Русины в Молдавии
Молдавские русины | |
---|---|
Язык | русинский язык |
Религия | православие |
Входит в | русины |
Родственные народы | русины, русские, хорваты |
Происхождение | анты, уличи, тиверцы |
https://rusyn.md/ |
Русины в Молдавии — исторический автохтонный этнос Поднестровья, существование и культура которого в 2000-е годы стали предметом международных научных исследований.
Этноним
Русин — самоназвание населения Древней Руси, упоминаемое в литературных памятниках с X в.[1].
К середине XIX в. этноним «русин» оставался широко распространенным в качестве самоназвания населения Карпатской Руси (Галичина, Буковина, Угорская Русь), находившегося под властью Австро-Венгрии, а также населения севера Бессарабии и Холмщины[1].
Австро-венгерские власти называли своих русских подданных русины, рутены (нем. Russinen), в отличие от русских (российских подданных). Рутены — название русских, восходящее к средневековой латыни, а русины — неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами русины называли себя в единственном числе русин, а во множественном числе — русскими, веру свою — русскою, свой народ и язык — русскими. В свою очередь русины подразделялись на ряд этнокультурных групп: бойки, лемки, подоляне, гуцулы, покутяне, верховинцы, долиняне и другие[1].
Историография
Первые исследования по истории русинов провели Иоанникий Базилович, Иван Орлай и Михаил Лучкай. За ними последовал фундаментальный труд просветителя Александра Духновича «Истинная История Карпато-Россов» 1853 года.
В ХХ веке история русинов Карпато-Днестровских земель стала одним из «белых пятен» истории России, Украины, Молдавии и Румынии. Дореволюционные исследования по этому вопросу не были продолжены, и советская (и молдавская) историография в целом отрицала присутствие в Молдавском княжестве значительного количества восточнославянского населения и его вклад в создание этого государства[2]. В «Истории Молдавской ССР» (Кишинёв, 1965 г.) утверждалось, что «переселенцы (волохи) нашли здесь остатки славянского населения». В более позднем издании этого учебника русинов назвали «сохранившимся частично восточнославянским (древнерусским) населением на территории Днестровско-Карпатских земель». Современные молдавские историки также отказывают проживающим в Молдавии потомкам русинов в «праве» на автохтонность, именуя восточных славян пришельцами[2].
История
Пращуры
Исследователи прослеживают предысторию русинов со сведений о ранних жителях Северного Причерноморья — ираноязычных скифах и сарматах. Греческий историк Геродот (между 484 и 425 гг. до н. э.) делил скифов на кочевников и земледельцев (сколоты-праславяне) и по месту проживания на Днепре называл «борисфенитами»[3].
В первой половине VI в. н. э. земли Юго-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты произошедшими от скифов и сарматов восточными славянами — антами[4]. Культурное, этническое, экономическое единство славянского населения по Днестру, Пруту, нижнему Дунаю и жителей других земель Руси подтверждено археологическими данными. Организационно эти племена жили в союзе ещё в догосударственный период Руси. Летописные источники позволяют предположить, что конфедерация княжений, известная под именем Русь, сложилась в борьбе с Хазарским каганатом на рубеже VIII—IX вв.[5].
С VIII в. численность антов на Карпато-Днестровских землях резко возросла, о чем говорят археологические находки: 30 славянских городищ на территории Молдавии датируются VI—VII вв. и свыше 80 — VIII—IX вв. В Северной Буковине славянские селища VI—VII вв. обнаружены в 40 пунктах, а VIII—IX вв. — в более чем 150. Последние в несколько раз превышают по площади селища VI—VII вв., что говорит о демографическом взрыве, обусловленном появлением более совершенных земледельческих орудий[1].
С началом переселения антов на север, которое историки объясняют нападениями аварских племен и изменением климатических условий, часть племен — уличи и тиверцы — остались на берегах Дуная в VIII—X вв[1].
Локализация расселения тиверцев и уличей в Карпато-Днестровских землях описана в «Повести временных лет»: "И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество: сидели они прежде по Днестру до самого моря, и сохранились их города и доныне: вот почему греки называли их «Великая Скифь»[1].
