Симфонические вариации (Франк)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Симфонические вариации

Симфонические вариации (фр. Variations symphoniques), М. 46 — произведение для фортепиано с оркестром, написанное в 1885 году Сезаром Франком. Продолжительность звучания около пятнадцати минут.

История

Произведение посвящено Луи Дьемеру, который 15 марта 1885 года представил премьеру симфонической поэмы «Джинны» для фортепиано с оркестром. В благодарность Франк летом 1885 года начал работу над новым сочинением специально для этого пианиста и полностью завершил композицию 12 декабря[1].

Первое исполнение «Симфонических вариаций», состоявшееся 1 мая 1886 года на ежегодном оркестровом концерте Национального общества музыки, — Дьемер был солистом, дирижировал автор, прошло почти незамеченным. Во второй раз Вариации прозвучали 30 января 1887 года на концерте, полностью посвящённом творчеству Франка, под управлением Жюля Падлу (солировал вновь Дьемер)[1]. Произведение снова не имело большого успеха у публики, однако работу Франка высоко оценили его ученики, в том числе Венсан д'Энди, Анри Дюпарк[en], Поль Дюка и Эрнест Шоссон; а «Симфонические вариации» вскоре вошли в репертуар известных пианистов.

Структура

Композиция написана для фортепиано и оркестра, состоящего из 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, литавр и струнных[2].

Пьеса является примером использования Франком циклической формы[en], когда одна тема перерастает в различные другие[3]. Фортепиано и оркестр в равной степени участвуют в непрерывном развитии идей[4]. Произведение написано в фа-диез миноре (тональность последней части ― фа-диез мажор).

Хотя нет никаких сомнений в том, что сочинение демонстрирует мастерство Франка в вариационной форме, общая структура «Симфонических вариаций» не раз являлась предметом споров. Так, Дональд Тови в своём крайне комплиментарном отзыве о сочинении Франка подчеркнул, что по сути оно представляет собой «тонко и свободно организованную фантазию», в которой тема с шестью вариациями составляет лишь важный эпизод[5]. Пьеса состоит из трёх частей, играемых без пауз: вступления, темы с вариациями и финала. Эти части напоминают структуру концерта для фортепиано с оркестром («быстро ― медленно ― быстро»). Тема вариаций лишь намёком возникает в интродукции и лишь бегло проходит в басовом регистре в финале.

1 часть

Некоторые музыковеды считают, что на создание мотива вступления композитора вдохновила тема медленной части концерта для фортепиано с оркестром № 4 Людвига ван Бетховена. Критики отмечают в первой теме противопоставленность образов, характерную творчеству Бетховена: сначала оркестр исполняет бодрую тему, затем на неё жалобно «откликается» пианист[6].

Вторая тема написана в ля мажоре, имеет обозначение L’istesso tempo и отличается лирическим настроением. Раздел Allegro — Allegretto quasi andante ведёт ко второй части произведения.

2 часть

Именно вторая часть содержит вариации, главную тему которых (в фа-диез миноре) объявляет фортепиано. Исследователи творчества Франка называют различное количество вариаций[4] ― от шести[3][2] до пятнадцати[7], в зависимости от того, считать ли короткие вариации, имеющие сходный характер, частями более длинных и более сложных вариаций.

В последней вариации ― Molto più lento ― тональность меняется с минорной на одноимённую мажорную. После этого звучит переходный эпизод между второй и третьей частью (снова в миноре), в котором появляется приглушённая тема в исполнении струнных и в сопровождении фортепианных арпеджио. Этот раздел длится около 2 минут и заканчивается фортепианной трелью, объявляющей начало заключительной части.

3 часть

Произведение завершается блестящим финалом (Allegro non troppo) в фа-диез мажоре. Это сравнительно короткая часть в сонатной форме, в которой преобладает первая тема. Вторая тема появляется позже и звучит в ре мажоре (затем она возвращается в фа-диез мажор).

По мнению музыковеда Михаила Друскина, «всё произведение проникнуто единством выражения, обладает ясной и убедительной направленностью формы»[6].

Обработки

Изидор Филипп и Альфред Корто подготовили переработки вариаций для двух фортепиано.

В 1946 году хореограф Фредерик Аштон создал балет «Симфонические вариации» на музыку Франка[8]. В связи с этим появилось переложение вариаций для одного фортепиано в сборнике балетной музыки (1950), подготовленном датским музыкантом Лейфом Харальдстедом.

Влияние

Фантазия Ральфа Воан-Уильямса для фортепиано, хора и оркестра (1949) имеет некоторое сходство с «Симфоническими вариациями», но в ней отсутствует приверженность классической вариационной форме, типичная для Франка[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 César Franck – Symphonic Variations, for piano and orchestra, M.46. Classical Archives. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  2. 2,0 2,1 French Music for Piano and Orchestra. www.naxos.com.
  3. 3,0 3,1 Mordden, Ethan. A Guide to Orchestral Music : The Handbook for Non-Musicians. — Oxford University Press, USA, 1980. — P. 201. — ISBN 978-0-19-802030-1.
  4. 4,0 4,1 Fleur-de-lis. Дата обращения: 22 февраля 2009. Архивировано 15 августа 2009 года.
  5. Donald Francis Tovey. Concertos and Choral Works: Selections from Essays in Musical Analysis. — Courier Corporation, 2015. — P. 147.
  6. 6,0 6,1 Франк. «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром
  7. [César Auguste Franck – Symphonic Poem: Le Chasseur Maudit (The Accursed Huntsman) & Symphonic Variations for Piano and Orchestra notes by Paul Serotsky]. www.musicweb-international.com. Дата обращения: 14 сентября 2019.
  8. «Les Patineurs — 24 April 1946 Evening 6.45pm»; «Symphonic Variations — 24 April 1946 Evening 6.45pm»; and « Adam Zero — 24 April 1946 Evening», Collections Online, Royal Opera House, accessed 22 June 2013
  9. Alain, Frogley. Vaughan Williams Studies. — Cambridge University Press, 1996. — P. 31. — ISBN 978-0-521-48031-4.

Ссылки