Аштон, Фредерик

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Фредерик Аштон»)
Фредерик Аштон
Награды

Сэр Фредери́к Уильям Малландейн А́штон (англ. Frederick William Mallandaine Ashton; 17 сентября 1904, Гуаякиль — 18 октября 1988, Суффолк) — английский балетмейстер, один из ведущих западноевропейских хореографов своего времени. Возглавлял труппу Королевского балета в 1963—1970 годах. Наравне с Кеннетом Макмилланом — создатель английского балетного репертуара[1]; автор первого национального английского балета («Трагедия моды[en]», 1926).

Биография

Родился в эквадорском городе Гуаякиль в 1904 году, где его отец служил дипломатом[2]. В возрасте трёх лет вместе с родителями переехал в Лиму, Перу, где прошли его детские годы и юность[1]. В 1917 году, когда ему было 13 лет, Аштон увидел выступление Анны Павловой в муниципальном театре Лимы, которое изменило его жизнь — он влюбился в балет и с этого времени решил стать танцовщиком. Позже он признавался, что выступление русской балерины произвело на него впечатление на всю жизнь: «Она была духом, она была пламенем, но только не человеком <…> Она заразила меня своим ядом, и с этого вечера я хотел исключительно танцевать»[3]. В 1919 году родители отправили его учиться в Великобританию, в Дуврский колледж[en], который он не окончил[3].

Бросив колледж, Аштон переехал в Лондон, где благодаря знанию испанского и французского языков смог найти работу в Сити, так как в 1924 году его отец покончил жизнь самоубийством, мать с детьми переехала в Англию и на плечи Фредерика легли заботы о содержании семьи. Большую часть своей зарплаты он тратил на частные занятия с танцовщиком Русского балета Дягилева Леонидом Мясиным[3]. Уезжая из Лондона, Мясин посоветовал Аштону пойти учиться к хореографу и балетному педагогу Мари Рамбер[4], которая наравне с Нинет де Валуа, Леонидом Мясиным, Лидией Лопуховой, Алисией Марковой и другими, заложила основы английского балета[5]. Среди её учеников были также Энтони Тюдор, Агнес де Милль, Уильям Чаппелл[en], Андре Ховард[en], «первый британский виртуоз» Гарольд Тёрнер[en], Пёрл Аргайл[en], Норман Моррис и многие другие, а про её балетную школу говорили, что она со временем станет представлять собой «плодотворный питомник английских танцовщиков и хореографов»[3].

Во время лондонских гастролей дягилевской антрепризы Аштон увидел балет Петра Чайковского «Спящая красавица» с Ольгой Спесивцевой в роли принцессы Авроры, который произвёл на него огромное впечатление и заставил ещё сильнее полюбить классический балет. Его мечтой было стать танцовщиком, однако его физические данные не позволяли этого. Тем не менее, Мари Рамбер, обнаружив в ученике способности к хореографии, дала ему возможность поставить свой первый балет: «Трагедия моды[en]», показанная силами её «клуба Рамбер» 15 июня 1926 года в составе программы-ревю на сцене Лирического театра[en]. Это постановка не только стала первым полноценным спектаклем её труппы и дебютом Аштона в качестве балетмейстера, но и считается первым английским национальным балетным спектаклем. Его характеризуют как «поворотный момент в истории балета», поскольку он положил начало карьере как Эштона, так и балета Рамбер[6].

