Раздельный учёт
Раздельный учёт ― учёт затрат, обязательств, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому контракту.
Определение
Согласно российскому законодательству, раздельный учёт ― это учёт производственных и коммерческих затрат, обязательств, денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому контракту (государственному контракту). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта[1].
Ведение раздельного учёта
Раздельный учёт призван на ранних стадиях выявить негативные тенденции, угрожающие выполнению контракта, и дать возможность принять управленческие решения для их преодоления[2].
- Способы ведения раздельного учёта
Предприятия-исполнители самостоятельно выбирают способ ведения раздельного учёта[2]:
- автономно (обособленное формирование локальной отчётности в рамках управленческого учёта);
- интегрировано (на основе первичных документов в рамках бухгалтерского учёта).
- Этапы ведения раздельного учёта
- Изменение Учётной политики в целях контракта[3][4].
- Издание Приказа об открытии контракта;
- Включение в первичные учётные документы идентификатора договора и иных дополнительных реквизитов;
- Формирование себестоимости;
- Приказ о закрытии контракта;
- Формирование отчётности по раздельному учёту (создание фактической сметы (калькуляции) по гос. контракту с приложением первичных документов).
1. В «Учётной политики организации» (или создаётся отдельный документ ― Регламент раздельного учёта по каждому контракту, Положение о ведении раздельного учёта и т.п.) дописываются объекты обособленного учёта (обособление учёта доходов, затрат произведенных участниками казначейского сопровождения по каждому договору), состав обособляемых ресурсов, состав и форма первичных документов, применяемых для отражения хозяйственных операций раздельного учёта, Регламент отражения хозяйственных операций в раздельном учёте, включение накладных расходов в себестоимость и база распределения накладных расходов, Регистры аналитического учёта (утверждение регистра аналитического учета по статьям затрат); группировка фактических затрат на исполнение договора в сводном регистре аналитического учета; подтверждение записи в регистре Аналитического учета данным ПУД, фиксирующим факт хозяйственной жизни, в том числе сводным учетным документам, разработаны организацией самостоятельно; оформление возмещаемых расходов, возникших до начала исполнения контракта за счет собственных средств организации.
2. В Приказе об открытии гос. контракта указывается дата начала и окончания сбора затрат, плановый срок исполнения.
6. Отчёт об исполнении государственного контракта или контракта ГОЗ составляется по каждому контракту. Отчётным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчёта, устанавливаемую государственным заказчиком. Отчёт составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отражённым на дату составления отчёта отдельно по каждому контракту. Отчёт составляется включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту. Стоимостные показатели ресурсов отражаются в рублях с точностью до копейки. Процентные показатели ресурсов отражаются с точностью до десятых долей процента.
Раздельный учёт затрат
Раздельный учёт государственного заказа
Организации, выполняющие государственный заказ за счёт средств федерального бюджета (кроме ГОЗ), применяют раздельный учёт результатов финансово-хозяйственной деятельности независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учёта[5].
Организации, выполняющие государственный заказ за счёт средств федерального бюджета (за исключением ГОЗ), осуществляют учёт затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
Первичные учётные документы (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляются на предусмотренные в государственном заказе отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу.
Финансовый результат ― разница между ценой реализации и фактическими затратами в государственном заказе.
Фактические затраты группируются в регистрах аналитического учёта (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат на производство и др.) в следующем порядке[6]:
- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, отчисления на социальные нужды и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по государственному заказу продукции;
- накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу, и иную продукцию, выпускаемую организацией;
- коммерческие расходы (расходы, связанные с реализацией продукции) включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые и накладные расходы), выпускаемой по государственному заказу, и иной продукции, выпускаемой организацией.
Раздельный учёт государственного оборонного заказа
Раздельный учёт ведёт предприятие-исполнитель по государственному оборонному заказу (ГОЗ)[7]. Раздельный учёт обязателен для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности[8].
Организация, выполняющая ГОЗ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учёт производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту, контракту. Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта[8].
