Венера в кузнице Вулкана

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ван Дейк, Антонис
Венера в кузнице Вулкана. 1630—1632 год
фр. Vénus demande à Vulcain de forger des armes pour son fils Énée
Холст, масло. 220 × 145 см
Лувр, Париж

Венера в кузнице Вулкана — картина голландского живописца Антониса ван Дейка. Сюжетом послужила глава из «Энеиды» Вергилия (8:370—385), в которой идет речь о том, как Венера просила Вулкана изготовить комплект военного снаряжения для ее сына — Энея. Картина хранится в музее Лувра, Париж.[1][2]

История создания

Картина была создана Антонисом ван Дейком в период пребывания и работы в Антверпене, при дворе эрцгерцогини — Изабеллы Клары Евгении.[3] В отличие от своего учителя Рубенса, он уходит от манеры выполнения с помощью густых красок и лаков, так как считал, что они гасят синие и зеленые тона. Поэтому, большинство своих картин, в том числе и «Венера в кузнице Вулкана» — пишется с помощью смеси орехового масла и свинцовых белил. После полного растворения белил в разогретом масле Антонис ван Дейк фильтровал и остужал лак, после чего использовал на картине, не доводя консистенцию до загустения. При написании картины «Венера в кузнице Вулкана» автор использовал технику «алла-прима», которая исключает предварительный рисунок на холсте, но допускает, в случае надобности, его нанесение углём уже в процессе работы. В итоге Антонис ван Дейк использовал серо-коричневую подмалёвку, наложил локальные черно-коричневые тени, полутона в цвет грунта, а белилами передал свет. Благодаря этому был достигнут эффект потери прозрачности.[4]

Сюжет картины

В «Энеиде» (8:370—385) Публий Вергилий Марон рассказывает о том, как Венера пришла в кузницу своего мужа Вулкана (Бог-кузнец), где он трудился вместе с циклопами. Она явилась с просьбой изготовить комплект военного снаряжения для Энея (внебрачный сын Венеры и Анхиса). Доспехи ему были нужны для военного похода в Лаций. Поддавшись любовным ухищрениям Венеры, Вулкан выковывает оружие и доспехи, среди которых был щит с изображением будущей истории Рима. Сцена представляет собой кузницу Вулкана, в которой стоит Венера, в сопровождении Купидона, и просит выковать доспехи.[5]

Описание

Картина была выполнена в стиле барокко. Это станковая живопись масляными красками, материал холста — натуральный хлопок. Типизация картины по форме — вертикальная. Купидон помещён по центру, формат во весь рост стоя, вполоборота. Венера помещена в левой части картины, во весь рост стоя, в три четверти. Вулкан был расположен с правой стороны, во весь рост стоя, с затылка.

Примечания

  1. Maria Tsaneva. Anthony van Dyck: 130 Paintings and Drawings. — Lulu Press, Inc, 2014. — ISBN 9781304825254.
  2. P. T. Eden. A Commentary on Virgil: Aeneid VIII. — BRILL, 1975. — С. 19. — 221 с. — ISBN 9004042253.
  3. Мария Кузнецова. Художник недели: Антонис ван Дейк. Художник недели. ARTinvestment.RU (18 октября 2013). Дата обращения: 8 августа 2016. Архивировано 10 августа 2016 года.
  4. А. Викторова. Антонис ван Дейк. — Великие художники Т.68. — К.: Иглмосс-Юкрейн, 2003. — С. 22-23. — 32 с.
  5. Перевод с латинского С. А. Ошерова под ред. Ф. А. Петровского. Комментарий Н. А. Старостиной. Вергилий ЭНЕИДА КНИГА VIII. Античная литература. ancientrome.ru. Дата обращения: 8 августа 2016. Архивировано 17 сентября 2016 года.