Маркс, Адольф Бернхард

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адольф Бернхард Маркс
Adolf Bernhard Marx
Основная информация
Имя при рождении Самуэль Мозес Маркс
Дата смерти 17 мая 1866(1866-05-17)
Место смерти Берлин
Профессии композитор, музыкальный критик и теоретик

Фридрих Генрих Адольф Бернхард Маркс (нем. Friedrich Heinrich Adolf Bernhard Marx, первые два имени не употреблялись; от рождения до крещения в 1819 году — Самуэль Мозес Маркс; 15 мая 1795, Галле — 17 мая 1866, Берлин) — немецкий музыковед, музыкальный педагог и композитор.

Биография

Из еврейской семьи, сын врача. Изучал право в своём родном городе, одновременно беря уроки музыкальной композиции у Даниэля Готлоба Тюрка. С 1821 года — в Берлине. В 1825 году Адольф Мартин Шлезингер назначил Маркса редактором новоучреждённой «Берлинской всеобщей музыкальной газеты» (нем. Berliner allgemeine musikalische Zeitung); интеллектуально заострённые критические статьи Маркса, зачастую направленные против берлинского музыкального истеблишмента во главе с Карлом Фридрихом Цельтером, вызывали одобрение Бетховена.

В 182030-е годы Маркс был весьма близок с Феликсом Мендельсоном и оказал на него существенное влияние — в частности, то, что переработка Мендельсоном увертюры «Сон в летнюю ночь» (1826) произведена под воздействием идей Маркса, отмечалось в мемуарах Эдуардом Девриентом. В 1829 году Маркс убедил Шлезингера опубликовать «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, только что заново открытые Мендельсоном, а в 1830 году Мендельсон рекомендовал Маркса на новоучреждённый пост профессора музыки в Берлинском университете. Маркс и Мендельсон условились даже обменяться либретто — с тем, чтобы каждый написал по оратории на текст другого; однако Мендельсон внёс значительные изменения в созданный Марксом текст оратории «Павел» (1836), а на просьбу Маркса исполнить его ораторию «Моисей» с текстом самого Мендельсона ответил отказом, заявив, что качество музыки неудовлетворительно. Взбешённый Маркс после этого уничтожил все хранившиеся у него письма Мендельсона (а его оратория «Моисей» была исполнена лишь в 1853 году Ференцем Листом).

Основной вклад в музыку Маркс внёс как педагог и теоретик. В 1826 году он опубликовал учебно-методический труд «Вокальное искусство» (нем. Kunst des Gesangs), в следующем году по совокупности работ (то есть за эту книгу и статьи в периодике) получил докторскую степень в Марбургском университете.

Маркс оценивается как автор, «возможно, самого развитого и влиятельного учения о форме (Formenlehre) XIX века»[1], которое он изложил в четырёх томах «Учения о музыкальной композиции» (нем. Die Lehre von der musikalischen Komposition, 18371847 годы; несколько переизданий выдержал и английский перевод Г. Сарони в США). Наибольшую популярность получила изложенная в этом трактате теория песенных форм, однако сам Маркс, в отличие от своих эпигонов, не применял понятие «песенная форма» к инструментальной музыке (см. «Учение о музыкальной композиции», т. 3, кн. 7, ч. 3 «Песенная форма»). Маркс написал также монографию о Бетховене (нем. Ludwig van Beethoven: Leben und Schaffen; 1859) и книгу воспоминаний (нем. Erinnerungen aus meinem Leben; 1865).

В 1850 году вместе с Теодором Куллаком и Юлиусом Штерном Маркс основал так называемую Консерваторию Штерна и до 1857 года оставался одним из её руководителей.

Избранные сочинения

  • Die Lehre von der musikalischen Komposition. 4 Bde. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1837—1847 (1837; 1842; 1845; 1847); многие репринты

Примечания

  1. Burnham S. Form // The Cambridge History of Western music theory. Cambridge, 2002, p.887.

Литература

  • Ломтев Д.Г. Терминологические парадоксы в «Учении о музыкальной композиции» А. Б. Маркса // Музыковедение, 2012, № 7, c. 7-12.
  • Siegfried Chr. Das Wirken Adolf Bernhard Marx' — Aspekte zur musikkulturellen Entwicklung Berlins in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts. Dissertation. Potsdam, 1992.

Ссылки