Казначейское сопровождение
Казначейское сопровождение ― проведение Федеральным казначейством операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения.
Определение
Согласно российскому законодательству, казначейское сопровождение ― это проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения. Участник казначейского сопровождения ― это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо ― производитель товаров, работ, услуг, получающие средства, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств[1].
Казначейское сопровождение ― это осуществление операций по зачислению и списанию целевых средств на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России, и отражение их на лицевых счетах, открытых юрлицам и ИП в таких территориальных органах в установленном порядке.
Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров)[2].
Виды казначейского сопровождения
Различают следующие виды казначейского сопровождения[3]:
- базовое казначейское сопровождение;
- расширенное казначейское сопровождение (с проверками);
- с применением казначейского обеспечения обязательств.
Базовое казначейское сопровождение
Под казначейское сопровождение попадают в 2023 году:
- субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам (не являющимся федеральными бюджетными и автономными учреждениями);
- взносы в имущество и уставные капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, указанные в п.1;
- авансовые платежи по договорам на поставку товаров (выполнение работ, услуг), заключаемым получателями субсидий и взносов в рамках соглашений, указанных в пп. 1 и 2;
- авансовые платежи по гос. контрактам на поставку товаров, выполнение работ, услуг (за исключением гособоронзаказа) на сумму 100 млн. рублей и более;
- авансовые платежи по контрактам на поставку товаров, выполнение работ или услуг, заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели и на капитальные вложения; ГРСФБ вправе принять решения о включении в гос. контракты на поставку товаров (выполнение работ, услуг) на сумму менее 100 млн. рублей и договоры цепочки кооперации условия о казначейском сопровождении при наличии авансов в размере от 30% суммы договора;
- расчеты по госконтрактам с единственными поставщиками или подрядчиками, определенными указом или распоряжением Президента РФ, либо Правительства РФ и (или) в соответствии с иными федеральными законами, принятыми в целях реализации № 44-ФЗ, на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
- расчеты по госконтрактам по гособоронзаказу на сумму более 3 млн. рублей , а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
- авансовые платежи по договорам на поставку товаров, выполнение работ, услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения контрактов указанных в п. 3 , 4, 5 (ограничения по сумме нет). Если заказчиками являются бюджетные или автономныме учреждения, то по договорам в рамках исполнения п. 4 и 5 не осуществляется казначейское сопровождение, если сумма 3 млн. рублей и менее;
- средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.
- средства, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитального строительства:
- ― расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг), на сумму 100,0 млн. рублей и более для обеспечения госнужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
- ― расчеты по контрактам на сумму 100,0 млн. рублей и более бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ;
- ― субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам;
- ― субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о ГЧП;
- ― бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
- ― расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) на сумму более 3 млн. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных выше контрактов.
- средства, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, на реализацию инфраструктурных проектов и специальные казначейские кредиты (56-ФЗ от 18.03.23), правилами предоставления которых предусмотрено казначейское сопровождение:
- ― расчеты по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд);
- ― расчеты по контрактам бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
- ― субсидии и бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта РФ (местного бюджета);
- ― субсидии на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о ГЧП;
- ― бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями;
- ― расчеты по договорам на поставку товаров (выполнении работ, услуг) в рамках исполнения указанных выше контрактов на сумму более 3 млн. рублей.
- расчеты по государственным (муниципальным) контрактам с единственными поставщиками ( п. 2 ч.1 ст. 93 N 44-ФЗ и (или) в соответствии с иными законами, принятыми в целях № 44-ФЗ) на сумму более 3 млн. рублей, а также расчеты по договорам цепочки кооперации на сумму более 3 млн. рублей;
- средства, получаемые юр.лицами и ИП, определенные федеральным законом, актом Правительства РФ;
- иные средства.
Базовое казначейское сопровождение предусматривают соблюдение условий, содержащихся в государственных контрактах, договорах, контрактах[4]:
- о запрете осуществления операций на лицевом счете при наличии оснований, об отказе и приостановлении операций на лицевом счете;
- об осуществлении санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, в соответствии с представляемыми участниками казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства сведениями об операциях с целевыми средствами, сформированными и утвержденными в порядке и по форме, которые предусмотрены порядком санкционирования, и содержащими в том числе информацию об источниках поступления целевых средств и направлениях расходования целевых средств, соответствующих результатам, определенным при предоставлении целевых средств;
- о проведении операций с целевыми средствами, отраженными на лицевых счетах, после осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций с целевыми средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком санкционирования на основании документов, установленных указанным порядком, подтверждающих возникновение денежных обязательств участников казначейского сопровождения;
- об осуществлении операций по зачислению целевых средств на лицевые счета и списанию целевых средств с лицевых счетов при указании в распоряжениях о совершении казначейских платежей, государственном (муниципальном) контракте, договоре (соглашении), контракте (договоре), а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения) при осуществлении казначейского сопровождения средств ГОЗ. В предоставленных участником казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства распоряжениях для оплаты государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, идентификатор государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения) не указывается;
- о ведении учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому государственному (муниципальному) контракту, договору (соглашению), контракту (договору);
- о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах, а также в иные финансовые инструменты, включая средства, полученные от их размещения, не позднее 25 декабря текущего финансового года в случае, если возможность такого размещения установлена в отношении средств, предоставляемых из федерального бюджета, субъектов РФ (местных бюджетов);
- о перечислении целевых средств на счета, открытые участнику казначейского сопровождения в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации, при оплате обязательств, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением государственного (муниципального) контракта, договора (соглашения), контракта (договора), в соответствии с порядком санкционирования;
- об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств, определенных порядком выдачи (перевода, изменения, отзыва) казначейского обеспечения обязательств.