Идентичность
Историк П.М. Шорников отмечает, что возникновение русинской идентичности связано с деятельностью Даниила, властителя Галицко-Волынского княжества середины XIII века, который в эпоху татарского нашествия сохранил русскую государственность на Юго-Западе Руси[6].
Государствообразующий этнос
Захват Галицкой земли Польским королевством (1349) сыграл свою роль в образовании Молдавского княжества (1359)[6]. Молдавское средневековое княжество было создано в середине XIV в. волохами и русинами, и язык последних (древнерусский язык) был в княжестве официальным. В XIV в. русины составляли 39,5 % жителей страны[7], а сама она имела самоназвание «Русовлахия» (от слов Русь и валахи), долгое время использовавшееся в официальной переписке и документации[8].
При правлении молдавского господаря Стефана Великого (1457—1504 гг.) в уездах Сучава, Ботошань, Васлуй и Тутова было много сел с названием «Русский» («Ruşii»). Почти все воеводы начального периода молдавской истории — Драгош, Богдан I, Богдан II, Лацко и другие — имели славянские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что из-за преждевременной смерти Лацко в княжестве не сформировалась русская (русинская) династия[1].
Ассимиляция
Русины сохранялись как этнос до XVIII века. При правителях-фанариотах, в Молдавии ускорилась ассимиляция русинов молдаванами, продолжавшаяся и после присоединения восточной части княжества, получившей имя Бессарабии, к России (1812)[6].
Этническая идентификация есть процесс формирования представлений этноса о себе и своей миссии в истории, вырабатываемый национальной элитой и закрепляемый работой государственных институтов, школы, средств массовой информации, напоминает П.М. Шорников. Обладая общерусским сознанием, интеллигенты-руснаки не смогли выразить этноконсолидирующие сюжеты об «исконной территории», «золотом веке», «древности рода» и, вероятно, особом, отличном от общерусского, предназначении в мире. Русинское наречие не обрело литературной формы и не смогло конкурировать с молдавским - языком этнического большинства Бессарабии. А поскольку руснаков сближала с молдаванами общность православной веры и социального положения, это ускорило ассимиляцию[6]. На протяжении жизни одного поколения, в 1897-1930 гг., численность молдаван в Бессарабии возросла на 75%, с 920 тыс. до 1610,8 тыс. чел.5 Очевидно, часть руснаков, сменив язык общения и этническую самоидентификацию, вошла в состав молдавской нации[9].
В 1918 году академик Л.С. Берг (1918) оценивал количество русинов (руснаков) в Бессарабии в 250 тысяч человек[10]. Это число, вероятно, включало также живущих в Бессарабской губернии потомков других выходцев из Западной Руси - подолян и волынян[11].
Расселение
Славяно-молдавская этническая граница, по мнению румынского историка Н. Иорги, проходила в основном по линии Бендеры-Унгены и отмечена топонимами с окончаниями «-эуць», производными от славянских «-овцы» и «-евцы»[12]. В XIV - начале XVIII столетия к северу от этой линии обитало многочисленное население, именуемое молдавскими летописцами «рушь», т.е. русские[6].
Север Молдавии до сих пор является зоной преимущественного расселения потомков русинов и малороссов. Часть названий населённых пунктов, где они составляют большинство населения, приведена в официальной молдавской версии; русские (великорусские) названия многих сел отражают этническое сознание их основателей[6].
- Новоаненский район: Крецоая, Мирное, Новотроицкое.
- Бричанский район: Бричаны, Балковцы, Берлинцы, Безеда, Богдановка, Новые Каракушаны, Гилавец, Гримешты, Грозинцы, Нижние Холохоры, Верхние Холохоры, Маркауцы (Марковцы), Медвежа, Михайлены, Слобозия-Медвежа, Тецканы, Трестияны.
- Каларашский район: Хыржаука (Державка), Мындра, Паланка.
- Криулянский район: Балцата, Долинное, Сагайдак, Валя Колоницей.
