Римский метрополитен

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Римский метрополитен
Описание
Страна Италия
Расположение Рим
Дата открытия 9 февраля 1955 года
Дневной пассажиропоток 762 тыс.
Годовой пассажиропоток 278,13 млн
Маршрутная сеть
Число линий 3
Число станций 74
Длина сети 60,0 км
Технические данные
Схема линий

Ри́мский метрополите́н (итал. Metropolitana di Roma) — подземная транспортная система в Риме. Открылась в 1955 году. Состоит из трёх линий — линии А (оранжевая), линии B (синяя) и линии С (зелёная). В перспективе — строительство четвёртой линии D[1]. Линии А и В пересекают город крест-накрест и имеют пересадочный узел на станции «Термини», после продления линии С на один перегон в 2018 году появился второй узел на станции «Сан-Джованни». В римском метрополитене действует линейно-маршрутная система движения поездов с двумя пересадочными станциями.

Управляющая компания метрополитена также контролирует пригородные железнодорожные сообщения. Первая линия — Рим — Лидо — соединяет город с приморской Остией и является практически частью метрополитена, используя аналогичные поезда. Линия Рим — Пантано считается узкоколейной железной дорогой, но фактически ближе к трамваю. Линия Рим — Норд пригородная железная дорога.

Метрополитен в Риме развит значительно слабее, чем в других европейских столицах. Общая длина путей составляет всего 60 км. Для сравнения — в Берлине это 151,7 км, в Москве — 435,7 км, а в Лондоне — 402 км.

Все станции римского метро открываются в 5:30, время закрытия зависит от линии и дня недели: с воскресенья по четверг последние поезда отправляются от конечных в 23:30, а по пятницам и субботам — в 1:30.

История

Строительство Римского метрополитена, 1939 год

Строительство метро в Риме было начато по приказу Бенито Муссолини в 1937 году. Завершить строительство планировалось к Всемирной выставке EUR-42, но начавшаяся Вторая мировая война помешала этим планам. Часть тоннелей, которые были построены, во время войны использовались в качестве бомбоубежищ[1].

Строительство было продолжено в 1948 году, и уже в 1955 году (9 февраля) была открыта первая линия B. Запустил движение поездов от станции «Термини» в сторону делового района EUR президент Итальянской республики Луиджи Эйнауди[1].

Линия А была открыта в 1980 году, а линия С — в 2014[1].

Появление новых станций римского метро осложняется тем, что строители часто натыкаются на древнеримские артефакты (в 2017 году были сделаны две находки: казармы и дом II века с мозаикой и фресками, в 2018 году раскопали каменный дом, который мог принадлежать древнеримскому военачальнику)[1]. Если прокладка тоннелей возможна ниже уровня расположения большинства раскопок, то строительство вентиляционных шахт и выходов со станций вызывает немало сложностей, так как они будут затрагивать культурный слой[2][3].

В рамках соглашения властей Москвы и Рима об «обмене» станциями в московском метрополитене появилась станция «Римская» (открыта в 1995 году), а в Риме должна была появиться станция Mosca. Однако её открыли под названием Cipro («Кипр»), а станцию Mosca запланировали построить на ответвлении линии B после Jonio[1].

Сеть

Метрополитен состоит из трёх линий и ответвления от станции Болонья на линии В.

Линия Конечные Открыта Последнее продление Длина (км) Количество станций Пассажиропоток (тыс. чел. в сутки) Время в пути (мин)
Баттистини ↔ Ананьина 1980 2000 18,4 27 400 41

Лаурентина ↔ Ребиббия 1955 1995 18,1 22 300 39
Лаурентина ↔ Йонио 2012 2015 17,2 19
Всего на линии B-B1: 22,9 26
Монте Компатри — Пантано ↔ Сан-Джованни 2014 2018 18,1 22 62 35
Всего: 59,4 74 762

Линия A

Поезд на станции Vittorio Emanuele линии А

Пересекает город с северо-запада на юго-восток и включает в себя 27 станций. Конечные — «Баттистини» и «Ананьина». Линия обозначается оранжевым цветом.

