Пуп земли

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Пуп Земли»)
Пуп земли в православном кафоликоне храма Гроба Господня (виды сбоку и сверху)

Пуп земли́ — космологическое понятие центра мира в различных религиозно-мифологических традициях, мифопоэтический символ центра[1]. Одна из репрезентаций (образов) мифологической середины мира — сакрального центра вселенной, выполняющего гармонизирующую роль[2].

В Древнем мире

Пуп земли в Дельфах
Омфал в дельфийском археологическом музее

Омфал (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся пупом земли. Этот посвящённый Аполлону камень хранился в его храме, имел вид монолитной глыбы и находился в целле, в окружении двух золотых орлов.

В иудаизме

В Талмуде Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, на котором располагался Иерусалимский храм, а сейчас стоит мусульманский Купол Скалы, считается[3] краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с него Господь начал Сотворение мира. Но согласно истории об Авимелехе из Книги Судей (Суд. 9:37) Пуп Земли — это топоним около города Сихема, возможно одна из священных гор, Гризим.

В христианстве

С древности христиане стали называть так Иерусалим, основываясь на словах псалма: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс. 73:12), а также на словах пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли.» (Иез. 5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию, часовню, построенную над Гробом Господним. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест. В хожении игумена Даниила в Святую землю (XII век) в конце главы о церкви Воскресения Господня говорится: «Здесь же, за стеной, вне алтаря, находится Пуп земли; над ним сделан свод, и сверху мозаикой изображен Христос, и надпись гласит: „Вот пядью Моей Я измерил небо и землю“»[4].

В других религиях и мифологиях

Космогонические представления любой культуры как правило содержат сходные представления:

  • Куско (кечуа Qusqu, Qosqo — Пуп Земли[источник не указан 2863 дня]) — официальное название столицы Империи инков.
  • Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — Пуп Земли) — на острове Пасхи рапануйцы называют ритуальную площадку с большим круглым камнем в центре и четырьмя меньшего размера по сторонам света, а также это одно из названий самого острова.
  • Гора Суншань, не соотносясь с представлением о Земле как о теле, тем не менее трактовалась древними китайцами как Центр Мира. В имперскую эпоху представление о горе как сакральном центре мира закрепилось за Тайшань.

Переносное значение

  • В переносном смысле «пуп земли» — иронический фразеологизм, характеризующий в человеке излишнюю «самость» — самоуверенность, заносчивость и эгоизм.
  • В Кунгуре с 2007 года существует памятник «Пуп земли».

Примечания

  1. Топоров В. Н. Пуп земли Архивная копия от 3 сентября 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 840—841.
  2. Рабинович Е. Г. Середина мира Архивная копия от 4 сентября 2019 на Wayback Machine // Мифы народов мира : Энциклопедия. Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 2008 (Советская Энциклопедия, 1980). С. 910—911.
  3. Талмуд, Йома 54б; ср. Таргум Ионатана к Исх. 18:30
  4. Житие и хождение игумена Даниила из русской земли Архивная копия от 11 января 2011 на Wayback Machine на сайте Пушкинского Дома РАН Архивная копия от 28 декабря 2013 на Wayback Machine

Литература