Первичные учётные документы (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) оформляются на предусмотренные в ГОЗ отдельное изделие, группу изделий, работу, услугу[8].
Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса[8].
Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно[8].
При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учёту[8].
Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией, за исключением организации, осуществляющей поставку по ГОЗ продукции, цена на которую определяется методом анализа рыночных индикаторов, в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"[8].
Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции[8].
Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления[8].
Финансовый результат по контракту ― это разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой фактических расходов[8].
Фактические расходы контракта[8]:
- прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
- накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые и накладные расходы формируют производственную себестоимость продукции;
- административно-управленческие расходы относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
- расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
Калькулирование
Метод калькулирования при определении состава затрат, включаемых в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках государственного оборонного заказа и при определении состава фактических затрат на производство и реализацию продукции в рамках раздельного учёта[9].
N | Наименование статей калькуляции |
---|---|
0100 | Материальные затраты, в том числе: |
0101 | приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов |
0102 | приобретение полуфабрикатов |
0103 | возвратные отходы |
0104 | приобретение комплектующих изделий |
0105 | оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера |
0106 | транспортно-заготовительные затраты |
0107 | топливо на технологические цели |
0108 | энергия на технологические цели |
0109 | тара и упаковка |
0110 | затраты на изделия собственного производства |
0200 | Затраты на оплату труда, в том числе: |
0201 | основная заработная плата |
0202 | дополнительная заработная плата |
0300 | Страховые взносы |
0400 | Затраты на подготовку и освоение производства, в том числе: |
0401 | пусковые затраты |
0402 | затраты на подготовку и освоение новых видов продукции |
0500 | Затраты на специальную технологическую оснастку |
0600 | Затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ |
0700 | Специальные затраты |
0800 | Общепроизводственные затраты |
0900 | Общехозяйственные затраты |
1000 | Затраты на командировки |
1100 | Прочие прямые затраты |
1200 | Затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями |
1300 | Производственная себестоимость |
1400 | Коммерческие (внепроизводственные) затраты |
1500 | Проценты по кредитам |
1600 | Административно-управленческие расходы |
1700 | Себестоимость продукции |
1800 | Прибыль |
1900 | Цена продукции |
В состав прямых затрат включаются[9]:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- страховые взносы;
- затраты на подготовку и освоение производства;
- затраты на специальную технологическую оснастку;
- специальные затраты;
- затраты на командировки;
- прочие прямые затраты;
- затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ;
- затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациям.
0100. «Материальные затраты» (исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения):
- 0101. «приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов» (затраты на приобретение сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее производстве, а также вспомогательных материалов, включающих материалы, используемые при производстве продукции на технологические цели и являющихся необходимым компонентом в процессе производства. При определении затрат должны учитываться технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией);
- 0102. «приобретение полуфабрикатов» (затраты на приобретение покупных полуфабрикатов-заготовок и деталей в черновом или не полностью обработанном виде, учитываются технологические потери в пределах норм, установленных технической документацией);
- 0103. минус «возвратные отходы» (стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала. Нормы возвратных отходов определяются в соответствии с технической документацией. Стоимость возвратных отходов определяется: по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования); по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются либо используются в качестве полноценного ресурса);
- 0104. «приобретение комплектующих изделий» (затраты на приобретение комплектующих изделий, входящих в соответствии с технической документацией в состав продукции);
- 0105. «оплата работ и услуг сторонних организаций производственного характера» (могут быть прямо отнесены на себестоимость единицы продукции, включающая в том числе: затраты на выполнение отдельных операций по обработке сырья, материалов и полуфабрикатов; выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не состоящим в штате организации, по договорам гражданско-правового характера; затраты на проведение испытаний для определения качества приобретаемых организацией материальных ресурсов; затраты на проведение сертификации материальных ресурсов иностранного производства, при наличии соответствующих требований государственного заказчика; затраты по доставке готовой продукции заказчику - включаются в цену вспомогательных работ);
