Русское студенческое христианское движение

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Конференция Русского студенческого христианского движения в финском городе Тавастегус (совр. Хямеэнлинна) в 1913 году

Ру́сское студе́нческое христиа́нское движе́ние (сокр. РСХД) — объединение (c 1899 года) христианской молодёжи в России и впоследствии в эмиграции, имевшее преимущественно религиозно-просветительский характер и ставившее своей целью привлечение верующей молодёжи, выработку у неё целостного христианского мировоззрения, а также подготовку проповедников в условиях распространившихся материализма и атеизма. Эмигрантская ветвь основана в 1923 году путём объединения уже существовавших христианских студенческих организаций в различных европейских городах как преемственная дореволюционному движению, но конфессионально-православная.

История

РСХД до революции

Павел Николаи и Джон Мотт (генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов) на конференции ВХСС на озере Мохонк в США, 1913 г.

РСХД зародилось в России в 1899 году, когда генеральный секретарь Всемирного христианского союза студентов  (англ.) (ВХСС) Джон Мотт прибыл в Финляндию, входившую в то время в состав Российской империи, для организации здесь отделения союза и с этой целью встретился с П. Н. Николаи[1]. А. В. Карташов пишет о Мотте как о человеке с мировым горизонтом и старом друге русских епископов-миссионеров (будущих Патриархов Московских) Тихона в Северной Америке и Сергия в Японии. Впоследствии Джон Мотт, будучи генеральным секретарём Всемирной Христианской Студенческой Федерации (ВХСФ) и президентом Ассоциации молодых христиан (YMCA), очень много сделал для русских за рубежом — в частности, финансировал РФА[что?] и способствовал устройству Свято-Сергиевского богословского института, а также созданию издательства ИМКА-Пресс.

Лекции Дж. Мотта российским студентам имели большой успех, библейские кружки возникли в ряде городов. В первые годы они охватывали только протестантов, преимущественно лютеран, с 1902 года появились православные участники[2]. В 1905 году в Санкт-Петербурге было создано движение «Маяк» — русское отделение YMCA. После издания Указа об укреплении начал веротерпимости, сделавшего возможным «низовое» межконфессиональное сотрудничество, П. Николаи по инициативе Дж. Мотта сблизился с православными кружками С. Н. Булгакова, М. А. Новосёлова[3]. Объединению, однако, препятствовали взаимные предубеждения[4], окончательно обострившиеся с началом Первой мировой войны[5]. В 1913 году Движение, объединявшее к тому времени 500 членов[6], было принято во Всемирную Христианскую Студенческую Федерацию. Президентом РСХД стал В. Ф. Марцинковский, среди его членов были Лев Липеровский, Александр Никитин, Лев Зандер, Ф. Пьянов.

После прихода к власти большевиков многие участники Движения подверглись преследованиям. Движение в России было уничтожено. Оказавшись в изгнании, представители интеллектуальной элиты, до революции связанные с РСХД, стали возрождать его вместе с русской молодёжью.

Русская эмиграция

После октябрьской революции в России и начавшейся вслед за ней гражданской войны за границей оказалось около 3 миллионов русских. В силу этого практически во всех европейских столицах существовали разрозненные русские христианские объединения, во главе которых стояли представители эмигрировавшей русской интеллигенции. Так, в Париже лидером христианской молодёжи был о. А. Калашников, в Берлине собирались вокруг С. Л. Франка и И. А. Ильина. В Белграде в деятельности такого кружка участвовали К. Э. Керн, Н. М. Зёрнов, Н. Н. Афанасьев, В. В. Зеньковский, С. С. Безобразов, Н. М. Терещенко. В Праге кружок был организован деятелями дореволюционного студенческого движения в России Л. Н. Липеровским, А. И. Никитиным, М. Л. Бреге и, как большинство кружков того периода, носил интерконфессиональный характер. Уже в 1921 году на съезде Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в Пекине русские студенческие организации оформились как отдельная ветвь.

