Рахиль
Рахиль | |
---|---|
ивр. רחל | |
![]() | |
Пол | жен. |
Толкование имени | «овечка» |
Отец | Лаван |
Супруг(а) | Иаков |
Дети | Иосиф, Вениамин |
Место погребения | Гробница Рахели |
Связанные персонажи | Лия |
Рахи́ль (ивр. רָחֵל, Рахе́ль — «овечка») — в Ветхом Завете одна из двух жён патриарха Иакова, младшая дочь Лавана, сестра Лии, мать Иосифа и Вениамина.
Обстоятельства женитьбы на ней Иакова см. в Книге Бытие, 29 глава.
Рахиль умерла при родах Вениамина около Эфрата, который называется также Вифлеем (Бейт-Лехем).
Знаменитая Гробница Рахели в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. В 1840 году Моше Монтефиоре после посещения этих мест пожертвовал деньги на реставрацию могилы. Это место свято как для евреев, так и для мусульман и христиан.
Рахиль вместе с Лией предстают как праматери всего дома Израилева[1].
Образ Рахили
Рахиль символизирует не только мать, которой рождение ребёнка стоило жизни, но и мать, до конца сострадающую своим детям и заботящуюся о судьбе их детей.
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Giovanni_Battista_Tiepolo_066.jpg&width=250)
Такой описывает её пророк Иеремия спустя тысячу лет, когда вавилонский царь Навуходоносор гнал евреев в изгнание по той же дороге, по которой когда-то Рахиль и Иаков шли в Беэр-Шеву. Когда изгнанники шли мимо Вифлеема-Эфрата, они услышали плач Рахили: Рахиль оплакивала судьбу своих потомков. Но тут послышался голос Всевышнего:
Удержи голос твой от рыданий, а глаза твои — от слёз… и возвратятся они из земли чужой! Есть надежда на будущее твоё… и возвратятся дети в пределы свои!
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Freso_-_Rachel_is_weeping_for_her_children.jpg&width=300)
Отрывок из Книги пророка Иеремии, посвящённый плачу Рахили, процитирован в Новом Завете, в Евангелии от Матфея в контексте избиения младенцев в Вифлееме царём Иродом:
...глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
Использование в новозаветной истории образа Рахили неслучайно. Упомянутый в цитате город Рама располагался примерно в 9 км к северу от Иерусалима, то есть недалеко от Вифлеема, где происходило массовое убийство младенцев и в окрестностях которого Рахиль была похоронена. Сходство оплакивания Рахилью детей в Книге пророка Иеремии и в Евангелии от Матфея слишком разительное, чтобы выглядеть в глазах верующего иудея простым совпадением; здесь очевиден промысел Божий[2].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/images/f/f8/Rachel%27s_Tomb%2C_near_Bethlehem%2C_1891.jpg)
Евангелист Матфей трактовал это как сбывшееся пророчество Иеремии (Мф. 2:17). Возможно, Матфей рассчитывал, что проницательный иудей благодаря такому использованию цитаты, увидит здесь намёк на Иер. 31:16, где Бог призывает матерей Израиля удержаться от рыданий, ибо дети однажды возвратятся из плена. Также и Иисус Христос, чьи родители вынуждены были спасать Его в Египте от избиения в Вифлееме, тоже вернулся[2].
В искусстве
Тема любви Иакова и Рахили привлекала многих художников — Рафаэля в Италии, Лоррена во Франции (его картина «Яаков и Рахиль» находится в Эрмитаже) и др.
Плач Рахили и её голос, возвещающий о надежде, вдохновил многих писателей и композиторов. Так, в 1851 году венгерский поэт Янош Арань написал «Плач Рахили», а в 1910 году русский писатель и драматург Н. А. Крашенинников — пьесу под тем же названием. Анна Ахматова использовала этот образ в «Библейских стихах» 1921 год.
Примечания
- ↑ Рахиль // Энциклопедия мифологии .
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 ВЗН, 2010, с. 58.
Литература
- Ветхий Завет на страницах Нового = Commentary on the New Testament Use of the Old Testament (англ.) / Бил Г. К., Карсон Д. А.. — Черкассы: Коллоквиум, 2010. — Vol. 1. — 488 p. — ISBN 978-966-8957-15-4.