей и мрачного, безнадежного отчаяния на призыв к участию в жизненных радостях»[13].

Комментарии

  1. нем. Redoutensaal от фр. Redoute — помещение для балов, празднетств[3]

Примечания

  1. Письма, 2013, с. 299.
  2. Brandenburg, S. Ein Skizzenbuch Beethovens aus dem Jahre 1812: Zur Chronologie des Petterschen Skizzenbuches // Zu Beethoven: Aufsatze und Annotationen : [нем.] / ed. Harry Goldschmidt. — Berlin : Verlag Neue Musik, 1984. — Vol. 1. — P. 117–148.
  3. Définition de REDOUTE (фр.). CNRTL. Centre National de Ressources Textuelles et Lexicales. Дата обращения: 10 мая 2021. Архивировано 11 мая 2021 года.
  4. Beethoven, L. van. Symphony No.8 / ed. by Peter Hauschild. — PB 5238. — Leipzig : Breitkopf & Härtel. — Preface.
  5. Lockwood, 2005, p. 230.
  6. Кириллина, 2009, с. 143.
  7. Кириллина, 2009, с. 128.
  8. Письма, 2013, с. 396.
  9. Gibbs, C.H. Beethoven's Symphony No. 8 in F Major, Op. 93 (англ.). NPR (14 июня 2006). Дата обращения: 4 мая 2021. Архивировано 4 мая 2021 года.
  10. Czerny, C. Anekdoten und Notizen über Beethoven // Über den richtigen Vortrag der sämtlichen Beethoven'schen Klavierwerke / hrsg. von Paul Badura-Skoda. — Vienna : Universal, 1963. — S. 16.
  11. Кириллина, 2009, с. 154.
  12. Marx, A.B. Ludwig van Beethoven: Leben und Schaffen.. — Berlin: Otto Janke, 1859. — Bd. 2. — S. 209.
  13. Чайковский, П.И. Музыкально-критические статьи. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1953. — С. 237.

Литература

  • Бетховен, Л. ван. Письма. В 4 т. / сост., вступ. ст. и комм. Н.Л. Фишмана. — М.: Музыка, 2013. — Т. 2: 1812—1816. — 560 с.
  • Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т.. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. — Т. 2. — 590 с. — ISBN 978-5-89598-213-6.
  • Lockwood, L. Beethoven: The Music and the Life. — New York: W. W. Norton & Company, 2005. — 624 p. — ISBN 9780393347555.

Ссылки

Симфония № 8 (Бетховен): ноты произведения на International Music Score Library Project