Проектирование было начато в 1959 году, линия планировалась перпендикулярной к уже существовавшей линии В. Работы над линией продолжились в 1964 году в районе Тусколана, но слабая организация работ вызвала ряд задержек. Первоначально предложенный метод строительства создал проблемы для движения наземного транспорта на юго-востоке города. Работа возобновилась снова через пять лет уже с использованием туннелей, которые позволили решить транспортные проблемы, но вызвали волну протестов, связанных с колебаниями, вызванными работой бурильных машин. Работа также часто прерывалась в связи с археологическими раскопками, особенно в районе Пьяцца делла Република.

В строй линия вступила в феврале 1980 года. В конце 90-х она была продлена до станции «Баттистини».

Линия B

Линия В-В1
Линия В, станция Термини

Несмотря на своё название, линия является первой в Риме. Она пересекает город с северо-востока на юго-запад и включает в себя 22 станции. Конечные — «Ребиббия», «Лаурентина» (расположена к востоку от EUR) и «Йонио» Она обозначается синим цветом.

Проектирование линии началось в 30-х годах, когда фашистское правительство находилось в поиске способа связать между собой вокзал Термини и новый район на юге города, где планировалось строительство комплекса к всемирной выставке, которая должна была пройти в городе в 1942 году, но не состоялась из-за вступления Италии во Вторую мировую войну. Работы были прерваны, но часть туннелей между станциями «Термини» и «Пирамиде» была закончена и использовалась в качестве бомбоубежищ.

Работы возобновились в 1948 году, одновременно с перестройкой бывшего выставочного комплекса в коммерческий квартал. Официальное открытие состоялось 9 февраля 1955 года, регулярное движение поездов началось на следующий день.

В 1990 году линия была продлена от станции «Термини» до станции «Ребиббия» на востоке города и была полностью модернизирована.

В 2012 году на северо-востоке города было открыто ответвление линии B от станции «Болонья» до станции «Конка д’Оро» и организовано вилочное движение. В настоящий момент линия продлена до станции «Йонио».

Линия Рим — Лидо

Сооружение линии началось после Первой мировой войны и было завершено в 1924 году. Функционировать она начала как паровая железная дорога, но уже год спустя была электрифицирована.

В настоящее время она является частью метрополитена, хотя и не связана с двумя основными линиями. Линия начинается возле станции «Пирамиде» линии B и тянется вдоль неё до станции «EUR Мальяна», после чего поворачивает на запад к Остии.

Линия C

Линия С

Линия свяжет Пантано и северную часть Рима. В результате линия станет первой, вышедшей за пределы города. 12 мая 2018 года линия была продлена до станции «Сан-Джованни» с пересадкой на линию А, проектируется участок до станции «Колизей» на линии В. Пересечение с запланированной линией D будет на станции «Пьяцца-Венециа». На всех станциях линии установлены платформенные раздвижные двери.

Первая часть линии включает в себя 15 станций от «Ченточелле» до «Пантано». Вторая часть продлит линию до «Пьяцца-Лоди» и будет включать в себя ещё 6 станций. Всего на линии запланировано 30 станций.

Оплата проезда

Стоимость проезда в метро Рима составляет € 1.50, билет действителен в течение 100 минут с момента активации и может использоваться на других видах общественного транспорта. В продаже также имеются проездные билеты на 24 часа стоимостью € 7,00, на 48 часов — € 12,50, на 72 часа — € 18,00. Дети до 10 лет могут пользоваться любым общественным транспортом бесплатно, при условии, что они сопровождаются взрослым пассажиром с оплаченным билетом. Кроме этого существуют месячные — € 35,00 (именной) и € 53,00 (неименной)[4], а также годовые проездные карты за € 250,00.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Метро в Риме начали строить при Муссолини, а открыли только в 1955 году. Рамблер/новости. Дата обращения: 22 августа 2022.
  2. Rome's Rich Past Stalls Metro Line Expansion (англ.), ABC (22 October 2009). Архивировано 24 октября 2018 года. Дата обращения 24 октября 2018.
  3. Gabriel Kahn. When Rome Builds A Subway, It Trips Over Archaeologists (англ.), The Wall Street Journal (27 January 2007). Архивировано 24 октября 2018 года. Дата обращения 24 октября 2018.
  4. RomaLife. Метро в Риме 2022: схема, часы работы, проезд и билеты, RomaLife.net (3 февраля 2022). Дата обращения 22 августа 2022.

Ссылки