- 0106. «транспортно-заготовительные затраты» (непосредственно связанные с приобретением, доставкой, хранением и отпуском используемых в производстве продукции материальных ресурсов на технологические цели, в том числе: транспортные услуги по доставке грузов в виде сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий до базисных (центральных) складов организации и по перевозкам (перемещению) указанных грузов внутри организации с базисных (центральных) складов в цеха (подразделения), а также по доставке готовой продукции на склады хранения; ввозные таможенные пошлины и сборы; обязательное страхование грузов (сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий) на период их транспортировки; основная и дополнительная заработная плата работников, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском материальных ресурсов, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование; содержание заготовительных подразделений, созданных организацией в местах заготовления (закупки) материальных ресурсов; затраты на командировки, за исключением связанных с согласованием общих условий поставки и спецификаций, оформлением договоров на поставку материалов);
- 0107. «топливо на технологические цели» (затраты по приобретению всех видов топлива, используемого организацией на технологические цели при производстве продукции);
- 0108. «энергия на технологические цели» (затраты по приобретению и выработке собственными силами всех видов энергии, используемых организацией на технологические цели при производстве продукции, а также затрат на трансформацию и передачу энергии. Расчёт затрат на энергию, вырабатываемую и предоставляемую собственными силами, необходимо производить с учетом затрат на трансформацию производимой энергии);
- 0109. «тара и упаковка» (затраты на производство тары (упаковки) собственного изготовления и затраты на приобретение невозвратной тары (упаковки), полученной от поставщиков материальных ресурсов, а также затраты на восстановление возвратной тары. Отнесение тары к возвратной или невозвратной и ее оценка определяется с учетом условий договора (контракта) на приобретение материальных ресурсов);
- 0110. «затраты на изделия собственного производства» (затраты на изготовление собственными производствами организаций сырья, материалов, вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Давальческие материалы в себестоимости продукции не учитывается).
0200. «Затраты на оплату труда»:
- 0201. «основная заработная плата», начисляемую за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников. Размер этих затрат определяется исходя из трудоемкости и тарифных ставок (окладов) основных работников за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени; начисления стимулирующего характера, в состав которых включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации; затраты на оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав которых включаются затраты, связанные с особым режимом работы и условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда; специальные надбавки к заработной плате основных работников при выполнении работ, оказании услуг в командировках на территорию иностранных государств, необходимость которых определена требованиями государственного заказчика;
- 0202. «дополнительная заработная плата» включаются начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции.
0300. «Страховые взносы»: затраты на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное социальное и обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяемые в соответствии с тарифами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и на плановый период.
0400. «Затраты на подготовку и освоение производства»:
- 0401. «пусковые затраты» (по корректировке проектно-сметной документации на работы по освоению новых производств, с учетом технологических условий производства организации и пусковые работы. Затраты связаны с обеспечением готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация) и пробным выпуском предусмотренной проектом установочной партии продукции, наладкой оборудования):
- ― приведение проектно-сметной документации на работы по освоению новых производств, цехов и агрегатов к конкретным условиям производства организации (оплата труда и страховые взносы, услуги сторонних организаций);
- ― пусковые работы (оплата труда и страховые взносы, материальные затраты на проведение пусковых работ, амортизация основных средств, услуги сторонних организаций, прочие работы)
- 0402. «затраты на подготовку и освоение новых видов продукции» (затраты, связанные с продукцией, производство которой возобновляется после длительного перерыва (2 календарных года и более), а также с продукцией, объемы производства которой увеличились в два и более раз, если указанные затраты не были возмещены ранее):
- ― корректировка конструкторской и технологической документации;
- ― проектирование, конструирование и разработка технологического нестандартного оборудования, в том числе специального технологического и контрольно-измерительного (стендового) оборудования для регулирования, испытания и сдачи нового изделия, специальной оснастки и инструментов, разработка технологического процесса их изготовления;
- ― перепланировка цехов, перестановка и наладка оборудования;
- ― изготовление опытного образца (опытной партии) нового изделия и макетных деталей и сборочных единиц для отработки технологии его изготовления;
- ― испытание материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений, предназначенных для производства нового изделия;
- ― испытание опытного образца (опытной партии) изделия;
- ― изготовление комплекта специального оборудования, предусмотренного технической документацией; оборудования для регулировки и испытаний, отличающегося по своим техническим характеристикам от имеющегося в организации;
- ― прочие работы
0500. «Затраты на специальную технологическую оснастку»: затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, к которой относится специальный инструмент и специальные приспособления - технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретной продукции.
