Секуляризм
Секуляри́зм — концепция, согласно которой правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий. С одной стороны, секуляризм может означать свободу от религиозных законов и учений, и отсутствие принуждения к религиозному вероисповеданию со стороны государства и общества, которые должны быть нейтральными в вопросах религии. С другой стороны, секуляризм может означать концепцию о том, что деятельность людей, особенно политическая, должна быть основана на доказательствах и фактах и быть непредубеждённой вследствие религиозного вмешательства[1]. На практике принцип секуляризма начиная с Вестфальского мира 1648 года описывался формулой лат. cuius region, eius religio (cujus regio, ejus religio, «Кто правит, такова и религия»). Таким образом, идея власти как сакральной силы (от бога) начала заменяться: её источником стал представляться не монарх как наместник бога на земле, а само государство или «народ» как замена тела монарха[2]. Ключевым принципом стал такой: кто правит, тот и обладает этическим суверенитетом на определённой территории[3]. Светское государство в этом случае руководствуется исключительно своими соображениями и не зависит от одобрения церковного или другого религиозного или мировоззренческого авторитета. В публичной политике воцаряется принцип: «Как если бы Бог не существовал», сформулированный Г. Гроцием[2].
Современный секуляризм берёт начало в сочинениях античных философов, таких как Эпикур и Марк Аврелий, средневековых исламских и европейских мыслителей (Ибн Рушд, Марсилий Падуанский), философов эпохи Просвещения (Дидро, Вольтер, Томас Джефферсон, Бенджманин Франклин и др.).
Секуляризм не следует путать с атеизмом и индифферентизмом. Внедрение секуляризма часто называют секуляризацией, что связано также с переходом собственности от церкви государству.
В новейшее время философы обратили внимание на кризис секуляризма как фундаментальный принцип организации власти в отрыве от духовного начала жизни человека и на кризис самой Вестфальской системы, которая как будто должна была прекратить религиозные войны. Торе Линдхольм в своих философских трудах признаёт, что принципы веротерпимости, если они и вводились правителями, оправдывались исключительно соображениями политического благоразумия. Внешне прагматичной, но на деле хрупкой и неустойчивой была и веротерпимость постреформационной вестфальской Европы. Вестфальские способы политического разрешения религиозно мотивированных и других конфликтов применялись с крайне неодинаковым успехом[2].
Причина возникновения секуляризма
Считается, что «научное объяснение феноменов, которые когда-то приписывались сверхъестественным силам» и «устранения влияния организованной религии» из таких сфер человеческой деятельности, как медицина, образование и искусство, дало толчок к секуляризму. Кроме того, бытует мнение, что конечным толчком к стремительному росту светскости стали сами церкви общепризнанного христианства. Некоторые латиноамериканские теологи развили теологию освобождения, смешивая католицизм с революционным марксизмом[4].
Секуляризм на практике существовал с древних времен. В таких обществах, как Древняя Греция, практиковался ограниченный секуляризм, в котором религия не участвовала в управлении, хотя она все еще была распространена в общественной жизни. Светские государства с мусульманским большинством существовали во времена Золотого века ислама.
В 1636 году Роджер Уильямс основал плантации Провиденса как поселение с полной свободой вероисповедания на территории современного Род-Айленда. Светским идеям был брошен решительный вызов религиозными лидерами и католической церковью в частности, что вызвало войну религиозной культуры. Во время Американской революции Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон внедрили идеи Джона Локка в правительство Соединенных Штатов, включая его секуляризм, хотя подлинно светское государство было создано только в 20 веке. Французский секуляризм в эпоху Просвещения был основан на галликанизме, который подчеркивал верховенство государства, а также антиклерикализм и материализм. Революционная Франция выступила против католического влияния в стране, и она ненадолго заменила христианство деистическим культом Разума.
Однако современный политический философ Павел Щелин обращает внимание на что, что технологии, придуманные для избежания божественного права короля, на деле подменены схемой, по которой теперь власть будет не от бога, не от монарха, а от людей, и список людей прилагается. «Знаменитая американская декларация независимости, это «We the People» — это не «мы, народ», это «мы, люди». И под этим документом — список из 50 фамилий: «мы, нижеподписавшиеся». Когда они сегодня говорят часто с придыханием «наша демократия», она именно что — не ваша демократия, она наша, и поэтому мы определяем, какие демократические выборы состоялись, а какие не состоялись»[5].
