Святая наука

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Святая наука
Kaivalya Darsanam (The Holy Science)
Шри ЮктешварШри Юктешвар
Жанр философия, религиоведение
Автор Свами Шри Юктешвар Гири
Дата написания 1894
Дата первой публикации 1894

«Святая наука» — книга, написанная Свами Шри Юктешваром Гири, духовным учителем Парамахансы Йогананды, в 1894 году под начальным названием «Кайвалья даршанам». В книге сравниваются библейские и упанишадские отрывки, чтобы показать единство всех мировых религий, и даётся новое объяснение цикла юг, не соответствующее классической теории[1][2].

Предназначение книги

Книга написана по просьбе Махаватара Бабаджи[3], который впоследствии её прочитал и благословил.

В предисловии Шри Юктешвар пишет:

Настоящая книга имеет своей целью с возможно большей ясностью показать, что между всеми религиями имеется существенное единство; что между истинами, проповедуемыми различными верованиями, нет никакой разницы; что существует один-единственный путь, которым шло развитие как внешнего, так и внутреннего мира; и что существует только одна единственная Истина — Истина, признаваемая всеми священными писаниями.[3]

В книге приводится сопоставление санскритских сутр с отрывками из Нового Завета, в особенности из Откровения Иоанна Богослова.

В предисловии Шри Юктешвар заявляет: «Эта книга делится на четыре раздела, в соответствии с четырьмя стадиями в развитии знания». Этими четырьмя разделами являются:

  • Провозвестие: «…задача этого раздела состоит в установлении фундаментального факта творения и описании эволюции и инволюции мира.»
  • Цель: «Все создания в цепи творения, от высших до низших, осознают огромную потребность в существовании (сат), осознании (чит) и блаженстве (ананда).»
  • Пути достижения: «…касается способа реализации трёх базисных потребностей.»
  • Откровение: «…обсуждаются откровения тех, кто сумел реализовать три базисные потребности и оказался близок к конечной цели.»[3]

Теория о югах

В предисловии к «Святой науке» Шри Юктешвар приводит своё объяснение цикла юг, не соответствующее каноническому. С его точки зрения, мир в настоящее время находится на стадии Двапара-юги, а не Кали-юги, которую большинство пандитов считают текущей ступенью развития человечества.[4] Его теория основывается на предположении о том, что Солнце, «имея некоторую звезду в качестве своего двойника, вместе с планетами и их спутниками обращается со своим двойником вокруг общего центра масс с периодом примерно в 24 000 земных лет — астрономическое явление, служащее причиной обратного движения точек равноденствий по Зодиакальному кругу.»[3] Распространённым объяснением данного феномена является прецессия, колебательно-вращательное движение оси Земли.

Круговорот юг по немецкому изданию «Святой науки»
Примечание: вместо знака Овна отображён знак Козерога, и наоборот. «Век Водолея» также неправильно расположен: его необходимо повернуть на 180 градусов для того, чтобы он совпал с серединой Двапара-юги

Далее Шри Юктешвар утверждает:

Солнце участвует также в другом движении: оно обращается вокруг Великого Центра, именуемого Вишну-Набхи; последний является местонахождением творческой силы — Брахмы — магнетизма Вселенной. Брахма управляет дхармой — ментальной силой внутреннего мира. Когда Солнце в своем совместном вращении приходит в точку, расположенную наиболее близко к Великому Центру Вишну-Набхи — средоточию Брахмы (а это событие имеет место в то время, когда точка осеннего равноденствия оказывается в знаке Овна), то дхарма — ментальная сила — развивается настолько, что человек оказывается в состоянии легко понимать всё, даже тайны Духа.[3]

В книге «Святая наука» Шри Юктешвар приходит к заключению о том, что мы на настоящий момент находимся на начальных ступенях Двапара-юги, которая актуализировалась приблизительно в 1699 г. н. э. Таким образом, по мнению Шри Юктешвара, сейчас 313 г. Двапара-юги. Следовательно, мы приближаемся к центральной точке и перейдём к Трета-юге примерно в 4099 г. н. э.[3]

Если мы представим себе Юги на циферблате часов, то низшим моментом духовного развития будет точка 6 часов, приблизительно 550 г. н. э., являющаяся центром Кали-юги (Средневековье), а высшим моментом будет точка 12 часов, в центре Сатья-юги (буквально переводится как «Век Истины», поскольку сат=Истина) или Золотого века. Передвижение от нижней до верхней точки занимает примерно 12 тысяч лет, а полный цикл (2 махаюги) составляет примерно 24 тысячи лет. Сейчас мы находимся приблизительно на уровне 7 часов, продвигаясь по Двапара-юге или Бронзовому веку, начавшемуся в 1699 г. н. э.

Примечания

  1. Ричардсон,, Шерил. Несомненное прикосновение божества (неопр.). — Симон энд Шустер, 2005. — ISBN 9780743226523.
  2. Бхатт,, Четан. Освобождение и очищение: человечество, новые религиозные движения и этика пост-модернизма. — Рутледж, 1997. — ISBN 9781857284249.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Шри Юктешвар,, Свами. Святая наука (неопр.). — Индийское общество «Йогода сатсанга», 1949.
  4. Круттенден,, Уолтер. Затерянная звезда мифов и времён (неопр.). — Сэнт Линн Пресс, 2005. — ISBN 978-0976763116.

Ссылки