Издание журнала

После переезда в Прагу отца Сергия Булгакова в мае 1923 года там начал выходить журнал «Духовный мир студенчества» с подзаголовком «Вестник Русского христианского студенческого движения в Европе». В предисловии к первому номеру целью журнала было указано: «освещать действительную картину жизни студенчества и служить братскому единению и пробуждению духовных интересов, делиться своим духовным опытом и этим оказывать друг другу взаимную поддержку»[7].

Первый номер журнала содержал информацию о деятельности христианских студенческих кружков в Чехословакии, Венгрии, Франции, Югославии, Германии. Со второго номера в журнале публиковались авторские статьи профессоров В. В. Зеньковского, С. С. Безобразова, В. Ф. Марцинковского, а также отрывки из святоотеческой литературы. В третьем и четвёртом номерах журнала увидели свет «Протоколы семинария протоиерея С. Н. Булгакова „Новозаветное учение о Царстве Божием“»[8].

Возрождение и «конфессионализация» движения

С 1 по 8 октября 1923 года при содействии и финансовой поддержке YMCA (Young Men's Christian Association) и Всемирной христианской студенческой федерации (ВХСФ) в городе Пршеров (Чехословакия) прошёл учредительный съезд представителей большинства русских молодёжных христианских организаций Европы, на котором было положено начало движению и заявлено о его православной ориентации. В работе первого съезда РСХД активное участие принимали видные религиозные деятели русского зарубежья, такие как: С. Н. Булгаков, А. В. Карташёв, В. Ф. Марцинковский, Н. Н. Афанасьев и другие.

Русское студенческое христианское движение (РСХД), провозглашая себя стоящим вне политики и допуская в свои ряды людей самых различных политических взглядов и убеждений (от сторонников монархии до последователей социализма), тем не менее отказалось от дореволюционного принципа интерконфессиональности и избрало церковно-православный характер, при том что официально не подчинялось никакой церковной власти и не подпадало ни под какую юрисдикцию. Центральной идеей на протяжении всего съезда была идея оцерковления культуры и жизни, а основной организационной формой должно было стать православное братство. Впоследствии однако, кроме братства преподобного Серафима Саровского в Белграде, эта форма достаточного распространения так и не получила. По признанию В. В. Зеньковского, избранного на Пршеровском съезде председателем РСХД, по состоянию на осень 1923 года лишь его белградский кружок стоял на твёрдо православных позициях, остальные регионы либо находились под влиянием ВХСФ или YMCA с их интерконфессиональным принципом, лишь подвергаясь в той или иной мере православному воздействию (Париж, Берлин, София, Прибалтика), либо там сосуществовали отдельно православные и традиционно интерконфессиональные кружки (Прага). В. Ф. Марцинковский и Л. Н. Липеровский, отстаивавшие, в качестве официальных представителей ВХСФ, традиционную интерконфессиональность РСХД, после съезда были постепенно отстранены от организационной работы.[9] В дальнейшем сотрудничество Марцинковского с этим движением стало эпизодическим, на уровне частных контактов с отдельными представителями (например, Н. М. Зёрновым),[10] тогда как Липеровский уже в следующем году сближается с православным крылом.[11]

Съезд получил официальное благословение православной иерархии: на нём присутствовали глава Православной Церкви в Чехии архиепископ Савватий (Врабец), русский епископ в Праге владыка Сергий (Королёв), а также епископ Вениамин (Федченков), бывший тогда викарием архиепископа Савватия в Подкарпатской Руси.

РСХД до второй мировой войны

В 1925 году прошёл второй съезд в г. Аржероне (Франция), главным событием на котором стала дискуссия вокруг докладов Н. А. Бердяева и епископа Вениамина (Федченкова), давших полярно противоположное видение христианского призвания в современном мире. Если Бердяев понимал христианство как деятельную религию преображения мира, то епископ Вениамин усматривал в подобном подходе утопическое стремление русской интеллигенции спасти мир внешними средствами и предлагал ставить на первое место аскетический путь личного спасения. По решению съезда в Аржероне осенью 1925 г. в Париже был открыт Свято-Сергиевский богословский институт, ставший одним из духовных центров всей русской эмиграции. С целью сплочения русской христианской молодёжи Европы был учреждён ежемесячный журнал Вестник русского христианского движения. Журнал стал связующим звеном Русского студенческого христианского движения, площадкой, где разрабатывалась его идеология, публиковалась информация о Движении и религиозно-философские труды лидеров, уделялось пристальное внимание положению Православной Церкви в Советской России.