Вариации
Секуляризм принимает различные формы с различными взглядами на то, где и как религия должна быть отделена от других аспектов общества. Люди любой религиозной конфессии могут поддерживать светское общество, но принятие секуляризма как идентичности обычно ассоциируется с нерелигиозными индивидами, включая атеистов. Политический секуляризм охватывает философские школы в секуляризме, которые рассматривают регулирование религии светским государством. Религиозные меньшинства и нерелигиозные граждане в стране, как правило, поддерживают политический секуляризм, в то время как представители религии большинства, как правило, выступают против него. Светские националисты — это люди, которые поддерживают политический секуляризм внутри своего собственного государства.
Ученые выделяют по меньшей мере четыре разновидности политического секуляризма в обществе. Фундаменталистская форма враждебна религии и открыто выступает против нее. Гуманистическая форма безразлична к религии, и политические государства, «придерживающиеся принципов материализма, натурализма, гуманизма», следуют этому подходу. Считается, что либеральная форма более благожелательно относится к религиозным чувствам в целом, но не выступает ни против, ни предвзято по отношению к какому-либо конкретному. Некоторые ученые также рассматривают псевдосекуляризм, хотя этот термин используется в уничижительном смысле, как разновидность политического секуляризма, проявляющаяся в случаях, когда государство утверждает, что оно светское и безразлично или беспристрастно по отношению к религиям, но его политика отдает предпочтение определенной религии перед другими.
Есть много принципов, которые связаны с политическим секуляризмом. Как правило, это способствует юридическому равенству между людьми разных религий, выступая против правовой иерархии на основе религиозных убеждений или отсутствия религиозных убеждений. Это также связано с разделением церкви и государства, рассматривая их как две различные сущности, к которым следует относиться отдельно. Верховенство государства - это светский принцип, который поддерживает подчинение правительственному закону над религиозным законом, в то время как внутреннее принуждение - это светский принцип, который выступает против государственного контроля над личной жизнью человека. При политическом секуляризме правительство может навязывать людям то, как они действуют, но не то, во что они верят. Точно так же свобода мысли поддерживается секуляризмом. Секуляристы поддерживают порядок, в частности, в том, что нельзя позволять чьим-либо убеждениям нарушать гражданский мир. Религиозная терпимость поддерживается как по отношению к людям других религий, так и по отношению к недостатку благочестия, демонстрируемому представителями своей собственной религии. Политический секуляризм также поддерживает разум как добродетель. Секуляристы также поддерживают свободу от религии как расширение свободы вероисповедания.
Государственный секуляризм
В политическом плане секуляризм — это движение к отделению религии от правительства, часто называемое отделением церкви от государства. Это может относиться к сокращению связей между правительством и государственной религией, замене законов, основанных на Священных Писаниях (таких как Галаха, Дхармашастра и шариат) гражданскими законами и ликвидации дискриминации по признаку религии. Говорят, что это способствует укреплению демократии за счет защиты прав религиозных меньшинств. Отделение церкви от государства — одна из возможных стратегий, которую могут использовать светские правительства. От демократических до авторитарных, такие правительства разделяют стремление ограничить религиозную сторону в отношениях. Каждое государство может найти свои собственные уникальные политические предписания. Они могут включать разделение, тщательный мониторинг и регулирование организованной религии, как, например, во Франции, Турции и других странах.
В соответствии с верой в отделение церкви от государства, секуляристы, как правило, предпочитают, чтобы политики принимали решения по светским, а не религиозным причинам. В этом отношении политические решения, касающиеся таких тем, как контрацепция, исследования эмбриональных стволовых клеток, однополые браки и половое воспитание, находятся в центре внимания американских секуляристских организаций, таких как Исследовательский центр. Религиозные фундаменталисты часто выступают против светской формы правления, утверждая, что это противоречит характеру исторически религиозных наций, или ущемляет их права на самовыражение в публичной сфере. В Соединенных Штатах, например, благодаря таким усилиям слово «секуляризм» стало эквивалентом «антирелигиозности». Религиозные меньшинства, однако, часто поддерживают секуляризм как средство защиты своих прав от большинства.
Государственный секуляризм чаще всего ассоциируется с эпохой Просвещения в Европе, и он играет важную роль в западном обществе. Одними из наиболее известных примеров государств, считающихся "конституционно светскими", являются Соединенные Штаты, Франция.
По странам
- Франция
Секуляризм во Франции берет начало в XVIII веке в годы борьбы с засильем католической Церкви[6]. Принцип секуляризма закреплен в Конституции Франции. С конца XVIII столетия запрещено преподавание религии в начальной школе[7]. Закон от 1881 года утверждает право на богохульство[a]. В начале XXI в. запрещено ношение в госучреждениях, включая школы, религиозных символов, таких как большого размера христианские кресты, еврейские кипы и мусульманские платки[6].
