РАФ (радиостанция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Радиостанция РАФ-КВ-бис в санкт-петербургском Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи

РАФ, сокращение от радиостанция автомобильная (аэродромная) фронтовая — советская военная радиостанция, разработанная для работы в диапазоне длинных, средних и коротких волн, предназначенная для обеспечения телефонной и телеграфной связи между штабами высших войсковых объединений (армияфронт) и аэродромов с самолётами в диапазонах средних и коротких волн.

Выпускалась в стационарном, возимом и аэродромном вариантах. Использовалась во время Великой Отечественной войны как связная радиостанция в радиосетях фронтов и армий, как приводная и связная радиостанция в ВВС РККА и как станция постановки радиопомех в частях особого назначения (ОСНАЗ)[1].

Разработка

Разработана Горьковским заводом имени М. В. Фрунзе (ранее ЦВИРЛ), первоначальный шифр — РАЛ. Разработчики — группа конструкторов во главе с П. А. Пашевым. Работы над радиостанцией велись в 1936—1937 годах с целью разработки замены 11-АК. Серийный выпуск шёл с 1938 года на Горьковском заводе имени Ленина (завод № 197 НКАП)[2]. В 1940 году часть радиопередатчиков была выпущена с отсутствием КВ-блоков или СВ-блоков для нужд войск, нёсших службу в полярных широтах; в апреле 1940 года были выпущены специальные коротковолновые модификации РАФ-КВ и средневолновые РАП (ПАР). В 1940 году было заказано 115 комплектов подвижных радиостанций, в том числе 95 — Народным комиссариатом обороны, 15 — Народным комиссариатом ВМФ, 5 — для нужд НКВД[1]. К началу 1943 года фронты, армии и корпуса были обеспечены 388 подобными радиостанциями[3].

Применение

РАФ использовалась во время советско-финской войны, и опыт показал необходимость использования СВ для радиосвязи аэродромов с самолётами и в войсковых формированиях: КВ не требовалось, но необходима была длительная и непрерывная работа, в связи с чем радиостанцию и модифицировали[1]. В первый месяц Великой Отечественной войны, однако, войсками были потеряны 109 таких радиостанций. В 1943—1945 годах по программе ленд-лиза были поставлены в СССР ряд импортных радиостанций[прояснить], в том числе американская SCR-299[англ.], заменявшая РАФ в войсках[3].

Состав

Основу составляли передатчик, работавший на средних (250—750 кГц) и коротких волнах (2,5—12 МГц), и приёмник типа УС[4]. Телеграфная связь осуществлялась вручную с помощью телеграфного ключа или быстродействием[неизвестный термин] со скоростью обмена от 50 до 80 слов в минуту. Телефонная связь осуществлялась от угольного микрофона[5]. Используемая антенна — зонтичная 6-лучевая с противовесами. Электропитание осуществлялось от генератора РДН-2500 с бензиновым двигателем, умформера РУН-120А или буферной батареи из трёх аккумуляторов 5 НКН-100. В качестве шасси использовались автомобили ЗиС-6 и ЗиС-5Э в военные годы, а в послевоенные — ГАЗ-63[1].

Характеристики[1]

Приёмник УС-П от радиостанции «РАФ-КВ» образца 1940 года
  • Диапазон частот передатчика:
    • Средние волны: от 250 до 750 кГц
    • Короткие волны: от 2,5 до 12 МГц
  • Диапазон частот приёмника:
    • УС: от 0,175 до 12 МГц
    • КС-2: от 2,5 до 12 МГц
  • Виды работ: ТЛФ (АМ), ТЛГ, симплекс-полудуплекс.
  • Выходная мощность передатчика:
    • Телеграфный режим: от 350 до 500 Вт
    • Телефонный режим: от 150 до 250 Вт
  • Дальность связи по типам:
    • Телеграфная: до 1000 км
    • Телефонная: до 300 км
  • Дальность связи по частотам:[5]
    • От 2,5 до 4 МГц: до 600 км
    • От 4 до 6 МГц: до 1000 км
  • Потребляемая мощность: 3500 Вт
  • Экипаж: от 5 до 9 чел.

Модификации[1]

  • РАФ-КВ: передатчик без СВ-блока, приёмник — УС.
  • РАФ-ДВ: аэродромный приводной вариант, передатчик без КВ-блока, приёмник — УС. Далее разрабатывались модификации ПАР-3, ПАР-3Б и ПАР-3БМ.
  • РАФ-КВ-бис: блок передатчика радиостанции РСБ в качестве возбудителя, приёмник — КС-2[4].
  • РАФ-КВ-3 (Волга-КВ-3): используется приёмник УС-3С[4], шасси ЗиС-5. Разработан в 1942 году. Серийный выпуск: с 1943 по 1948 годы[5].
  • РАФ-КВ-4: с приставкой для буквопечатания «Карбид» (32 экземпляра изготовлены в 1944 году).
  • РАФ-КВ-5: выпущен в 1946 году с приёмниками УС-1 и УС-П. Шасси — ГАЗ-63 (послевоенный период).

Примечания

Литература

  • А. Викулова, Т. Салахетдинова, Ш. Идиатуллин. Горький. Символ победы / М. Оладышкина. — Нижний Новгород: ООО «Коммерсантъ-Приволжье», 2020. — 288 с. — 2500 экз.