Родник-3230

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Родник-3230
Родник-3230Родник-3230
Завод-изготовитель Флаг России РМЗ
Проект, г 1995
Выпускался, гг 19952008
Полная масса, т 8,54
Снаряжённая масса, т 5,9
Макс. скорость, км/ч 70
Класс автобуса высокопольный малый
ЭКО стандарт Евро-0Евро-2
Вместимость
Мест для сидения 24
Номинальная вместимость (5 чел./м²) 37
Габариты
Колея передних колёс, мм 1930
Колея задних колёс, мм 1850
Длина, мм 7185
Ширина, мм 2500
Высота по крыше, мм 2975
База, мм 3800
Просвет, мм 230
Салон
Количество дверей для пассажиров 2
Формула дверей 3+1
2+1
Напряжение бортовой низковольтной сети, В 12
Двигатель
Модель двигателя
ЗИЛ-508.10
Общие данные
Производитель ЗИЛ
Тип Бензиновый
Макс. скорость 90
Производительность
Максимальная мощность 110 кВт (150 л. с.), при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент 402 Н·м, при 2000 об/мин
Камера сгорания
Конфигурация V8
Объём 5969 см3
Цилиндров 8
Клапанов 16
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Клапанной механизм OHV
Степень сжатия 7,1
Питание
Рекомендованное топливо АИ-80
Охлаждение жидкостное
Система питания карбюратор К-88
Экологические нормы EURO-0 - EURO-1
Расход топлива при смешанном цикле 32
Трансмиссия
Модель коробки передач Главная передача — двойная, передаточное число — 6,33.
Подвеска
Тип задней подвески

зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительными рессорами, с гидравлическими

телескопическими амортизаторами;
Тип передней подвески

Зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах,

с гидравлическими телескопическими амортизаторами;


Родник-3230 (разг. «Родник») — российский высокопольный автобус малого класса производства завода «Родниковский машиностроительный завод», выпускавшийся с 1995 по 2008 года.

История

Автобус Таджикистан-3205 строился с 1976 года на базе АРЗ города Ленинабад-30 Таджикской ССР. С распадом СССР завод потерял налаженные связи с поставщиками и потребителями, а также экономическую стабильность. Для выживания в новых условиях, в 1991 году по предложению руководства ЛГКХ на базе Чкаловского АРЗ, переименованного в «Чкаловский автобусный завод», было создано совместное предприятие «Худжанд-ЗИЛ». АМО ЗИЛ, имея 49 % в уставном капитале СП, по договору обязался в счет взносов поставлять в Республику Таджикистан шасси для производства автобусов; он же являлся главным дилером ЧАЗа по продаже автобусов «Таджикистан» в России.

В 1994 году была предпринята попытка организовать сборку автобусов модели «3205» в России. В принципе, это сразу могло решить два важных вопроса: сложность поставки шасси и других комплектующих из России в Таджикистан и проблемы отправки готовых автобусов обратно, где и были сосредоточены основные потребители продукции ЧАЗа. В 1994 году при посредничестве АМО ЗИЛ был заключен договор с СП «Родниковское управление предприятий» (город Родники, Ивановская область), на базе которого планировалось развернуть сборку автобусов из таджикских машинокомплектов. С этой целью из Чкаловска в Родники приехали несколько специалистов, которые привезли полную техдокументацию и готовый каркас автобусного кузова. Однако эта комбинация с треском провалилась: тогдашнее руководство СП «РУП» решило в обход ЧАЗа самостоятельно наладить производство автобусов, используя чкаловские чертежи. Так появился на свет двойник «Таджикистана» — автобус «Родник-3230».

