Перейти к содержанию

Вестфальская система международных отношений

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Bестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная в Европе на основе Вестфальского мира как соглашения, которое подвело итоги Тридцатилетней войны, закончившейся в 1648 году .

Некоторые принципы Вестфальского мира (суверенных государств) действуют и поныне.

Описание

В относительном выражении людские потери Европы в Тридцатилетней войне превосходили все войны прошлого. Основные потери пришлись на мирное население. Экономике региона также был нанесён колоссальный ущерб. Тридцатилетняя война наглядно продемонстрировала цену, которую приходится платить за утверждение монопольного права на историческую истину.

Чтобы не допустить подобной катастрофы, участники конгресса согласились отказаться от принципа исторического обоснования права. Стороны отказались от утверждения своей правоты в прошлом как неопровержимого доказательства своей правоты в настоящем, а также от своего исключительного права на знание верного пути в будущее. Вместо этого был принят принцип плюрализма доказательств.

Вестфальской системе присуща идея баланса сил и признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», означающего, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти. Для нее также характерно утвеа деидеологизация как отказ считать конфессиональный фактор одним из основных факторов политики.

Вестфальский мир взял за основу формулу лат. cuius region, eius religio («Кто правит, такова и религия»). Таким образом, идея власти как сакральной силы (от бога) начала заменяться: её источником стал представляться не монарх как наместник бога на земле, а само государство или «народ» как замена тела монарха, действующая преимущественно на светских принципах [1]. Ключевым принципом стал такой: кто правит, тот и обладает этическим суверенитетом на определённой территории[2]. Светское государство в этом случае руководствуется исключительно своими соображениями и не зависит от одобрения церковного или другого религиозного или мировоззренческого авторитета. В публичной политике воцаряется принцип: «Как если бы Бог не существовал», сформулированный Г. Гроцием[1]. Однако современный политический философ Павел Щелин обращает внимание на что, что технологии, придуманные для избежания божественного права короля, на деле подменены схемой, по которой теперь власть будет не от бога, не от монарха, а от людей, и список людей прилагается, что позволяет изобретателям демократии определять правила её использования для всех остальных и считать себя владельцами «франшизы демократии» и пренебрегать суверенитетом пользователей этой франшизы[3].

В условиях Вестфальской системы межгосударственные союзы становились более гибкими и изменчивыми. Смена партнёра по коалиции становилась нередким явлением. Суть системы сводилась к тому, чтобы не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции европейских государств с помощью политических или дипломатических манёвров накопить силы, значительно превосходящие силы их вероятных противников.

Основные принципы

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

  • принцип баланса сил;
  • приоритет государств — наций;
  • принцип государственного суверенитета;
  • право требовать невмешательства в свои дела;
  • равенство прав государств;
  • обязательство выполнять подписанные договоры;
  • принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях (соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами).

Оценки

Существует несколько способов понимания Вестфальской системы:

  • принципы системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами[4];
  • глобализация привела к ослаблению роли национального суверенитета, в результате действия стран, которые понимались как выражение воли народов этих стран, сменились совместными действиями тех или иных стран, а такие действия до сих пор не поддаются демократическому контролю[5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сальников, Евгений Вячеславович Обоснование свободы вероисповедания в философско-правовой концепции Т. Линдхольма // Общество и право. 2019. №1 (67).
  2. Павел Щелин, Андрей Баумейстер. Европа. Дмитрий Подсадников, Yandex GPT (5 марта 2024).
  3. Павел Щелин, Семён Уралов, Алексей Чадаев, Иван Князев. Посттрампатический синдром. Чистота понимания. Семён Уралов, Словарь когнитивных войн (25 декабря 2024).
  4. Фельдман Д., Барабанов О. Если Вестфаль и болен, то этот больной скорее жив, чем мёртв… // Международные процессы : Журнал. — 2007. — Т. 5, № 3. Архивировано 17 ноября 2018 года.
  5. Philip Cerny, цит. по Cutler, A. Claire. Critical reflections on the Westphalian assumptions of international law and organization: a crisis of legitimacy Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine. Review of International Studies 27.02 (2001): 133—150.

Литература

Ссылки

Шаблон:Системы международных отношений