Римская вдова

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Данте Габриэль Россетти
Римская вдова (Dîs Manibus). 1874 год
Roman Widow (Dîs Manibus)
Холст, масло. 104,8 × 93,3 см
Художественный музей Понсе, Понсе

«Римская вдова» (или «Dîs Manibus») — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1874 году. На данный момент произведение находится в собрании Художественного музея Понсе в Пуэрто-Рико.

Художник начал работу над картиной в октябре 1873 года[1]. Как писал сам Россетти: «белый мрамор, фон и урна, белая драпировка и белые розы будут сочетаться, я верю, и создадут прекрасный эффект, а изображение я считаю, будет столь же красивым и возвышенным как и любое из тех, что я создавал»[1]. В некоторой литературе утверждается, что натурщицей для картины была Алекса Уайлдинг, однако брат художника Уильям Майкл Россетти и искусствовед Генри Марилльер утверждают, что это Мария Спартали Стиллман[1][2]. Россетти собирался продать картину Фредерику Лейланду, но боялся, что картина будет «слишком суровой и трагичной на его вкус»[2].

(аудио)
(аудио)
«Dîs Manibus»
noicon
Элегия «Dîs Manibus»
Помощь по воспроизведению

На картине изображена римлянка, сидящая возле могилы своего мужа и играющая на двух музыкальных инструментах. Героиня одета в белое — траурный цвет одежды в древнем Риме[1]. Второе название картины, «Dîs Manibus», связано с эпиграммой Россетти, написанной на смерть Флобера, в которой художник проводит параллель между упадком Рима во времена Нерона и крушением Второй империи[1]. Также «Dîs Manibus» — название музыкальной элегии, которую играет героиня на арфах, и эти слова написаны на урне, изображённой на картине (лат. Dîs Manibus L. Aelio Aquino Marito Carissimo Papiria Gemina Fecit Ave Domine Vale Domine.)[2].

Картину можно поставить в один ряд с работами Россетти 1872—1877 — это «Вероника Веронезе», «La Ghirlandata» и «Морские чары». Вместе с «Римской вдовой» эти четыре картины имеют ряд идейных и композиционных особенностей, а все вместе, они отражают четыре стороны или аспекта одного образа[1]. Также во всех четырёх картинах так или иначе отражена тема музыки[1]. «Римская вдова» создавалась одновременно с «Морскими чарами», поскольку Фредерик Лейланд пожелал купить несколько таких схожих работ, однако позже Лейланд отказался от этой идеи[3].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Roman Widow (англ.). Rossetti Archive. Дата обращения: 24 сентября 2016.
  2. 2,0 2,1 2,2 Marillier, Henry Currie. Dante Gabriel Rossetti: an illustrated memorial of his art and life (англ.). — George Bell and Sons, Chiswick Press, Charles Whittingham and Co., 1899. — P. 175—176.
  3. Dante Gabriel Rossetti; William Evan Fredeman. The Correspondence of Dante Gabriel Rossetti (англ.). — Boydell & Brewer[англ.], 2002. — P. 619, 638, 645. — ISBN 978-1-84384-060-2.