Похожие на Таджикистана-5 автобусы делали до 1998 года, когда была разработана более усовершенствованная модель Родник-3230. Примерно в 2002 году прошла ещё одна модернизация автобуса, после которой Родник поменял индекс на 32301. На модернизированном автобусе «Родник-32301» была установлена более надежная двустворчатая входная дверь в салон вместо трехстворчатой. А дверь аварийного выхода стала ниже линии окон. Это позволило, сохраняя на месте аварийный выход, не нарушать в этом месте жесткости кузова, плюсом с точки зрения эстетики такой вариант более предпочтительнее. Прорабатывался на предприятии и удлиненный пассажирский вариант выпускаемого автобуса (размер базы 4500 мм) с двумя полноценными выходами и 31 посадочным местом. Родниковский машиностроительный завод свернул выпуск морально устаревшей модели Родник-3230 в 2008 году, не преодолев планку сертификации под Euro 3. При этом продолжалось лишь мелкосерийное производство кузовов для капитально-восстановительного ремонта существующих автобусов.

Модификации

Родник-3230

В мае 1995 года из ворот «Родниковского управления предприятий» (РУП) вышли первые автобусы «Родник». Чтобы сэкономить средства и силы, в Родниках не стали создавать автобус заново, а взяли за основу хорошо знакомую и отработанную конструкцию автобуса ЧАЗ-3223 («Таджикистан-5»), выпускаемого на СП «Худжанд-ЗИЛ» в Средней Азии. Но РМЗ недолго делал точные копии «Таджикистана», а почти сразу внес в конструкцию автобуса многочисленные изменения, улучшающие потребительские свойства этих машин. Автобус в Родниках получил измененный и усиленный каркас кузова. В соответствии с российскими требованиями безопасности он приобрел дополнительный аварийный выход — дверь в заднем свесе кузова. Значительно была переработана система отопления кузова, рассчитанная на более суровые зимние условия эксплуатации.

Родник-32301

В 2002 году пошли в серию автобусы Родник-32301. На модернизированном автобусе «Родник-32301» была установлена более надежная двустворчатая входная дверь в салон вместо трехстворчатой, дверь аварийного выхода теперь ниже линии окон. Это позволило, сохраняя на месте аварийный выход не нарушать в этом месте жёсткость кузова. На задней части автобуса исчез санитарный люк, унаследованный еще с автобуса «Таджикистан-3205».

Распространение

Автобусы «Родник-3230», помимо предприятий атомной энергетики поступали в МВД России, также грузопассажирские версии автобусов работали в службе ВГСО и перевозки атомных материалов. Также использовались в некоторых городах как маршрутное такси или автобусы ритуальной службы.

Конструкция

  • Компоновка. Кузов автобуса — вагонного типа, соединен воедино с шасси автомобиля ЗИЛ-433362. Автобус имеет три двери, из них две — для пассажиров.
  • Двигатель — ЗИЛ-508.10-401, бензиновый, V-образный, 8-цилиндровый, 100×95 мм, рабочий объём 6,0 л, степень сжатия 7,3, порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8; мощность 110 кВт (150 л. с.) при 3200 об/мин; крутящий момент 402 Н·м (41 кгс·м) при 1800—2000 об/мин; карбюратор К-96; воздушный фильтр — инерционно-масляный.
  • Трансмиссия — механическая, пятиступенчатая от автомобиля ЗИЛ-4331, с синхронизаторами на 2-5 передач.
  • Тормозная система — двухконтурная, с пневматическим приводом, со стояночным тормозом с применением пружинных энергоаккумуляторов.
  • Электрооборудование — напряжение 12 В, аккумуляторная батарея 6СТ-90 (1 шт.), генератор Г287-Л со встроенным интегральным регулятором напряжения Я-112А, стартёр СТ230-А1, трамблёр Р137. транзисторный коммутатор ТК102-А, катушка зажигания Б-114Б, свечи A11.
  • Колёса и шины — колёса дисковые, ободья 7,0—20, крепление на 8 шпильках. Шины 9.00R20 (260R508), рисунок протектора дорожный, давление в шинах: передних 4,0, задних 6,3 кгс/см².
  • Подвеска — зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами.
  • Рулевое управление — модель ЗиЛ-130, рулевой механизм — двухзаходный червяк и сектор, гидроусилитель, передаточное число 21,5.

Ссылки