В том же году в Сербии, в монастыре Ново-Хопово, была созвана общая конференция РСХД. Главными обсуждаемыми проблемами на ней стали: взаимодействие с не православными христианами и взаимоотношение с иерархией Церкви.

В июне 1926 года Собор русских епископов в изгнании в городе Сремски-Карловци (Сербия) объявил протестантские организации, участвующие в РСХД, масонскими и враждебными православию и потребовал от христианских студенческих организаций разорвать с ними всякую связь, что однако противоречило основным принципам христианского молодёжного движения. В этой ситуации поддержку РСХД оказал митрополит Евлогий — единственный канонически назначенный митрополит Русской православной церкви в Европе, который к тому же стоял у истоков этого движения. Раскол между митрополитом Евлогием и епископами Архиерейского синода в Сремски-Карловцах, к тому времени уже вышедшими из подчинения Московской Патриархии, существенно изменил характер РСХД, заставив его отмежеваться от консервативно-монархического крыла Церкви.

1926—1927 годы были периодом расцвета в жизни Движения с бурным ростом количества кружков, которые действовали теперь почти во всех странах Европы. На высокий уровень была поставлена работа среди детей и юношества, активно велась педагогическая деятельность.

Тема взаимоотношения, а по сути подчинения РСХД церковной иерархией была главной на протяжении 1926—1927 годов и поднималась как на третьем съезде в Клермоне (Франция), так и на четвёртом съезде в Шато Бьервиль под Парижем. По этому вопросу движение раскололось по сути на два крыла. Так как единодушия достичь не удалось, то было принято компромиссное решение: по возможности следовать в своей деятельности указаниям иерархов Церкви.

После Декларации митрополита Сергия и последовавшего за этим решения Архиерейского Собора РПЦЗ о прекращении отношений с Московской Патриархией из РСХД вышло Белградское братство, которое выступало за самое тесное взаимодействие с иерархией Церкви.

На пятом съезде был принят новый устав РСХД. Живо обсуждалась ситуация с Белградским братством и дальнейшие действия на пути выхода из кризисной ситуации.

В 1934 году начальник молодёжной ветви РСХД — «Витязей» — Н. Ф. Фёдоров вышел из РСХД и создал независимую молодёжную «Национальную Организацию Витязей» (Н. О. В.).

РСХД в послевоенное время

Первые послевоенные десятилетия были отмечены сменой поколений: один за другим из жизни ушли те, кто символизировал довоенную историю движения — А. В. Карташёв, о. Василий Зеньковский, еп. Кассиан (Безобразов), Ф. А. Степун, Л. А. Зандер и др. Вместе с тем, уменьшается и социальная база движения: всё меньшее количество детей русских эмигрантов первой волны говорили по-русски и всё большее — ощущали себя гражданами тех стран, в которых родились. К началу 1960-х годов РСХД фактически утрачивает общеевропейских масштаб: большинство активных членов проживает во Франции, и лишь некоторая часть — в ряде иных европейских стран. С другой стороны, РСХД получает постоянное представительство в Америке. В 1963—1979 гг. председателем РСХД был архиепископ Монреальский и Канадский Сильвестр (Харун).

