Ковбелл

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Сенсерро»)
Ковбелл
Сенсерро, Кампана
Пример звучания
Классификация Ударный идиофон
Родственные инструменты Агого

Ковбе́лл (англ. cowbell — коровий колокольчик) — афро-кубинский ударный музыкальный инструмент в виде колокола без язычка.

Ковбелл упрощённо представляет собой четырёхугольную металлическую призму с открытой передней гранью. Чаще всего бывает выполнен с прямоугольной, либо ромбообразной формой основания. Имеет резкий, пронзительный, хорошо читаемый даже в насыщенных аранжировках звук с очень короткими атакой и затуханием. Использование ковбелла является неотъемлемым элементом танцевальных жанров латиноамериканского происхождения; также он иногда применяется в популярной музыке и рок-музыке.

Сенсерро

В латиноамериканской музыке инструмент называется сенсе́рро (исп. cencerro, дословно — «ботало», «колокольчик») или кампа́на (исп. campana, «колокол»).

Появление сенсерро в латиноамериканской музыке связывают с ритуальными колокольчиками экон конголезских религиозных культов. Считается, что в светской музыке Кубы сенсерро первым применил Арсенио Родригес[1].

В латиноамериканских ансамблях сенсерро используется исполнителями, играющими на бонго, и барабанщиками-тимбалеро (во время исполнения припева-монтуно). В первом случае музыкант держит сенсеро в ладони, регулируя пальцами насыщенность и силу звука, и наносит удары по колокольчику деревянной палочкой. Во втором случае один или несколько сенсерро закрепляется на стойке вместе с парой барабанов-тимбалов.

Ковбелл в современной музыке

Ковбелл, полностью оправдывая собственное название, напрямую происходит от колокольчика, который пастухи вешали на шею коровам. С приходом в музыку ковбелл видоизменился и лишился язычка, издававшего звук, который теперь извлекают ударом палочки. Ковбелл имеет фиксированную высоту звучания, зависящую от его размеров и толщины стенок, поэтому чтобы разнообразить партию, используют несколько ковбеллов различной высоты. Существуют ручные ковбеллы, на которых удобно играть, держа их в руке, и ковбеллы для держателя, имеющие вместо ручки крепление для установки на стойку. Ковбелл на стойке можно использовать при игре на ударной установке. Некоторые ковбеллы выпускаются с приклёпанным к ударному ребру пластиковым демпфером, призванным устранять нежелательные призвуки, однако клёпки таких демпферов часто расшатываются при длительном использовании, и сами демпферы становятся источником дополнительного дребезга.

При записи ковбелла необходимо принимать во внимание направленный характер его звучания. Динамический диапазон этого инструмента может быть довольно широк, однако в ковбелл редко играют piano, и сама специфика его звучания такова, что основной проблемой при записи ансамбля, использующего ковбелл, становится его «пролезание» во все без исключения микрофоны.

Ковбелл в фонке

В музыкальном под-жанре фонка - дрифт-фонке в большинстве случаев в качестве медодии используется ковбелл. Это можно услышать в самых популярных треках этого жанра: D.I.E - GREEN ORXNGE; S.X.N.D. N.X.D.E.S - GREEN ORXNGE; Why Not- Ghostface Playa; Murder in My Mind - Kordhell; Live Another Day - Kordhell; Scary Garry - Kaito Shoma, DJ Paul, Kingpin Skinny Pimp;

Примечания

  1. Mauleón, Rebeca. Salsa guidebook for piano and ensemble. — Petaluma, California: Sher Music Co., 1993. ISBN 0-9614701-9-4.

Литература

  • Дмитриев Г.П. Ков белл, альпийские колокольчики // Ударные инструменты. — М.: Советский композитор, 1991. — С. 53—54. — 145 с.
  • Torres G. Cencerro // Encyclopedia of Latin American Popular Music / Edited by G. Torres. — ABC-CLIO, 2013. — С. 77—78. — 484 с.
  • González M.E. Cencerro // Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba. Vol. 1 / Centro de Investigación y Desarrollo de la Música Cubana. — Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1997. — С. 105—113. — 313 с.