Белогорск — Приветное (автодорога)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автодорога
Белогорск – Приветное
35Н-116
Основная информация
Страны Россия
Регион Республика Крым
Длина 34,3
Начало Белогорск
Через Перевал Кок-Асан
Конец Приветное
Дорожное покрытие асфальтированное/грунтовое

Автодорога Белогорск — Приветное (35Н-116[1], ранее Ускутское шоссе[2]) — автомобильная дорога регионального значения на юго-востоке Крыма протяжённостью 34,3 км[1]. Соединяет шоссе 35К-003 Симферополь — Феодосия и 35К-005 Алушта — Судак — Феодосия[3].

Перевал Кок-Асан-Богаз (Аликот), ущелье реки Ускут

Начинается на окраине Белогорска и следует через несколько горных сёл по долине реки Танасу практически до верховьев, где сворачивает на восток, серпантином поднимаясь на перевал Кок-Асан-Богаз[4][5] (или Аликот-Богаз[6]) высотой 570 м. Примерно в 2 километрах после Красносёловки асфальтовое покрытие заканчивается[7] и далее, до Приветного, шоссе представляет собой узкую (с шириной проезжей части 3—3,5 метра[8]) каменистую горную дорогу плохого качества, местами довольно опасную, с протяжённостью участка 13 километров. Дорога — одна из самых живописных в Крыму, в 1930-х годах краевед Александр Полканов оставил такое описание:

Дорога чрезвычайно живописна, всё время вьётся вдоль ущелья, покрытого лесами и дикими суровыми скалами. Характер её не крымский и очень напоминает своими пейзажами кавказские горные дороги[7].

История

Древняя история

Дорога из долины Биюк-Карасу и вообще степного Крыма на юго-восточный берег известна с древности — вначале это была просто вьючная тропа[7]. Первое документальное свидетельство о дороге встречается в переписке последнего консула Солдайи Христофоро ди Негро и относится к 1470 году, в связи с делом братьев Гуаско — владельцев замка Чобан-Куле, которые, в числе прочего, пытались получить контроль над торговым путём в Карасубазар[9].

Новая история

Дорога описана в труде Петра Симона Палласа «Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах»

Очень неудобная для арб дорога, косо переваливающаяся через горы, может иметь более тридцати верст по прямому направлению из Ускюта в Карасубазар. Она идет прямо на север, поднимаясь по долине…[10].

Кок-Асан, Памятный знак на месте боевых действий бойцов Ичкинского партизанского отряда Герб ОКН , фото А. Трифонова.

Современность

В современном виде дорога была проложена в 1832 году[7]. Шарль Монтандон в своём «Путеводителе путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами…» 1833 года писал: …дорога, хотя и пролегает через горы, хорошая и предпочтительнее, чем дорога в Улу-Узень[11]. Сосногорова в путеводителе 1871 года упоминает дорогу, замечая, что она идёт по весьма живописным местам[12]. Шоссе, мощёное щебнем, сооружено до перевала в 1914 году[13]. В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона приводится такое описание

Кок-Асан-богаз — один из лучших горных проходов в восточной половине Крыма, годный для проезда тяжелых конных подвод. С южного склона дорога идет от селения Ускют (также Искют), расположенного верстах в 4-х от морского берега, вверх по речке того же имени, переваливает на северный склон при высоте 400 саженей над уровнем моря, между горами Хургуч и Хыс-хая; далее путь следует вниз по речке Кок-Асан, впадающей в реку Тунас, и затем по Тунасу до города Карасубазара.[14]

В 1910-е годы дорога была капитально отремонтирована (шоссирована) по инициативе председателя Таврической губернской земской управы Н. Н. Богданова[15].

Советское время

В советское время шоссе расширили, спрямили некоторые повороты, кое-где взорвали нависающие скалы[7]. В годы Великой Отечественной войны в окрестных лесах располагался 2-й партизанский район и крымские партизан Ичкинского отряда часто устраивали на дороге нападения на оккупантов. На участке, ниже перевала в сторону моря есть участок, именуемый «Подкова» — шоссе огибает скалу по вырубке, с другой стороны — обрыв. Здесь было проведено несколько операций-засад. Асфальтирование участка дорога произведено в 1976—1982 годах[16].

