Лукреция Борджиа (рисунок)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Данте Габриэль Россетти
Лукреция Борджиа. 1860—1861
Lucrezia Borgia
Бумага, акварель, графит. 43,8 × 25,8 см
Галерея Тейт, Лондон

«Лукреция Борджиа» — акварель английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1860—1861 годах. В настоящее время находится в собрании галереи Тейт.

Россетти начал работу над произведением в 1860 году, под влиянием своего интереса к истории печально известной семьи Борджиа[1][2]. В то время Россетти также познакомился с Чарльзом Суинбёрном, благодаря которому заинтересовался изображением роковых женщин[3]. Суинбёрн был тогда занят написанием книги о Лукреции Борджиа, The Chronicle of Tebaldeo Tebaldei (которую он так и не закончил)[4]. При этом отношение Россетти к Лукреции коренным образом отличалось от позиции Суинбёрна: последний представлял её героической фигурой и неким пережитком прошлого, в то время как у Россетти эта роковая женщина, жестокая и опасная, бросает вызов современному для художника миру, которым правят мужчины[4].

На этой акварели изображена Лукреция Борджиа, моющая руки после того, как она отравила своего мужа, герцога Альфонсо Бишелье не без вмешательства своего отца, папы Александра VI. В отражении в зеркале на заднем плане видно, как тот поддерживает герцога, помогая ему идти и тем самым позволяя яду глубже проникнуть в организм[1].

Изначально наряд Лукреции был совсем другим (прямое платье и пышные рукава по кисть); кроме того, взгляд героини был направлен на зрителя. Именно в таком варианте её приобрёл Фредерик Лейланд, однако спустя какое-то время акварель вернулась к художнику, и он полностью переписал фигуру героини, направив её взгляд в сторону отравленного супруга[2].

Произведение (в частности, его композиция) послужила источником вдохновения для Эдварда Бёрн-Джонса, когда тот работал над изображением злодейки Сидонии фон Борк[англ.][1].

В 1871 году Россетти заявил своему агенту Чарльзу Хауэллу, что акварель является «лучшим из всего, что он когда-либо делал на таком малом размере»[5]. Тогда же художник повторил работу в большем размере: она хранится в собрании Художественного музея Фогга. Всего было создано несколько таких копий, местонахождение которых не выявлено[4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Dante Gabriel Rossetti — Lucrezia Borgia (англ.). Tate Gallery. Дата обращения: 31 мая 2016. Архивировано 1 июля 2016 года.
  2. 2,0 2,1 H. C. Marillier. Dante Gabriel Rossetti, An Illustrated Memorial of His Art and Life (англ.). — George Bell and Sons - Chiswick Press, Charles Whittingham and Co., 1899. — P. 105.
  3. Bade P. Femme Fatale: Images of Evil and Fascinating Women (англ.). — 1979. — P. 13. — 130 p. — ISBN 0-904069-206.
  4. 4,0 4,1 4,2 Lucrezia Borgia (англ.). Rossetti Archive.
  5. Lucrezia Borgia (англ.). Rossetti Archive.