0600. «Затраты на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ» (затраты на приобретение и (или) изготовление (включая затраты на проектирование, транспортировку, монтаж, испытания и пусконаладочные работы) стендов, установок, испытательных станций, специальной контрольно-измерительной аппаратуры, специальных приборов, специальных рабочих мест, специального лабораторного оборудования, специальных механизмов и устройств, специальных инструментов, приспособлений и инвентаря, запасных частей для их ремонта и эксплуатации, другого специального имущества, и другого специального оборудования (включая серийные изделия), необходимые для создания научно-технической продукции и (или) предназначенные для проведения испытаний и исследований, если это предусмотрено технической документацией на создание научно-технической продукции или условиями государственного контракта (контракта) на создание научно-технической продукции, или они являются составными частями создаваемого спецоборудования и необходимы для выполнения государственного контракта (контракта) по созданию научно-технической продукции).
0700. «Специальные затраты» включают в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой (при необходимости - многолетней) производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного государственного контракта:
- Содержание испытательных подразделений и лабораторий специального технического контроля, связанные с выполнением работ по приемке подлежащих испытаниям изделий, опытных образцов (опытных партий) и используемых при производстве материальных ресурсов, подготовке и проведению их испытаний, демонтажу и отправке изделий по принадлежности. Затраты на проведение испытаний.
- Специальная техническая помощь сторонних организаций при испытаниях продукции
- Изготовление технической документации
- Устранение конструктивных недостатков по согласованию с государственным заказчиком
- Добровольное страхование
- Прочие работы
1000. «Затраты на командировки»: затраты на служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции.
1100. «Прочие прямые затраты»:
- затраты по обязательным видам страхования, возникающим при производстве продукции;
- затраты на инициативные опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы в размере, согласованном с государственным заказчиком, если ранее указанные затраты не были возмещены в соответствии с отдельным контрактом и результаты этих работ используются при производстве продукции;
- затраты головного исполнителя на страхование риска случайной гибели и повреждения опытных образцов (комплексов, систем) при создании научно-технической продукции в период проведения предварительных и государственных испытаний, в размере, необходимом для страхового покрытия себестоимости опытных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники. В иных случаях затраты на страхование риска случайной гибели и повреждения продукции включаются по согласованию с государственным заказчиком;
- затраты на приобретение (включая фиксированный разовый и периодические платежи) неисключительного права (неисключительная лицензия) на использование программного обеспечения, необходимые для производства продукции;
- затраты на обращение с радиоактивными отходами;
- затраты по специальной проверке и специальным исследованиям в области защиты информации материальных ресурсов, используемых при изготовлении продукции;
- затраты организации на получение и обслуживание банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения государственного контракта (контракта), в случае, если такие требования установлены государственным заказчиком;
- затраты на обязательную сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;
- затраты на аренду высокопроизводительных вычислительных ресурсов, используемых для создания научно-технической продукции (составной части научно-технической продукции), в том числе включающие в себя затраты по использованию на указанных ресурсах программного обеспечения, и необходимых в соответствии с технической документацией, утвержденной государственным заказчиком;
- иные затраты, необходимые для поставки продукции по ГОЗ.
1200. «Затраты по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями» (затраты сторонних организаций по созданию составной части научно-технической продукции в соответствии с технической документацией).
В состав накладных расходов включаются:
- Общепроизводственные затраты;
- Общехозяйственные затраты.
0800. «Общепроизводственные затраты»: затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат. Общепроизводственные затраты могут формироваться по каждому структурному подразделению (цеху) или по организации в целом и включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учётной политикой организации или иным документом. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников.
