Сварга

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Файл:Arjuna travels to Swarga.jpg
Арджуна едет в Сваргу

Сварга (санскр. स्वर्ग, IAST: Svarga = «идущий на небо», «небесный»; «небо»[1]) или Свар-лока (санскр. Svar-loka — «небо света», «небо Солнца»[2]), — в индийской позднейшей мифологии небо Индры, место пребывания полубогов и блаженных смертных[1]. Одно из семи небесных миров — лок, царство Индры (Индра-лока[1]). Индийская мифологическая космография помещает Сваргу на горе Меру[1].

Мир Сварги, наряду с Бхур-локой и Бхувар-локой, в отличие от более высокого уровня, Брахма-локи, подвержен периодическому разрушению в конце каждой кальпы[3].

Ведизм, брахманизм

В мифологии ведизма, брахманизма у мира свар-локи следующие обозначения:

  • Сварга (IAST: Svarga — небо),
  • Тринака (IAST: Trinaka -[мир] третьего бога),
  • Тривиштапа (IAST: Triwisztapa — третье царство),
  • Накаприштха (IAST: Nakaprisztha — [мир] бога вершины неба).

Однако независимо от формы, все они означают рай бога Индры[4].

Бхагавад-гита

В повествовании Бхагавад-гиты (глава 9 стихи 20 и 21) сварга это средний небесный мир. Заселяют её дэвы и умершие люди, которые вели добродетельную жизнь: молились богам и совершали им ритуальные подношения — яджны. Для них сварга выполняет роль рая. Но когда заканчивается их добродетельная карма, накопленная богоугодной жизнью в согласии c дхармой, они будут вынуждены покинуть сваргу и обратно реинкарнировать в мир бхур-локи (на землю). Согласно учению Бхагавад-гиты достижение сварги является переходным этапом в достижении освобождения и перехода в высшие миры.

9.20. Те, кто изучает Веды и пьет сок сомы в надежде попасть на райские планеты, тоже по-своему поклоняются Мне. Смыв с себя последствия прошлых грехов, они рождаются на благочестивой райской планете Индры, где наслаждаются радостями, доступными только небожителям. 9.21. Изведав райских удовольствий и исчерпав запас благочестивой кармы, они вновь возвращаются на бренную землю. Так те, кто следует законам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, получают в награду только череду рождений и смертей.

Йога-сутры

Патанджали в йога-сутрах (гл. 6) описывает что мир Махендры (Великого Индры) заселён шестью классами небесных существ (дэвов).

6. … В Махендре обитают шесть классов богов: тридцати, Агнишватта, Ямья, Тушита, Апаранирмитавашаварти и Паранирмитавашаварти. Они осуществляют [желания] помыслами и наделены способностями анима [уменьшения до размера атома], и другими [ сиддхами ], живут целую кальпу, внешне прекрасны и привержены чувственным наслаждениям [ каме ]. Их тела возникают чудесным образом, и они всегда окружены привлекательными апсарами. …

Вишну-пурана

В Вишну-пурана (кн. 2) свар-лока как небесный мир размещается между солнцем и полярной звездой Дхрува (Dhruwa). Так же как и в мире бхур-лока (на земле) жители этого мира не свободны от желаний, страстей и ответственности за последствия своих действий — действия кармы.

Крийа-йога

Шри Юктешвар Гири, последователь философии крийя-йоги, в книге «Святая наука» называет свар-лока — махасунья, то есть великий вакуум.

Сутра 13. … Этот Атом окружен Сварлокой — сферой магнитной ауры, сферой электричеств. Сфера характеризуется отсутствием каких бы то ни было творений, даже органов чувств и их объектов, хотя они и являются по природе своей чрезвычайно тонкими вещами. Сфера называется Махасунья — Великим Вакуумом. …

Махабхарата

В древних индийских текстах «Махабхарате» говорится:

На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нём обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапати, все подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь (над горой) восходят Семь божественных риши во главе с Васиштхой (созвездие Большой Медведицы).

Представление, что вокруг Меру вращаются все светила, а на её вершине пребывают всесильные боги — Индра, Брахма, Шива, Вишну — было общепринятым в древнеиндийской традиции.

В других культурах

Среди других космогонических мифов ось лок мироздания можно сопоставить с мировым древом, а свар-локу — с его ветвями, символизирующими небесные миры.

В эзотерике

Е. П. Блаватская в книге «Тайная доктрина» (том II) размещала свар-локу на вершине священной горы Меру.

Но Меру, как сказано, есть Свар-Лока, обитель Брамы, Вишну, и Олимп индусских экзотерических религий, географически она описана, как «проходящая через середину Земного Шара и выступающая по обе стороны». На её верхней стороне помещаются Боги, на низшей или Южном Полюсе — обитель Демонов (Ад).

В космогонии писаний «Сантии Вед» неоязыческого движения Инглиизма описывалась «Сварга небесная» — небесный мир богов инглиизма.

Рёк Бог вечнопрекрасный: Я явился из Урай-Земли, из Сварги Небесной, где течет Ирий светлый, в садах Вырия, возле Асгарда Небесного, я Перун Громовержец, Сварога сын.

Саньтии Веды Перуна (Книга Мудрости Перуна)

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Сварга // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Свар-лока // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1992. — Т. 2. Лока (стр. 66).
  4. Нуссбаум, 1987.

Литература

  • Louis Frederic. Dictionnaire de la civilisation indienne. — R. Laffont, 1987. — 1276 с. — ISBN 078597797X, 9780785977971.
  • Гонда Ян. Loka: World and Heaven in the Veda. — N. V. Noord-Hollandsche Uitgevers Maatschappij, 1966. — 172 с.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. — 576 с. — ISBN 5-250-02557-9.

Ссылки