Перейти к содержанию

Ревекка

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ревекка
רִבְקָה
Иоганес Таканен. «Ревекка»Иоганес Таканен. «Ревекка»
Пол женский
Имя на других языках греч. Ρεβέκα
Местность Харран, Ханаан
Упоминания Быт. 24:15
Отец Вафуил
Супруг(а) Исаак
Дети Исав и Иаков
Место погребения Пещера Махпела, Хеврон
Связанные персонажи Лаван
Атрибуты колодец, кувшин
Характерные черты милосердие, праведность, хитрость

Реве́кка (ивр.רִבְקָה‏‎, Ривка́; также Ребекка, др.-греч. Ρεβέκκα) — персонаж Пятикнижия, одна из библейских праматерей, жена Исаака и мать братьев-близнецов Исава и Иакова[1].

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Ревекка была дочерью Вафуила (Бетуэля) и внучкой брата Авраама — Нахора (Быт. 22:23; 24:15, 24, 47). Она приходилась родной сестрой Лавану, дочери которого Лия и Рахиль стали впоследствии женами её сына Иакова.

Авраам, живший в Ханаане далеко от родных мест, решил найти жену своему сыну Исааку у себя на родине, в Харране. По его поручению его домоправитель, Элиезер, отправился в Месопотамию[2]. Отправляясь в дорогу, он помолился Господу, попросив чёткие указания того, что его выбор невесты для Исаака угоден Богу.

Никола Пуссен. Ревекка у колодца

Прибыв в «город Нахора» (Харан), слуга Авраама встретил у колодца Ревекку, приходившуюся Аврааму внучатой племянницей, и был тронут её приветливостью и предупредительностью. Элиезер усмотрел в этом знамение свыше и попросил у её родителей руки Ревекки для сына своего господина и получил согласие.

Исаак полюбил Ревекку и женился на ней. Ревекка оставалась бесплодной 20 лет, после чего родила близнецов — Исава и Иакова. Будучи беременной, Ревекка узнала от пророков Бога предназначение её сыновей — они оба станут родоначальниками двух народов, причем потомки старшего будут в подчинении у младшего.

Чувства родителей разделились: в то время как Исаак любил зверолова Исава, Ревекка любила пастуха Иакова. В Филистее Исаак, боясь, что местные жители его убьют, чтобы овладеть его женой, «так как она была прекрасна видом», выдал её за свою сестру. Когда Исаак, постарев и почувствовав приближение смерти, послал Исава наловить ему дичи и приготовить ему кушанье, «дабы благословила Исава его душа перед смертью», Ревекка побудила Иакова обманом предупредить брата и получить отцовское благословение. Она же, узнав, что Исав из мести замышляет убить брата, спасла своего любимца, послав его в Харан к своему брату Лавану.

О времени её смерти ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела.

В Новом Завете

Традиционные предания

Ревекка описывается как женщина красивая, приветливая, предупредительная даже к незнакомым, с сильными чувствами симпатии и антипатии (Быт. 27:46), с глубокой верой в Бога (Быт. 25:22). Характер её решительный (Быт. 24:58; 27:13); для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры (Быт. 27:42 и сл.).

В еврейской традиции

По Агаде, Ревекка родилась в день смерти Сарры.[3]

Когда Исаак на ней женился, ей было три года.[4] Согласно другому мидрашу, Ревекка была при выходе замуж взрослой.[5]

Ревекка у колодца. Венский генезис, 6 век

Библейский рассказ о встрече слуги Авраама с Ревеккой у колодца разукрашен агадой в свойственном ей стиле. Как только Ревекка приблизилась к источнику, вода поднялась.[6] Подарки, которые преподнес ей слуга Авраама при первой же встрече, принимают в агаде символический смысл: два запястья — в предзнаменование двух скрижалей Завета; их вес в десять сиклей символизировал десять заповедей.[7] Предупредительность Ревекки выразилась также в том, что на вопрос слуги, можно ли будет переночевать в доме её родителей одну ночь, Ревекка ему ответила, что можно найти у них приют на много ночей.[7]

В первый раз Ревекка увидела Исаака, когда он в поле молился, и по выражению его молитвенного настроения она подумала, что это выдающийся человек, почему и спросила о нём своего провожатого, слугу Авраама.[8] Исаак ревновал её к этому слуге, Элиэзеру, но Ревекке чудесным образом удалось вернуть ему его душевное спокойствие.[9]

Когда Ревекка была введена Исааком в шатёр своей умершей матери, возобновились чудесные явления, наблюдавшиеся там при жизни Сарры: облако высилось над шатром, дверь можно было оставлять открытой настежь, благословение Господне почивало над хлебом; свеча, зажженная при наступлении субботы, горела в продолжение всей недели.[7][10]

Ревекка долгое время была бездетна, поскольку Бог желал слышать молитвы праведных людей.[11] Исаак и Ρевекка молились о даровании потомства. Бог принял только молитву Исаака, но не Ревекки, так как она происходила от нечестивых родителей.[11][12]

Боли во время беременности Ревекка чувствовала оттого, что, когда она проходила мимо домов молитвы и учения, принадлежавших поклонникам истинного Бога, Иаков рвался выйти на свет Божий, а когда она проходила мимо капищ идолопоклонников, то же самое повторялось с Исавом.[12][13] За советом она обратилась к школе Сима (Шема), который был тогда ещё жив.[12][13]

Ревекка любила Иакова за его праведную жизнь, за любовь к учению.[14] Когда Ревекка посоветовала Иакову приготовить кушание для Исаака из двух козлят, она предоставила ему взять из тех стад, которые принадлежали ей, так как Исаак обязался в брачном контракте давать ей ежедневно по два козлёнка.[15] Передав Иакову приготовленное ею кушанье, Ревекка сопровождала его только до двери, сказав, что её задача исполнена.[16]

О замыслах Исава против Иакова Ревекка узнала по наитию свыше, так как она, как одна из четырёх праматерей еврейского народа, была одарена пророческим духом.[17]

В христианской традиции

В религиозной традиции

В иудаизме

В христианстве

В искусстве и литературе

В изобразительном искусстве

В литературе

В музыке

В кинематографе

Примечания

  1. Ревекка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Элиезер // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Мидраш Берешит Раба, 58:2
  4. Софрим, 21
  5. Мидраш Агада на Быт. 24:57; см. Тосфот на Талмуд Иебамот 61б)
  6. Мидраш Берешит Раба 60:6
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 Мидраш Берешит Раба 60:7
  8. Мидраш Берешит Раба 60:14
  9. Мидраш Агада на Быт. 24:64, 67
  10. Мидраш Агада на Быт. 24:67
  11. Перейти обратно: 11,0 11,1 Талмуд, Иебамот 64а
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Мидраш Агада на Быт. 25:21
  13. Перейти обратно: 13,0 13,1 Мидраш Берешит Раба 63:6
  14. Мидраш Агада на Быт. 25:27
  15. Мидраш Берешит Раба 65:10
  16. Мидраш Берешит Раба 65:13
  17. Мидраш Берешит Раба 57:9

Литература

Ссылки