- Амортизация зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств (имущества)
- Амортизация нематериальных активов, непосредственно связанных с производством и управлением предприятием, включая программные продукты, ноу-хау, изобретения, полезные модели и промышленные образцы
- Ремонт зданий, сооружений, производственного оборудования, транспортных средств
- Содержание и эксплуатация имущества общепроизводственного назначения
- Содержание аппарата управления цеха
- Внутризаводское перемещение грузов
- Испытания, проводимые силами производственных подразделений и связанные с обеспечением технологического процесса
- Изобретательство, рационализаторство и технические усовершенствования для внедрения в производство. Проведение связанных с этим опытов, а также изготовление моделей и образцов
- Охрана труда
- Прочие затраты общепроизводственного назначения
0900. «Общехозяйственные затраты»: затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом, за исключением затрат, включенных в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат. Общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учётной политикой организации или иным документом. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников. На продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на производственные нужды, общехозяйственные затраты не распределяются.
1600. «Административно-управленческие расходы» (из «Общехозяйственные затраты» исключаются): расходы включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учётной политикой организации или иным документом. В качестве такого показателя приоритетным является основная заработная плата основных работников:
- Амортизация основных средств общехозяйственного назначения
- Амортизация нематериальных активов
- Содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения
- Содержание аппарата управления организацией и прочего общехозяйственного персонала
- Командировочные затраты
- Содержание пожарной службы, охраны
- Испытания для определения качества материальных ресурсов собственного изготовления и приобретаемых
- Затраты на подготовку и переподготовку работников организации. Затраты по подбору и найму работников
- Изобретательство и рационализаторство
- Охрана труда
- Прочие затраты общехозяйственного назначения
В состав расходов, связанных с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту включаются:
1400. «Коммерческие (внепроизводственные) затраты» (затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки):
- услуги вспомогательных цехов (участков) по изготовлению тары и упаковки, по консервации и затариванию готовой продукции;
- основная и дополнительная заработная плата работников, занятых упаковкой, консервацией и затариванием продукции на складе готовой продукции со страховыми взносами на обязательное социальное страхование, определяемые в соответствии с установленными тарифами. При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде;
- стоимость тары, приобретаемой на стороне;
- оплата услуг сторонних организаций по затариванию и упаковке изделий.
1500. «Проценты по кредитам» (затраты на уплату процентов по кредитам в случае планируемой поставки продукции единственным поставщиком, в размере не более суммы, определенной с учетом ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату расчета цены плюс 1,5 %, если не предусмотрено субсидирование данных затрат из федерального бюджета на момент формирования цены на изделие).
- Исключаются из калькуляции по ГОЗ
Не включаются в состав затрат, относящихся в цену продукции[9]:
- представительские затраты;
- затраты на капитальные вложения в виде затрат по приобретению и (или) созданию объектов основных средств и нематериальных активов, а также затрат, осуществляемых в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, увеличивающих стоимость амортизируемого имущества;
- затраты на участие в выставках, кроме затрат на участие в выставках, связанных с презентацией продукции по ГОЗ и включаемых в перечни, утверждаемые в соответствии с Положением о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории РФ и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств, утвержденным постановлением Правительства РФ, по согласованию с государственным заказчиком;
- затраты, связанные с содержанием состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, явившихся целью создания данной организации, в том числе ЖКХ, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, столовые и буфеты (кроме помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы организации), детские дошкольные учреждения, охотничьи и лесные хозяйства, дома отдыха, санатории, другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
- затраты на рекламу;
- затраты на сувенирную продукцию;
- затраты на участие в симпозиумах, семинарах, конференциях, не связанных с ГОЗ;
- затраты по командировкам на территорию иностранных государств, за исключением затрат по командировкам ГОЗ;
- затраты на добровольное медицинское и пенсионное страхование работников организации в размере, превышающем 3 % (по каждому виду страхования) от суммы расходов на оплату труда, в случае если включение таких затрат в себестоимость продукции приведёт к увеличению цены продукции более чем на 0,5 % относительно цены, не включающей такие затраты;
- затраты организации на оплату имущества (в том числе начисление амортизации), полученного по договорам лизинга, в соответствии с которыми такая организация выступает одновременно продавцом и лизингополучателем указанного имущества;
- затраты на денежное довольствие военнослужащих, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), за исключением случаев, установленных законодательством РФ.