В 1928 году он становится танцовщиком интернациональной труппы Иды Рубинштейн в Париже, в котором на тот момент была хореографом Бронислава Нижинская. Аштон позже с большим одобрением и благодарностью вспоминал о её школе и влиянии на своё творчество, а про своё участие в труппе отзывался следующим образом: «Компания очень большая, и ощущается острая конкуренция. Но мне беспокоиться не о чем — я, безусловно, самый худший танцовщик»[1]. Нижинская отмечала его усердие и любовь к балету, выделяла его отношение среди своих танцовщиков. Так, он был единственным, кому из труппы разрешалось бывать на всех репетициях, независимо от того, был ли он задействован в постановке или нет[7]. В антрепризе Рубинштейн Аштон выступал около года, побывав с гастролями во многих европейских городах (Вена, Неаполь, Париж, Монте-Карло и др.)[7]. После того как Нижинская покинула труппу Аштон решает также уйти из неё и переезжает в Лондон, где Рамбер предлагает поставить балеты для её «Балетного клуба». В этот период он осуществляет ряд «одноразовых» миниатюр для своего педагога, а также для кинематографа[7]. В 1931 создал для Общества Камарго (Camargo Society) пародийный балет «Фасад»[en], который оставался в репертуаре многих балетных коллективов. В 1933 году создал балет для лондонского коллектива Нинет де Валуа «Вик Уэллс» (позже ставшего «Сэдлерс-Уэллс балле» — «Sadler's Wells Ballet», с 1957 года Королевский балет)[8][9], а в 1935 году стал ведущим балетмейстером и одним из художественных руководителей этой труппы[10].

В 1939 году балетмейстер впервые в своей карьере создал балет для зарубежной компании Русский балет Монте-Карло — «Каникулы дьявола» («Devil’s Holiday»)[11]. Аштон также создавал хореографию для кино, драматических спектаклей и оперных постановок. В 1930-е годы он ставил в основном развлекательные балеты, во время Второй мировой войны его произведения стали более мрачными.

В конце 1940-х и в начале 1950-х работал в разных балетных труппах, создавая произведения для парижских балетов — Le Rêve de Léonor, 1949, Вариации на тему Франка Бриджа Бенджамина Бриттена, для Нью-Йорк Сити балет — «Illuminations», 1950 и «Les Britten’s Les» Бриттена. Он ставил танцы для фильмов, в том числе «Сказки Гофмана» (1951) и «Три истории любви» (1953), осуществлял постановки опер для Глайндборнского оперного фестивалья и Ковент-Гарден[12][13][14][15].

В апреле 1946 года успешно прошла премьера балета «Симфонические вариации») («Symphonic variations») на музыку Сезара Франка. Критика характеризовала его следующим образом: «Звёздный состав танцовщиков возглавили Марго Фонтейн и Майкл Сомс, а лаконичное оформление Софьи Федорович до сих пор считается классическим и единственно возможным»[16]. Это балет признаётся одним из шедевров британского хореографа: «Если бы всё творчество Фредерика Аштона пришлось охарактеризовать всего двумя работами, ими, безусловно, стали бы «Симфонические вариации» и «Тщетная предосторожность», однако в 1960-х балетмейстер продолжает творить, и среди его поздних спектаклей можно выделить яркие и выдающиеся»[17]. С 1963 по 1970 год руководил труппой английского Королевского балета[10]. Отмечается, что за период его руководства коллектив заслужил признание «прекрасных „доморощенных“ танцовщиков и запоминающегося самобытного репертуара». В 1986 году создал свою последнюю работу на музыку Эдуарда Элгара — одноактный балет «Колыбельная» («Nursery suite»); он был предназначен для учеников Королевской академии балета и посвящён королеве-матери и двум её дочерям — королеве Елизавете II и принцессе Маргарет. Умер в 1988 году в Суффолке. Согласно завещанию он передал права на свои постановки танцовщикам и коллегам, с которыми был особенно близок[17].

Российская танцовщица Илзе Лиепа писала про британского балетмейстера: «Основатель английского балетного театра — сэр Фредерик Аштон — не только создал английский балет, но и совершил множество выдающихся открытий на пути развития хореографического искусства. Он поставил более ста балетов, воспитал целую плеяду хореографов и замечательных артистов». Она также образно называет его «Шопеном в балете» так его работы романтичны и при этом ироничны. Кроме того, его искусство очень английское по своей сути и любимо во всём мире[2].