- Дондюшанский район: Боросены (быв. Немолово), Бричево, Карайман, Елизаветовка, Марамоновка, Мошаны.
- Дрокиевский район: Баронча, Новая Баронча, Чапаевка, Первомайское, Старые Шальвиры, Згурица.
- Единецкий район: Алексеевка, Братушаны, Новые Братушаны, Клишковцы, Константиновка, Новые Куконешты, Пояна, Стольничены, Шофрыканы.
- Фалештский район: Новый Албинец, Белеуцы (Белевцы), Катранык, Чулук, Комаровка, Хитрешты (Хитрово), Хыртоп (Гертоп), Ишкалэу, Логофтень, Молдаванка, Натальевка, Новая Обрежа, Первомайск, Покровка, Помпа, Поповка, Сочий Ной, Суворовка, Цапок.
- Флорештский район: Александровка, Алексеевка, Ильичевка, Ивановка, Майское, Николаевка, Проданешты, Зарожаны.
- Глодянский район: Каменкуца, Дану, Новые Фундуры, Яблона, Николаевка, Садовое, Сорока, Стурзовка.
- Окницкий район: Атаки, Фрунза, Березовка, Бырладяны, Каларашовка, Кодряны, Корестауцы (Крестовцы?), Маевка, Наславча, Рынгач, Ружница, Унгры, Волчинец.
- Оргеевский район: Булаешты, Иванча, Сэмэнанка (Семеновка).
- Рышканский район: Александрешты (Александровка), Баланул Ноу, Булгак, Чепария, Чубара, Лупария, Малиновское, Новые Михайляны, Паскауцы (Пасковцы), Проскуряны, Ракария, Рамазан, Свердяк, Штюбеены, Шумна, Ушурей, Василевцы.
- Сынжерейский район: Бережаны, Кирилены (Кирилловка), Клишковцы, Коада Язулуй, Новая Добружа, Григорьевка, Гура-Ойтуз, Липованка, Михайловка, Николаевка, Октябрьское, Петропавловка, Слобозия-Кишкарены, Новая Таура, Старая Таура, Цамбула.
- Сорокский район: Григорьевка, Окланда.
- Шолданештский район: Куратура, Фрунзовка.
- Теленештский район: Новые Брынзены, Новые Кицканы, Флутура.
- Унгенский район: Агрономовка, Булгак, Нижние Буздуганы, Верхние Буздуганы, Черепканы, Новые Морены, Новые Негурены, Новая Николаевка, Романовка, Шиковец.
К числу русинских (в прошлом) поселений П.М. Шорников относит также населенные пункты со славянскими названиями, основанные в Молдавском княжестве (1359-1859), и ряд сел, основанных в XIX - начале ХХ в. в центральной и южной частях современной Молдавии и в Левобережном Поднестровье (Воронково, Суклея и др.)[6].
Значительная часть потомков русинов проживает в Кишиневе, Бельцах и других городах Молдавии[6].
Международные исследования
Темы русинской культуры, языка, литературоведения, музыкознания и социологии изучают учёные разных стран[13]:
- Олена Дуць-Файфер (Ягеллонский университет, Польша, диссертация 1997 г.),
- Ленора Декарло (Флоридский государственный университет, США, 1998 г.),
- Александер Тойч (Гейдельбергский университет, ФРГ, 2001 г.),
- Ева Михна (Ягеллонский университет, Польша, 2001 г.),
- Марк Штейгерр (Университет им. Людвига-Максимилиана, ФРГ, 2002 г.),
- Богдан Горбаль (Вроцлавский университет, Польша, 2005 г.).
Первую диссертацию на соискание доктора философии на русинском языке защитила Анна Плишкова в Институте славистики им. Яна Станислава Словацкой академии наук: «Списовный язык карпатьскых Русинів: проблемы становліня, кодіфікації, акцептації і сфер функціонуваня»[13].
Периодика
- Международный исторический журнал «Русин», основан в 2005 г. В 2017 г. включен в Web of Science Core Collection (Emerging Sources Citation Index (ESCI)). С 2018 г. журнал включен в международную базу данных компании EBSCO (США)[14].