Ценообразование
Методы определения цены на продукцию по ГОЗ[10]:
- метод анализа рыночных индикаторов (если закупается биржевой товар или продукция, отслеживаемая Росстатом);
- метод сравнимой цены (если не применим метод анализа рыночных индикаторов, и если на рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция или на неё установлен тариф или цена государственными или муниципальными органами);
- затратный метод (если не применим метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены, и ранее не была сформирована базовая цена на продукцию).
Затратным методом цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из себестоимости продукции и прибыли.
Прибыль не более 1 % плановых привнесённых затрат и не более 25 % плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10 % плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.
После определения цены продукции затратным методом, такая цена на последующие годы подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям базовых затрат.
- Превышения цен по ГОЗ
Государство регулярно проводит тендера на закуп оборонной продукции, при этом часто происходит превышение первоначальных контрактных сумм.
Контракты с раздельными издержками — это контракты, в которых часть избыточных издержек берёт на себя производитель, а часть государство, или государство полностью финансирует разницу.
Причинами превышения контрактных обязательств являются:
- внесённые изменения в характеристики продукции, которые трудно оценить;
- заявления производителя о невозможности изготовления без дополнительного финансирования;
- слабость наказания для поставщика (давайте что-нибудь пошлём на тендер в течение двух часов);
- конкуренция на тендере (демпингуют, чтобы выиграть);
- высокие затраты при защите сметы («высокая» стоимость контракта влечёт массу технических и финансовых экспертиз со стороны заказчика; а почему стало дороже, чем год назад; а почему у конкурентов дешевле; а мы не согласны, снижайте цену; ваши поставщики — это ваши проблемы; мощное давление со стороны лоббистов);
- существенная неопределенность при разработке новой продукции (на момент заключения контракта неизвестна итоговая сумма контракта и возможность самого изготовления).
Государство может расторгнуть контракт, подать иски на нарушителей контрактных обязательств или оплатить дополнительные суммы. Регулярность таких выплат свидетельствует о масштабности несоответствия сметных сумм при проведении закупа. В процессе гос. закупок критикуется метод ценообразования «издержки плюс прибыль», связывая метод с демотивацией производителей сокращать издержки: зачем проводить дорогостоящие и времязатратные мероприятия по снижению издержек, если эти издержки в полном объёме будут перенесены на стоимость продукции.
Раздельный учёт движения денежных средств
Банковское сопровождение
Казначейское сопровождение
См. также
См. также
- Прилуцкая М.А. Топ ошибок при ведении раздельного учета в государственном оборонном заказе. Возможности автоматизации//VIII Межрегиональный налоговый форум «Налоговая устойчивость: реальность и инструменты развития». День 2
Источники
- ↑ Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
- ↑ 2,0 2,1 Яковлев А.В. Гособоронзаказ: концепция раздельного учёта по контрактам ― М.:1С-Паблишинг, 2019 ― 261с. ― С.9, 19 ― ISBN 978-5-9677-2837-2
- ↑ «Участник казначейского сопровождения ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по Договору в соответствии с учетной политикой, принятой участником казначейского сопровождения»//статья 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- ↑ Порядок ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору)//Приказ Минфина России от 10.12.2021 N 210н "О порядке ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств, по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору)"
- ↑ статья 2//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
- ↑ Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
- ↑ п. 18 статьи 8. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя//Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "О государственном оборонном заказе"
- ↑ 8,00 8,01 8,02 8,03 8,04 8,05 8,06 8,07 8,08 8,09 8,10 Правила ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности//Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (ред. от 15.07.2022) "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности"
- ↑ 9,0 9,1 9,2 Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. N 334 "Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа"
- ↑ II. Методы определения цены на продукцию//Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 (ред. от 18.03.2023) "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу")