Санта-Мария-дель-Приорато

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Церковь
Санта-Мария дель Приорато
Santa Maria del Priorato
Координаты: 41°52′59″ с. ш. 12°28′38″ в. д.HGЯO
Страна  Италия

Санта-Мария дель Приорато (итал. Santa Maria del Priorato), также известна как церковь Св. Марии на Авентине (итал. Santa Maria in Aventino) — церковь Мальтийского ордена, расположенная на территории монастыря на Пьяцца Кавальери ди Мальта (Piazza dei Cavalieri di Malta), на Авентинском холме в Риме. Пользуется правом экстерриториальности и подпадает под территорию прихода Санта-Приска[1]. Это единственное здание, построенное по проекту выдающегося археолога, архитектора и художника-гравёра Джованни Баттиста Пиранези. Он же похоронен в этой церкви[2].

История

Вид на купол собора Святого Петра через «Святую замочную скважину»
Дж. Анджелини. Надгробие Джованни Баттиста Пиранези. 1780

Первая церковь на этом месте была построена в 939 году, когда Одону Клюнийскому, монаху-бенедиктинцу, был передан дворец римского сенатора Альбериха II Сполетского, который затем был преобразован в клюнийский бенедиктинский монастырь, особенно процветавший в X и XI веках. В то время церковь была посвящена святому Василию Великому.

В XII веке монастырь стал собственностью ордена тамплиеров, которых в 1312 году сменили рыцари Иерусалима, посвятившие церковь Мадонне и в третьей четверти XV века отдавшие монастырь под понтификат папы Павла II. В 1550-х годах церковь была приобретена мальтийскими рыцарями и позже перестроена[3].

В 1760 году племянник папы Климента XIII и Великий приор мальтийских рыцарей кардинал Джованни Баттиста Реццонико стремился улучшить внешний вид зданий приората. В 1764—1766 годах церковь была полностью отремонтирована. По проекту Дж. Б. Пиранези были перестроены фасад и частично интерьер церкви, и сама площадь: Пьяцца деи Кавальери ди Мальта, где находится вход в церковь. Это единственная реализованная архитектурная работа выдающегося художника. Также в ходе этих работ была создана так называемая «Святая замочная скважина» (Santo buco della serratura) позволяющая с одного места увидеть сразу три государства: Площадь рыцарей, на которой мы находимся (Италия), через скважину: сады приората (территория Мальты) и вдали купол собора Святого Петра (государство Ватикан)[4][5].

Пиранези был похоронен в церкви Санта-Мария дель Приорато. Его скульптурное надгробие в 1780 году создал Джузеппе Анджелини[6].

В 2015—2019 годах осуществлялась капитальная реставрация церкви при поддержке Великого Приората Рима (подразделения Мальтийского ордена) и «Фонда Рима».

Архитектура церкви

Существующее однонефное здание в переходном стиле от барокко к неоклассицизму (площадью 31х13 м) является результатом перестройки осуществлённой в 1764—1766 годах по проекту Джованни Баттиста Пиранези. Итальянский писатель Марио Прац назвал единственную архитектурную работу Пиранези «белейшей из церквей» и характеризовал её как "Каприз эмблематической фантазии, где носы кораблей перемешаны с лучами солнца и облаками, шлемы, увенчанные пучками конского волоса, — с кардинальскими шляпами, крылатые черепа — с папскими тиарами, митрами, змеями и перевёрнутыми светильниками, и вся эта гипсовая белизна и её оттенки — всё это рама для рыцарей св. Иоанна Иерусалимского в красных одеяниях с белым крестом, преклоняющих колена на красные подушки скамеечек[7].

Фасад церкви действительно отделан белым мрамором и является самым ранним из памятников зарождающегося неоклассицизма в Риме. Фасад имеет парные каннелированные пилястры, треугольный фронтон, увенчанный мальтийским крестом и большое круглое окно над входным порталом с малым треугольным фронтоном. Фриз оформлен орнаментом меандра, а по сторонам портала имеются оригинальные рельефные канделябры с множеством символических элементов: миниатюрными фигурами ангелов, солнечными дисками, полумесяцами (символами Девы Марии), римскими лабарумами с латинским девизом на табличках, связанным с историей ордена: «FERT» (Fortitudo Eius Rhodum Tenuit — Его сила удерживала Родос). Канделябры также увенчаны мальтийскими крестами. На пилястрах имеются рельефные вставки: изображения короткого римского меча (гладиуса, также с разными эмблемами). Капители пилястр представляют собой сложную композицию: симметрично расположенные крылатые сфинксы, между ними — башня. Сохранившиеся чертежи показывают разные варианты проекта[8].

Интерьер церкви перекрыт цилиндрическим сводом с множеством рельефных символических композиций. Аркады оформляют входы в боковые капеллы. Главный алтарь, слева от которого находится трон Великого Магистра Мальтийского Ордена, также спроектировал Пиранези. Он представляет собой сложную скульптурную композицию: «Слава святого Василия», выполненную итальянским скульптором Томмазо Риги. Над мраморным престолом — барельеф, изображающий Мадонну с Младенцем, над Ней — Агнец с крестом, ещё выше, на сфере, в окружении ангелов — Святой Василий Великий, один из Отцов Церкви, в молитвенной позе с распростёртыми руками[9].

Площадь мальтийских рыцарей

В древности на Авентине римские полководцы чистили своё оружие и хранили доспехи. В оформлении площади мальтийских рыцарей: «Пьяцца Кавальери ди Мальта» (Piazza dei Cavalieri di Malta), созданном Пиранези, слились военные и религиозные элементы. Невысокая стена по периметру расчленена панелями с парными обелисками, между которыми расположены стелы. Рельефы на входных воротах, панелях и стелах включают эмблемы и другие отсылки к военным и военно-морским победам мальтийских рыцарей. То, как они представлены, указывает на увлечение Пиранези античным прошлым Рима и древней Этрурии[10].


Примечания

  1. Chiesa annessa Santa Maria del Priorato [1]
  2. Chiesa di Santa Maria del Priorato [2]
  3. Gallavotti D. C. Rione XII — Ripa — Parte II. Roma: Fratelli Palombi, 1978
  4. Rosendorfer Н. Kirchenführer Rom. 3. Aufl. — Edition Leipzig, 2005. — ISBN 3-361-00485-3. — S. 183
  5. Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo. — Firenze: Leo S. Olschki, 1927. — Р. 314
  6. Европейское искусство: Энциклопедия. Живопись. Скульптура. Графика. — М.: Белый город, 2006. В 3-х т. — Том 1. — Анджелини, Джузеппе
  7. Прац М. Белое с золотом. Перевод А. Юнггрен // «Наше Наследие». № 66, 2003 [3]
  8. Barrier J. Piranèse. — Paris: Bibliothèque de L’Image, 1995. — P. 110—111
  9. Armellini М. Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX. — Roma: Tipografia Vaticana, 1891. — Р. 588
  10. Pinelli O. R. Piranesi. — Firenze: Giunti, 2003. — P. 40—41