Министр образования Франции Жан-Мишель Бланке назвал секуляризм синонимом свободы и основой главных ценностей Французской республики, таких как свобода, равенство и братство[8].
- Великобритания
По данным статистики, в Великобритании «в XIX веке почти все супружеские пары вступали в церковный брак», однако в 1971 году в церкви венчалось лишь 60 % молодых, а в 2000 году — всего 31 %[9].
Индия
Формализованное индийское национально-освободительное движение связано с созданием Индийского национального конгресса (ИНК) как первой в истории древней страны нерелигиозной, по существу, парламентской, общенациональной организации в 1885 году.
После обретения независимости и раздела Британской Индии в январе 1950 года по инициативе премьер-министра и лидера ИНК Джавахарлала Неру Индия была провозглашена светской и демократической республикой. Конституция Индии включала в себя гарантии основных демократических свобод и запрет дискриминации по признакам религии, национальности или касты[10].
Директор Центра изучения развивающихся обществ (Нью-Дели, Индия) Раджив Бхаргава указывает, что Индия, где живут пять сотен народов, приверженных разным религиям (среди которых буддизм вообще не предполагает наличия бога), имманентно характеризуется религиозным разнообразием, с которым тесно переплетён индийский секуляризм. В Индии государство может беспристрастно помогать образовательным учреждениям религиозных общин или вмешиваться в дела религиозных организаций, которые отказываются признавать равное достоинство и равный статус за некоторыми из представителей своей или чужой религии (например, отмена касты неприкасаемых или разрешение всем, независимо от касты, посещать индуистские храмы)[11].
См. также
Примечания
Комментарии
Сноски
- ↑ Kosmin, Barry A. Contemporary Secularity and Secularism. / Secularism & Secularity: Contemporary International Perspectives. Ed. Barry A. Kosmin and Ariela Keysar. Hartford, CT: Institute for the Study of Secularism in Society and Culture (ISSSC), 2007.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Сальников, Евгений Вячеславович Обоснование свободы вероисповедания в философско-правовой концепции Т. Линдхольма // Общество и право. 2019. №1 (67).
- ↑ Павел Щелин, Андрей Баумейстер. Европа. Дмитрий Подсадников, Yandex GPT (5 марта 2024).
- ↑ Еволюція релігійної філософії XX ст — Refine. Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано 27 апреля 2012 года.
- ↑ Павел Щелин, Семён Уралов, Алексей Чадаев, Иван Князев. Посттрампатический синдром. Чистота понимания. Семён Уралов, Словарь когнитивных войн (25 декабря 2024).
- ↑ 6,0 6,1 6,2 The beheading of a teacher will harden France’s belief in secularism. Дата обращения: 19 октября 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
- ↑ Ford, Caroline C. (2005), Divided houses: religion and gender in modern France, Cornell University Press, с. 6, ISBN 0801443679, <https://books.google.com/books?id=ZW5eFfumuYMC&dq>. Проверено 10 февраля 2012. Архивная копия от 20 августа 2020 на Wayback Machine
- ↑ France teacher attack: Suspect 'asked pupils to point Samuel Paty out' Архивная копия от 21 октября 2020 на Wayback Machine, BBC, 18.10.2020
- ↑ God is Dead — Secularization in the West
- ↑ Абрамов Дмитрий Секуляризм, фундаментализм и толерантность в современной Индии (по материалам новейших интернет-источников) // Россия и мусульманский мир. 2006. №3.
- ↑ Дмитрий Узланер, Бхаргава Раджив Индийская модель секуляризма: контекстуальность и принципиальная дистанция // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. №2 (32).
Литература
- Hermann Lübbe. Säkularisierung. Geschichte eines ideenpolitischen Begriffs / Karl Alber. — Freiburg im Breisgau / München, 1965. — ISBN 3-495-47119-7.
- Буайе, Паскаль. Объясняя религию: Природа религиозного мышления[англ.] = Pascal Boyer: "Et l'Homme Crea Les Dieux:Сomment expliquer la religion". — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 496 с. — ISBN 978-5-91671-632-0.
Ссылки
- Асад Т. Что могла бы представлять собой антропология секуляризма? // Логос. 2011. № 3.
- Mohammad Golam Nabi Mozumder. Interrogating Post-Secularism: Jürgen Habermas, Charles Taylor, and Talal Asad. University of Pittsburgh, 2011. (англ.)
Для улучшения этой статьи желательно: |