- Библиотека журнала «Русин», основана в 2015 г. совместно с Томским государственным университетом[14].
- Реферативный журнал «Русинские исследования» на английском языке (Rusin Studies. An Abstracts Journal), основан в 2018 г.
Выдающиеся представители
- Александр Духнович, русинский греко-католический священник, поэт, писатель. Один из зачинателей русофильского движения в Прикарпатской Руси.
- Алексий Товт, протопресвитер Русской православной церкви в США, один из наиболее значимых американских православных миссионеров[15][16][17].
- Лавр, первоиерарх РПЦ за границей.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Суляк Сергей Георгиевич. Русины в истории: прошлое и настоящее // Русин : международный исторический журнал. — 2007. — № 4. — С. 28—57. — ISSN 2345-1149.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 Сергей Суляк, Президент организации русинов Молдавии. Русины Молдавии: история и современность . УКРАЇНА ПРАВОСЛАВНА, Вестник №50 (2005-11-1-01).
- ↑ Геродот. История. М., 2002. С. 24І.
- ↑ к. и. н. Суляк, Сергей. Русины в истории: прошлое и настоящее // Общественная ассоциация «Русь» Международный исторический журнал «Русин» : Сборник. — Кишинёв: Издательский дом «Татьяна», 2007. — Т. 10. — С. 29—56. Архивировано 26 октября 2014 года.
- ↑ Суляк, Сергей Георгиевич. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. — Кишинёв: Общественная организация "Русь", издательский дом "Татьяна", 2004. — С. 28—47. — 240 с.
- ↑ Перейти обратно: 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 Шорников Петр Михайлович. Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века // Русин. — 2005. — № 2. — С. 151-160. — ISSN 2345-1149.
- ↑ Неедлы З. Гуситы и русские. Исторический журнал. Кн. І0-ІІ. М., І94І. — С. І26, І28.
- ↑ Суляк С. Г. Осколки Святой Руси. Кишинёв, 2004.
- ↑ Зеленчук, Валентин Степанович. Население Молдавии: Демографические процессы и этнический состав). Кишинев: Штиинца, 1973. С. 203.
- ↑ Берг Л.С. Бессарабия. Страна-Люди-Хозяйство. Кишинев: Universitas, 1993. - 194 с. - С. 96.
- ↑ Зеленчук В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. Кишинев: Штиинца, 1979. — 288 с. — С. 181.
- ↑ A se vedea: Documente privind istoria Romaniei. A.Moldova. Veacurile XIV-XVII (1384-1625): Indicile numelor de locuri / Intocmit de A.I.Gonta. Bucuresti: Ed. Acad. Romane, 1990.
- ↑ Перейти обратно: 13,0 13,1 ИА Регнум. Защищена первая в РФ диссертация по истории русинов . Клуб выпускников Московского университета (15 марта 2007).
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 И. Г. Андреева. Суляк Сергей Георгиевич . Сотрудники. Институт истории СПбГУ (2022).
- ↑ Étèvenaux J. Histoire des missions chrétiennes. — Saint-Maurice, CH: Éditions Saint-Augustin, 2004. — С. 105—106. — 293 с. — ISBN 2-88011-333-4. Архивная копия от 22 июля 2016 на Wayback Machine (фр.)
- ↑ Viaene V. The papacy and the new world order: Vatican diplomacy, catholic opinion and international politics at the time of Leo XIII. — Leuven, Belgium: Leuven University Press, 2005. — С. 461—462. — 516 с. — ISBN 9058675181. Архивная копия от 4 апреля 2016 на Wayback Machine (англ.)
- ↑ Ferencz N. American Orthodoxy and Parish Congregationalism. — Piscataway, New Jersey: Gorgias Press LLC, 2006. — С. 147—166. — 234 с. — ISBN 1-59333-195-9. Архивная копия от 10 марта 2016 на Wayback Machine Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 октября 2017. Архивировано 10 марта 2016 года. (англ.)