Награды

Является Командором Ордена Британской империи(1950), обладатель Ордена Кавалеров Почёта (1962) и ордена «За заслуги» (1977). В 1959 году был награждён премией Елизаветы II от Королевской академии танца[en], в 1962 году был посвящён в рыцари за заслуги в области балета, в том же году получив французский орден Почётного легиона, а в 1963 году — шведский орден Данеброг. Он получил Звание «свободного гражданина лондонского Сити» и получил почетные докторские степени Даремского университета (1962), Университета Восточной Англии (1967), Лондонского университета (1970), Университета Халла (1971) и Оксфордского университета (1976)[18].

Постановки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дудина, 2014, с. 2.
  2. 2,0 2,1 Илзе Лиепа. Вселенная русского балета. — Litres, 2020-03-11. — 434 с. — ISBN 978-5-04-224368-4. Архивная копия от 14 ноября 2020 на Wayback Machine
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Дудина, 2014, с. 3.
  4. Ashton, Sir Frederick William Mallandaine (1904–1988), choreographer and director (англ.). Oxford Dictionary of National Biography. Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  5. Гарафола, 2009, с. 381.
  6. Briggs, Caroline. Ballet's Ashton celebrated in style // One-Minute World News, BBC News (1 июня 2004). Архивировано 22 августа 2018 года. Дата обращения 8 ноября 2020.
  7. 7,0 7,1 7,2 Дудина, 2014, с. 4.
  8. Красовская, 1973, стб. 262.
  9. Фредерик Аштон. Информационно-аналитический портал «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ». Дата обращения: 8 ноября 2020. Архивировано 30 декабря 2017 года.
  10. 10,0 10,1 Григорович, 1981, с. 36.
  11. Sir Frederick Ashton - Great Choreographer and founder-figure of British ballet (англ.) // The Times. — 1988. — 20 August. — ISSN 0140-0460. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  12. Frederick Ashton and His Ballets - 1949 (недоступная ссылка). web.archive.org (4 февраля 2012). Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  13. Frederick Ashton and His Ballets - 1950 (недоступная ссылка). web.archive.org (4 февраля 2012). Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  14. ダイヤモンドの種類とその選び方 (недоступная ссылка). web.archive.org (15 декабря 2018). Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 15 декабря 2018 года.
  15. Frederick Ashton and His Ballets - 1953 (недоступная ссылка). web.archive.org (4 февраля 2012). Дата обращения: 7 июля 2020. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  16. Дудина, 2015, с. 3.
  17. 17,0 17,1 Дудина, 2015, с. 4.
  18. Ashton, Sir Frederick (William Mallandaine), (17 Sept. 1904–18 Aug. 1988), Founder-choreographer to the Royal Ballet (Principal Choreographer, 1933–70, and Director, 1963–70) (англ.). WHO'S WHO & WHO WAS WHO. Дата обращения: 2 августа 2020. Архивировано 11 января 2020 года.

Литература

  • Балет. Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Гарафола, Линн. Русский балет Дягилева / Пер. с англ. М. Ивониной, О. Левенкова. — Пермь.: Книжный мир, 2009. — 480 с. — ISBN 973-5-903-861-06-4.
  • Дудина, Марина. Фредерик Аштон. К юбилею великого мастера // PRO Танец. — 2014. — № 03 (10). — С. 2—4.
  • Дудина, Марина. Фредерик Аштон. К юбилею великого мастера // PRO Танец. — 2015. — № 04 (11). — С. 2—4.
  • Красовская В. М. Аштон, Фредерик // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973. — Стб. 262—263. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  • Frederick Ashton: a choreographer and his ballets by Zoë Dominic and John Selwyn Gilbert. London: Harrap, 1971. ISBN 024550351X
  • Frederick Ashton and his ballets by David Vaughan. London: A. and C. Black, 1977. ISBN 0394410858
  • Secret Muses: The Life of Frederick Ashton by Julie Kavanagh. London: Faber, 1996. ISBN 0571143520
  • Following Sir Fred’s Steps: Ashton’s Legacy edited by Stephanie Jordan and Andrée Grau. London: Dance Books, 1996. ISBN 1852730471
  • A network of Styles: Discovering the Choreographed Movement of Frederick Ashton by Geraldine Morris. University of Surrey, 2000.

Ссылки