Святой Мартин и нищие

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ван Дейк, Антонис
Святой Мартин и нищие. 1620—1621 годы
англ. Saint Martin and the Beggar
Холст, масло. 220 × 145 см
Сен-Мартен, Завентем (Бельгия)

Святой Мартин и нищие (нидерл. Sint-Martinus deelt zijn mantel met een bedelaar) — картина голландского живописца Антониса ван Дейка. Сюжет полотна повествует о Святом Мартине, который отдал половину своего плаща нищему, который замерзал от холода. Картина размещена над алтарем церкви Сен-Мартен, Завентем (Бельгия)[1].

История создания

Картина была написана во время пребывания Антониса ван Дейка в мастерской Рубенса в Антверпене. Будучи его учеником, он подражает учителю в манере и стилю выполнения портретов. Предположительно эта работа была последней до того, как в 1621 году Антонис ван Дейк отправился на несколько лет в Геную, где, оказавшись под влиянием итальянской живописи, выработал новый способ передачи портрета на холсте[2][3].

В картине отчётливо заметно влияние Рубенса, что выражается в общей схеме и отдельных фигурах (нищие, наделённые внушительной мускулатурой). Достаточно хорошо изображена линия, образуемая Мартином и его лошадью. Это положение Антонис ван Дейк позаимствовал с гравюры на дереве Доменико делле Греке (венецианский гравёр) по рисунку Тициана «Переход через Чёрное море», который был в личной коллекции Рубенса[4].

Святой Мартин был изображён в красной мантии верхом на лошади белого цвета с коричневой сбруей. Нищий, с которым он делится половиной мантии, повернут спиной и обернут лишь клочком грязной материи, что прикрывает наготу. Второй бездомный нарисован с перебинтованной головой и одет в серые лохмотья. Антонис ван Дейк изобразил его со взглядом на всадника, в котором выражается одобрение поступка по отношению к нагому нищему. В целом, картина выполнена со множеством оттенков, что придают ей энергичности тонов и с незначительными штрихами карандашом. При этом картина «Святой Мартин и нищие» не лишена критики со стороны экспертов. Многие из них выражают негодование по поводу доспехов и одежды всадника в целом (особенно шляпы с пером), поскольку они более современны и опережают на несколько веков события, когда по легенде произошёл этот случай. Также критика адресована изображению лошади, которая обладает тяжестью форм и прямо указывает на фламандскую породу лошадей, которые позировали при написании картины. Ещё современники Антониса ван Дейка подчёркивали неудачное решение изобразить нищего сидящим спиной к зрителю, тем самым лишив возможности увидеть выражение лица в момент передачи половины мантии в дар[5].

Позже Антонис ван Дейк создал второй вариант картины «Святой Мартин и нищие», которая хранится в фонде Королевской коллекции в Виндзорском замке.

Сюжет картины

Мартин состоял на военной службе и был кавалеристом. Вовремя одного из походов он увидел нищего, который был раздет и замерзал от холода. Мартин разрезал половину своего плаща и отдал его. После этого, перед принятием христианства и крещения, Мартину во сне явился Христос, обернутый в половину плаща, что была отдана нищему и сказал, что то что сделал Мартин для бедняка, то он сделал для Христа[6][1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Е. В. Иванова. Великие мастера европейской живописи / А. Ю. Королева. — ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 190. — 727 с. — ISBN 5-224-02088-3.
  2. До поездки в Геную Антонис ван Дейк рисовал портреты по европейской традиции. После двухлетнего проживания в Генуе и посещения ряда художественных мастерских, он разработал собственный метод передачи портрета на холсте. Он выражался в формуле: «пропорция аристократической модели — это уменьшенная голова плюс удлинённое туловище»
  3. Нина В. Геташвили. Дрезденская галерея. — Шедевры мировой живописи в вашем доме. — Олма-медиагрупп, 2006. — С. 68. — 127 с. — ISBN 978-5-373-00162-5.
  4. Е. Г. Орлова. МАСТЕР ПОРТРЕТНОГО ЖАНРА АНТОНИС ВАН ДЕЙК (рус.) // Издательская группа Основа : Журнал. — 2014. — Март (№ 3 (27)). — С. 17. Архивировано 23 августа 2016 года.
  5. The historic gallery of portraits and paintings: or, Biographical review (1). — The New York Public Library, NYPL (Book scanning). — Vernor, Hood, and Sharpe, 1807 (2007). — С. 70. — 90 с.
  6. Франсиско Карвахал. Рядовое время: Недели XXIV – XXXIV. — М.: Литрес, 2015. — 791 с. — ISBN 9785457184169.

Ссылки

Профиль картины на сайте Королевской коллекции