Крийя-йога

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Кри́йя-йо́га — направление йоги, основанное на техниках пранаямы и открытия чакр. Основателем этого вида йоги считается индийский святой Лахири Махасайя, живший в XIX веке в г. Варанаси (Бенарес). Считается, что эти методы ему передал гималайский святой Бабаджи Махарадж, достигший бессмертия[1]. Самый известный представитель — Парамаханса Йогананда, автор книги «Автобиография йога» (впервые издана в 1946 году). Именно Бабаджи ввел сам термин «Крийя-йога». Согласно Йогананде, Бабаджи обучил Лахири Махасайю тем самым техникам йоги, что описаны в «Бхагавад-Гите», а также в «Йога-Сутрах» Патанджали[2].

Шри Йогананда писал, что крийя — наиболее быстрый путь обретения Космического Сознания и избавления от реинкарнации. При этом он отмечает: «Значительно сократить свой путь методом Крийя-йоги способны только очень продвинутые йоги. Вначале, под руководством гуру, они тщательно готовят своё тело и мозг к принятию колоссальных энергий, которые генерируются в результате практики»[2].

Практика

Знание крийя-йоги передается от гуру к ученику.[3] Лахири Махасайя писал о том, что после посвящения, полученного от Бабаджи, тот обучил его «суровым древним правилам, которые регулируют передачу йогического искусства от гуру к ученику». Йогананда так описывал крийя-йогу: «Крийя-йог мысленно направляет движение жизненной энергии вверх и вниз вокруг шести спинальных центров (мозговой, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый), соответствующих двенадцати астральным знакам зодиака — символическому Космическому Человеку. Полминуты обращения энергии вокруг чувствительного спинного мозга человека вызывают тонкий прогресс в его эволюции; полминуты Крийи равны году естественного духовного развития».

Свами Сатьянанда говорил: «Крийя садхана может быть рассмотрена как садхана практики пребывания в Атмане».

История

Согласно Парамахансе Йогананде, традиция крийя-йоги была известна ещё в Древней Индии, однако затем была утеряна «из-за скрытности священников и людского равнодушия».

Йогананда считал, что Патанджали имел в виду крийя-йогу, когда писал, что «Крийя-йога состоит из телесной дисциплины, управления разумом и медитаций над Омом»[4].

Шри Сайлендра Беджой Дасгупта, ученик Шри Юктешвара Гири, писал: «Крийя включает в себя то, что было воспринято из Гиты, Йога-Сутр, Тантра-Шастр и Вед».

В книге Парамахансы Йогананды «Автобиография йога» (1946) описано, как в 1861 г. Лахири Махасайя встретился с Бабаджи Махараджем. «Крийя-йога, которую я даю миру через тебя в этом, девятнадцатом, веке, — сказал Бабаджи Лахири Махасайе, — это возрождение того же учения, что тысячелетия назад дал Кришна Арджуне, оно же позже было известно Патанджали и Христу с Его учениками». Йогананда также писал, что Бабаджи «находится в постоянном общении с Христом; вместе они посылают вибрации искупления, и планируют духовные техники спасения на данную эпоху».

Благодаря Лахири Махасайе знание крийя-йоги стало известно во всей Индии. В XX веке Йогананда, отправившись в Америку, сыграл значительную роль в распространении крийя-йоги на Западе. Сегодня всемирное распространение крийя-йоги продолжается в том числе и его организацией Self-Realization Fellowship (в Индии — Yogoda Satsanga Society of India); она насчитывает более 500 храмов, центров и медитационных кружков в 175 странах мира[5].

Линии преемственности крийя-йоги

В настоящее время существует множество линий преемственности Крийя-йоги.

От учителя к ученику:

Несмотря на то, что многие учителя утверждают, будто продолжают эту линию преемственности, сам Йогананда утверждал, что в этой линии он — последний, и все его учения передаются в первозданном виде обществом Self-Realization Fellowship/Yogoda Satsanga Society of India[6].

От отца к сыну:

Ещё одна линия преемственности крийя-йоги Бабаджи — Лахири Махасайя началась в 1984 г, когда Сатьячаран Лахири наделил правом посвящать в крийю своего ученика Шайлендру Шарму. В отличие от большинства представителей этой линии, являющихся домохозяевами, Шайлендра Шарма, согласно указаниям своего учителя, соблюдает целибат и не работает, а также живёт на шмашане (последнее роднит его с агхори).

Примечания

  1. Jogesh Bhattacharya. Yogiraj Shri Shri Lahiri Mahashaya. — 2013. — 104 с.
  2. 2,0 2,1 Парамаханса Йогананда. «Автобиография йога». — Self-Realization Fellowship, 2010. — 624 с. — ISBN 978-0876120996.
  3. Miller Timothy. America's Alternative Religions. — SUNY Press, 1995. — ISBN 9780791423974.
  4. Йога-сутры Патанджали II:1
  5. About SRF. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 29 апреля 2015 года.
  6. Spiritual Lineage. Дата обращения: 12 мая 2015. Архивировано 9 июня 2016 года.

Литература