Голвалкар, Мадхав Садашив

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мадхав Садашив Голвалкар
Madhav Sadashiv Golwalkar
Дата рождения 19 февраля 1906(1906-02-19)
Место рождения Рамтек (Махараштра)
Дата смерти 5 июня 1973(1973-06-05) (67 лет)
Место смерти Нагпур
Страна  Индия
Род деятельности политический и религиозный деятель

Мадха́в Садаши́в Голвалка́р (маратх. माधव सदाशिव गोळवलकर; 19 февраля 1906 — 5 июня 1973) — индийский политический и религиозный деятель, второй верховный руководитель (сарсангхачала) индуистской коммуналистской[1] социально-культурной организации «Раштрия сваямсевак сангх». Автор религиозно-ориентированной концепции хиндутвы, множества книг, лекций, статей по развитию идей индусского коммунализма и теоретическому обоснованию требования «Хинду раштра» (индусского государства).[1]

Биография

Родился в городке Рамтек, расположенном неподалёку от Нагпура, Махараштра.[1] Был единственным выжившим сыном из девяти детей. Отец Голвалкара был школьным учителем из касты брахманов[2].

Окончил Бенаресский индуистский университет[1], получив (соответственно в 1926 и 1928 году) академические степени бакалавра и магистра наук по зоологии. Работал преподавателем в том же университете.[1]

С 1931 года, продолжая заниматься преподавательской деятельностью, вступил в «Раштрия сваямсевак сангху» (РСС)[1], а также познакомился с Миссией Рамакришны.

В 1933 году стал кадровым деятелем РСС и возглавил её местное отделение.[1] По настоянию основателя РСС К. Б. Хедгевара  (англ.) вернулся к академической деятельности в стенах Нагпурского университа.[1] В 1935 году получил академическую степень бакалавра права.

В 1937 году вышел из РСС, переехал в Бенгалию, где получил духовное посвящение от одного из последних прямых учеником Рамакришны — Свами Акхандананды.[1]

Индолог Р. Б. Рыбаков в связи с этим отмечает странность такого выбора, поскольку «Свами, верный заветам своего учителя, не делал различий в своем отношении к последователям различных религий и даже более того — воспитывал в своем ашраме мусульманских юношей в полном соблюдении правил ислама», а также высказывает мнение о том, что «Голвалкара и стоявшего за ним Хедгевара привлекала возможность использовать близость со Свами для более тесного контакта РСС с „Миссией Рамакришны“, президентом которой Свами Акхандананда стал в 1934».[1]

Позднее Голвалкар также принял санньясу.

В 1939 году был избран генеральным секретарём миссии.

После смерти в июле 1940 года лидера РСС, Хедгевара, Голвалкар стал президентом РСС. Рыбаков отмечает, что «Голвалкар возвратился в Нагпур и был по-прежнему ласково принят и приближен Хедгеваром. „Измена“ Голвалкара РСС была прощена подозрительно быстро. Всего через три дня, минуя многих куда более последовательных и верных членов РСС, Хедгевар из рук в руки передал Голваркару письменное назначение его своим преемником».[1]

Голвалкар открыто поддерживал нацистскую Германию и расовые идеи Адольфа Гитлера.[3][4][5][6]

Голвалкар способствовал росту численности РСС. Количество отделений к 1973 году выросло с 50 (при Хедгеваре) до более чем 10 000, а число членов организации превысило 1 млн чел. Он продолжил политику Хедгевара, который не хотел, чтобы его организация стала молодежным крылом какой-то политической партии. В то же время, в отличие от Хедгевара, Голвалкар задолго до обретения Индией независимости и запрещения в 1948 году РСС объявлял о том, что РСС не является политической организацией. Рыбаков в связи с этим отмечал, что «хотя и не соответствовало действительности, учитывая явно коммуналистский характер её деятельности, но вполне устраивало англичан, считавших, что РСС „как правило, вполне соблюдает законы и избегает каких-либо столкновений с властями“». Также он указывал на то, что «после завоевания независимости руководимая Голвалкаром организация продолжала практику разжигания межобщинной ненависти. Эта политика особенно усилилась в связи с вооружённым конфликтом с Пакистаном». А также отмечал, что «при Голвалкаре РСС приобретает также значительно более выраженный антикоммунистический характер, чем при его предшественнике», что наиболее «ярко проявилось в период ухудшения индийско-китайских отношений, которое, кстати, дало возможность Голвалкару с новой энергией обрушиться на внешнеполитический курс Джавахарлала Неру».[1]

Умер от рака 5 июня 1973 года в Нагпуре, Махараштра.

Концепция хиндутвы

Мадхав Садашив Голвалкар выдвинул тезис, что в ходе борьбы за независимость индусы стали жертвой, с одной стороны — Великобритании, с другой стороны — мусульман. Он утверждал, что призывы Дж. Неру и М. Ганди к индо-мусульманскому единству в рамках постколониального государства — это простой путь превращения всех индусов в мусульман, в ходе которого индусская нация станет «жертвенным агнцем», заложником иных наций и мусульман прежде всего[2].

Оживление индусского образа жизни возможно лишь при помощи национальной религии — индуизма — как естественного объединяющего начала в многоукладной и многонациональной Индии, считал Голвалкар. Он резко критиковал светский крен Саваркара как основоположника философии хиндутвы: атеизм подрывает саму сущность индусской нации, считал Голвалкар[2].

Подчёркивая, что индусское «государство» (система индуизма) чуждо религиозному догматизму, Голвалкар считал бессмысленной ориентацию на светскую хиндутву именно потому, что сама идея секуляризма возникла на Западе и выросла из противостояния церкви и государства, которого в Индии никогда не было, так как не существовало ни ярко выраженных идеологических государственных институтов, ни церковных. Концепция Бога-общества у Голвалкара основывается на том, что индуизм есть «некая всеисчерпывающая реальность», пропитывающая всё индусское общество и являющаяся основой децентрализованной регуляции социума как в малом, так и в большом[7].

Сочинения

  • «Наш национализм»
  • «Сокровищница мыслей»

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Рыбаков, 1996.
  2. 2,0 2,1 2,2 Смирнов Максим Георгиевич. Идеология хиндутвы и ее двойственность // Вестник Челябинского ГУ. — 2004. — № 1.
  3. Gregory, Derek; Pred, Allan Richard. Violent geographies: fear, terror, and political violence. — CRC Pres, 2007. — P. 158–159. — ISBN 9780415951470.
  4. Dionne Bunsha  (англ.). Scarred: Experiments with Violence in Gujarat. — Penguin Books India, 2006. — P. 21. — 307 p.
  5. Ram Puniyani. Religion, Power and Violence: Expression of Politics in Contemporary Times. — SAGE Publications India, 2005. — P. 213. — 332 p.
  6. Paranjoy Guha Thakurta  (англ.), Shankar Raghuraman. Divided We Stand: India in a Time of Coalitions. — SAGE Publications India, 2007. — P. 182-183. — 532 p.
  7. Golwalkar M.S. Bunch of Thoughts // www: RSS.org, Ch. 7 (24.03.99)

Литература

на русском языке
на других языках
  • Sheshadri H. V.; Shri Guruji, A Life Sketch; Jalandhar, 2006
  • C. P. Bhishikar. : Shri Guruji Pioneer of New Era, 1999 ISBN 81-86595-16-3

Ссылки