При базовом казначейском сопровождении в договор включаются также условия, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета[5]:
- в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
- в депозиты, иные финансовые инструменты;
- на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
- ― оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
- ― оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
- ― оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц; - возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;
- на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Расширенное казначейское сопровождение
Расширенное казначейское сопровождение осуществляется в отношении:
- расчетов по государственным контрактам, начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд. рублей и более, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов, договоров (соглашений) на сумму более 3 млн. рублей, предметом которых является строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества;
- расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях обеспечения федеральных нужд с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная (максимальная) цена которых составляет 1 млрд. рублей и более, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3 млн. рублей;
- расчетов по государственным контрактам, контрактам, договорам, источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), в случае, если размер цены (суммы) определен законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (решением о местном бюджете);
- иных средств.
Расширенное казначейское сопровождение предусматривает[6]:
- осуществление операций на лицевых счетах, открытых участником казначейского сопровождения, после проведения проверки на предмет: соответствия фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе с использованием фото- и видеотехники, информации, указанной в Г(М)К, договоре (соглашении), контракте (договоре), документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств участником казначейского сопровождения, в соответствии с регламентом, утвержденным Федеральным казначейством;
- соответствия фактических затрат данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по Г(М)К, договору (соглашению), контракту (договору), отраженным в информационных системах участника казначейского сопровождения, в которых осуществляется ведение бухгалтерского и управленческого учета, информации, содержащейся в первичных учетных документах по указанному Г(М)К, договору (соглашению), контракту (договору) и в расходной декларации, в том числе с проведением анализа экономической обоснованности затрат, в соответствии с порядком утвержденным Федеральным казначейством, и правилами экономического обоснования затрат, установленными Правительством РФ.
- представление участником казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства распоряжений о совершении казначейских платежей на сумму оплаты денежных обязательств, в отношении которых не выявлены нарушения в ходе проведения проверок;
- представление участником казначейского сопровождения в территориальный орган Федерального казначейства расходной декларации в порядке и по форме, которые установлены Минфином РФ;
- предоставление участником казначейского сопровождения территориальному органу Федерального казначейства доступа к информационным системам участника казначейского сопровождения и первичным учетным документам.
- проведение проверок при приемке работ на объекте капитального строительства при строительстве (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) у подрядчика по государственному контракту, контракту (договору), заключенному получателем субсидий, бюджетных инвестиций.
Казначейское обеспечение обязательств
Оформление казначейского сопровождения
- Открытие лицевого счёта
Документы, необходимые для открытия лицевого счета в ТФОКе:
- Заявление на открытие лицевого счета;
- Карточка образцов подписей к лицевым счетам;
- Основание для открытия лицевого счета: государственный контракт, договор, соглашение, подлежащий казначейскому сопровождению или его копия, заверенная Заказчиком.
- Прохождение проверки
Документы, необходимые для проведения расширенного казначейского сопровождения:
- Структура цены контракта (Приложение No 2 к приказу Минфина от 10.12.2021 No 210Н); Заполняется аналогично Расходной декларации, только в структуре используются уже по обычным (четырёхзначным) кодам расходования средств;
- Расчёт накладных расходов (Приложение No 1 к приказу Минфина от 10.12.2021 No 210Н);
- Выписка из регистров аналитического учёта (Приложение No 4 к приказу Минфина от 10.12.2021 No 210Н);
- Ресурсная расходная декларация (Приложение No 3 к приказу Минфина от 10.12.2021 No 210Н);
- Письмо в свободной форме о готовности к прохождению проверки (указать контактный номер и ответственное лицо, с кем будут связываться представители УФК).
- Заполнение Выписки из регистров аналитического учёта
- заполняется по закупкам (т.е. по оплатам, а не по учёту);
- группировать оплаты по периодическим платежам, налогам, зарплаты и накладным в разрезе статей;
- группировать по партиям оплату закупки в адрес одного поставщика (соисполнителя);
- сформировать пакет документов в отдельную папку, которая предъявляется при выездной проверки;
- в папку добавляются все расчёты налогов и их оплаты, всё то, что касается выполнения данного контракта с точностью до копейки.
См. также
Источники
- ↑ Статья 242.23. Основы казначейского сопровождения//Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
- ↑ Статья 242.25. Средства, подлежащие казначейскому сопровождению, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета//Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023)
- ↑ Какие контракты попадают под казначейское сопровождение в 2022-2023 годах//НТЦ АПБ, 2023
- ↑ II. Условия ведения и использования лицевого счета (режим лицевого счета)//Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (ред. от 14.12.2022) "О правилах казначейского сопровождения"
- ↑ Письмо Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295 "О направлении информации об условиях, включаемых в государственные контракты, соглашения (договоры), средства по которым подлежат казначейскому сопровождению"
- ↑ Правила расширенного казначейского сопровождения//Постановление Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 (ред. от 14.12.2022) "О правилах казначейского сопровождения"
Ссылки
- Лицевой счет в казначействе//НТЦ АПБ, 2023
- Обязательные условия договоров при казначейском сопровождении в 2023 году//НТЦ АПБ, 2023
- Казначейское сопровождение – 2023: что нового?//Гарант.ру, 28.12.2022