Особое значение в РСХД начинает приобретать внимание к христианству и религиозным процессам в СССР. С № 112—113 журнал «Вестник РСХД» начинает выходить под названием «Вестник русского христианского движения» с обозначением «Париж — Нью-Йорк — Москва» в качестве места издания. Как объяснял главный редактор журнала Н. А. Струве: «112-й номер „Вестника“ появляется с незначительным на первый взгляд, но на самом деле существенным изменением на обложке и на титульном листе. Вверху, в названии журнала, одно слово опускается; внизу, в обозначении места издания, одно слово прибавляется. Опущение и прибавка взаимосвязаны и друг друга поясняют. Как мы писали в предыдущем выпуске, за последние годы, в частности начиная с 97-го номера, „Вестник“ перестал быть органом Русского студенческого христианского движения в прямом и узком смысле, если понимать под Движением не направление, не идею, не духовную семью, а организацию. В юбилейном сотом номере 9/10 статей еще были написаны на Западе старыми эмигрантами или их отпрысками; в 111-м номере пропорция ровно обратная: 9/10 статей написаны в России или совсем недавними выходцами из нее. Это обстоятельство побудило редакционную коллегию расширить наименование „Вестника“, не меняя его, но выкинув ограничивающее определение „студенческий“»[12].

В 1980 г. состоялся общий съезд, основной темой которого была тема «Движение и Россия». Своей задачей движение продолжало считать утверждение своей неразрывной связи с Россией и обоснование неотделимости русской культуры от православия. На развитие многочисленных связей с Россией была направлена значительная часть организационных усилий организации.

Ссылки

Литература

  • Берд Р. YMCA и судьбы русской религиозной мысли : 1906–1947 // Исследования по истории русской мысли : Ежегодник за 2000 год. — М.: ОГИ, 2000. — С. 165—197. — ISBN 5-94282-006-6.
  • Попов В. А. Забытый праведник. Владимир Марцинковский был постоянным оппонентом Луначарского в спорах о религии // «НГ Религии». — 2004. — Т. 15 (145). — С. 6.
  • Зеньковский В. В. Зарождение Р.С.Х.Д. в эмиграции. (Из истории русских религиозных течений в эмиграции) // «Вестник Русского Христианского Движения». — Париж - Нью-Йорк - Москва, 1993. — Т. 2-3 (168). — С. 5-40. — ISSN 0767-7294.
  • Кале В. Евангельские христиане в России и Советском Союзе. Иван Степанович Проханов (1869-1935) и путь евангельских христиан и баптистов. Перевод с нем. Скворцова П. И. = Evangelische Christen in Russland und der Sovetunion [Sowjetunion]. Ivan Stepanovic Prochanov (1869 - 1935) und der Weg der Evangeliumschristen und Baptisten. Von Wilhelm Kahle. — Онкен - Вуперталь и Кассель, 1978. — 627 с.
  • Харченко К. Учитель словесности Владимир Марцинковский (1884-1971) // «Богомыслие», альманах. — Одесса, 2016. — Т. 19. — С. 166—196. — ISSN 0135-5473.
  • Белов А. В., Карпов А. Д. Под флагом антисоветизма. — М.: Знание, 1980. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Научный атеизм»; № 11).
  • Обозный К. П. Деятельность Русского студенческого христианского движения в Прибалтике в межвоенный период: церковный и общественно-культурный контекст // Православие в Прибалтике: религия, политика, образование 1840—1930-е гг. Под ред. И. Пярт. — Тарту : Издательство Тартуского университета, 2018. — С. 417—467.

Примечания

  1. Кале, 1978, с. 81.
  2. Гундерсен П. Павел Николаи из Монрепо: Европеец, не такой как все. М.: ББИ, 2005. — C. 45
  3. Берд, 2000, с. 181-187.
  4. Берд, 2000, с. 185.
  5. Берд, 2000, с. 194.
  6. Попов, 2004.
  7. Предисловие к первому номеру. // Духовный мир студенчества : журнал. — 1923. — № 1. — С. 4.
  8. Владимир Бурега. "Пражский период" жизни протоиерея Сергия Булгакова (1923-1925) / Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Дата обращения: 10 декабря 2018.
  9. Зеньковский, 1993, с. 32—35.
  10. Харченко, 2016, с. 190—191.
  11. Зеньковский, 1993, с. 38.
  12. Струве Н.А. Ещё о направлении журнала // Струве Н.А. Православие и культура // М.: Русский путь, 2-е изд.. — 2000. — С. 43-45. — ISSN 5-85887-083-X ISBN 5-85887-083-X.

См. также