Реконструкция

В 2021 году озвучены планы реконструкции дороги. Рассматриваются три варианта: капитальный ремонт с сохранением двухполосной дороги (так как трасса Судак - Алушта двухполосная), расширение до четырех полос и строительство новых обходов села Приветное. Стоимость работ около 100 млрд рублей.[17] Жители села Приветное выступают категорически против расширения и прохождения трассы через село, так как это полностью его ликвидирует. Уже собрано порядка 1000 подписей. Жители выступают за изменение маршрута прохождения новой трассы и за строительство обходов села на Судак и Алушту соответственно, как это сейчас предусмотрено планами развития г. Алушта.

Для реализации плана уже произведены геодезические работы; компания «ВАД» планирует закончить проектирование до конца осени 2021 года.

Начало работ намечено на 2022 год. Окончание работ ориентировочно намечается на 2024 год.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования… Республики Крым. (недоступная ссылка). Правительство Республики Крым (11.03.2015). Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано 27 января 2018 года.
  2. Баранов, Б. В. Крым. — М.: Физкультура и туризм, 1935. — С. 96. — 303 с. — (Путеводитель). — 21 000 экз. Архивная копия от 21 октября 2021 на Wayback Machine
  3. Автомобильная дорога Белогорск-Приветное.. Оказание информационной помощи людям едущим в Крым.. Дата обращения: 22 декабря 2017. Архивировано 9 августа 2018 года.
  4. Головкинский Н. А. Кок-Асан-богаз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Горный Крым.. ЭтоМесто.ru (2010). Дата обращения: 22 декабря 2017.
  6. Подробная топографическая карта Крыма. ЭтоМесто.ru (1987). Дата обращения: 22 декабря 2017.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Сергей Ткаченко. Забытое шоссе. Дорога Белогорск — Приветное. Крымская правда. Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 4 января 2018 года.
  8. О крымских дорогах для автомобилистов. Сайт Евпатория. Дата обращения: 23 декабря 2017. Архивировано 18 декабря 2011 года.
  9. Мурахас, М.С. Некоторые заметки к вопросу об этногенезе жителей деревни Ускут // Культура народов Причерноморья, № 52, т. 2.. — Издательство ТНУ Симферополь, 2004. Архивная копия от 4 апреля 2018 на Wayback Machine
  10. Пётр Симон Паллас. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793—1794 годах. = Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794 / Борис Венедиктович Левшин. — Российская Академия наук. — Москва: Наука, 1999. — С. 94. — 244 с. — (Научное наследство). — 500 экз. — ISBN 5-02-002440-6. Архивная копия от 4 февраля 2021 на Wayback Machine}
  11. Монтандон, Шарль Генри. Путеводитель путешественника по Крыму, украшенный картами, планами, видами и виньетами и предваренный введением о разных способах переезда из Одессы в Крым = Guide du voyageur en Crimée Odessa. — Киев: Стилос, 2011. — С. 241. — 413 с. — ISBN 978-966-193-057-4. Архивная копия от 8 января 2021 на Wayback Machine
  12. Сосногорова М.А., Караулов Г.Э. Почторая дорога из Симферополя на Карасубазар и Феодосию // Путеводитель по Крыму для путешественников / Сосногорова М.А.. — 1. — Одесса: Типография Л. Нитче, 1871. — С. 288. — 371 с. — (Путеводитель). Архивная копия от 3 февраля 2021 на Wayback Machine
  13. Хроника. Пособие Таврическому губернскому земству на окончание постройки Ускут — Карасубазарского шоссе // Водные пути и шоссейные дороги. — Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. — Санкт-Петербург: Типография Министерства Путей Сообщения, 1914. — Т. 7. — С. 347. — 363 с. Архивная копия от 4 апреля 2018 на Wayback Machine
  14. Кок-Асан-богаз // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Богданов Николай Николаевич. BelRussia. Дата обращения: 14 ноября 2022. Архивировано 31 марта 2017 года.
  16. Крым: дорога Белогорск - Приветное. Минелаб-Регион. Дата обращения: 23 декабря 2017.
  17. Крым. Дорога за 100 млрд.рублей БЕЛОГОРСК-ПРИВЕТНОЕ.Скоро ГРАНДИОЗНЫЙ проект НАЧНЁТСЯ.Изучаем объект.. Дата обращения: 26 октября 2021. Архивировано 26 октября 2021 года.