Портрет папаши Поля
![]() | |
Клод Моне | |
Портрет папаши Поля. 1882 год | |
фр. Le Père Paul | |
Холст, масло. 64,5 × 52,1 см | |
Галерея Бельведер, Вена | |
инв. 540 |
«Портрет папаши Поля» (фр. Le Père Paul), также известная как «Месье Поль» или «Шеф-повар», — картина французского художника Клода Моне, написанная маслом на холсте в 1882 году. Её размеры составляют 64,5 на 52,1 см. На полотне изображён Поль Антуан Графф, шеф-повар и владелец ресторана и отеля, где останавливался Моне во время своего визита в Пурвиль на берегу пролива Ла-Манш.
Ныне картина хранится в галерее Бельведер в Вене, столице Австрии.
Описание
Моне написал портрет шеф-повара Поля Антуана Граффа в белой поварской шляпе и куртке. В нижней части картины фигура плавно растворяется в светло-сером фоне, образуя композицию овальной формы. Голова Поля, смотрящего в сторону левого края полотна, чуть повёрнута в правую сторону. Его тёмные глаза не фокусируются на чём-либо конкретном, и создаётся впечатление, что он смотрит прямо перед собой в пустоту[1]. В его внешности выделяется лохматая седая и чёрная густая борода, почти закрывающая выступающий подбородок и рот со сомкнутыми губами. Морщинистое лицо написано сильными мазками кисти, а нос подчёркнут более выраженным оттенком тех же красок. Искусствовед Мелисса Маккуиллан видит в лице отца Поля гордость и твёрдость его характера[1].
Моне сам охарактеризовал своё полотно как «любопытный набросок» (фр. esquisse curieuse)[2]. Ему удалось создать жизнерадостную картину, благодаря сдвинутому набок поварскому колпаку, косматой бороде и характерным чертам лица. Моне продумал цветовую палитру этого полотна, где тёмная борода контрастирует с белой одеждой, а красноватый и коричневый оттенок кожи дополняет светло-голубовато-серые цвета фона[2]. В правом верхнем углу картины отчётливо виднеется подпись «Клод Моне 82»[3].
Портрет хозяина
Моне приехал в Пурвиль 15 февраля 1882 года, где провёл следующие несколько месяцев, создавая пейзажи побережья Нормандии. Проживал он в отеле A la Renommée des Galettes, работавшем при ресторане эльзасского шеф-повара Поля Антуана Граффа (1823—1893), известного среди местных как папаша Поль (Le Père Paul). Его фирменным блюдом были галеты, бретонская хрустящая выпечка. Они же отразились и в названии отеля[1]. Позднее Моне запечатлел эту кулинарную гордость отца Поля в своём натюрморте «Галеты» (фр. Les Galettes).
В день своего приезда в Пурвиль Моне в письме своей спутнице и экономке Алисе Ошеде выразил сожаление по поводу того, что не прибыл туда раньше. Он описал отца Поля как отличного повара и остался доволен местом своего проживания: «Пейзаж очень красивый… нельзя быть ближе к морю, чем я сейчас, прямо на пляже, волны доходят до подвала нашего дома»[4]. Помимо портрета самого Граффа Моне также написал портрет его супруги. На картине «Матушка Поль» (фр. La Mère Paul) она изображена в тёмной одежде вместе со своим верным терьером Фоллеттом. Оба портрета супругов Графф, вероятно, были написаны Моне в качестве благодарности за их гостеприимство[1].
-
Клод Моне. Галеты, 1882
-
Клод Моне. Матушка Поль, 1882
«Портрет отца Поля» и «Матушка Поль» — два из небольшого количества портретов, написанных Моне после смерти своей первой жены Камиллы в 1879 году. К другим относятся «Мишель Моне в шапке с помпоном» (1880), его автопортреты 1886 и 1917 годов, а также портрет рыбака «Поли» (1886). Рыбак Поли с окладистой бородой и характерными чертами лица имеет некоторое сходство с папашей Полем на портрете Моне. Мелисса Маккуиллан отметила в портретах Граффа и Поли «почти физиогномическое преувеличение», которое похоже на одну из его работ в качестве карикатуриста в юности[1]. Искусствовед Ричард Р. Бреттелл также отметил сходство «Портрета папаши Поля» с ироническими рисунками Моне в подростковом возрасте[5].
-
Клод Моне. Мишель Моне в шапке с помпоном, 1880
-
Клод Моне. Автопортрет, 1886
-
Клод Моне. Автопортрет, 1917
-
Клод Моне. Поли, 1886
-
Клод Моне. Марио Ушар, 1858
Провенанс
«Портрет папаши Поля» был подарком Моне Полю Антуану Граффу[5]. После смерти Граффа в 1899 году посредством парижского отделения галереи Кнёдлер картина перешла во владение галериста Поля Дюран-Рюэля. В 1903 году он предоставил полотно для участия в выставке «Развитие импрессионизма в живописи и скульптуре»[6], организованной Венским сецессионом, где также демонстрировалась парная к нему «Матушка Поль».
Впоследствии «Портрет папаши Поля» приобрела венская Современная галерея, предшественница нынешней галереи Бельведер[7].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Melissa MacQuillan: Porträtmalerei der französischen Impressionisten, p. 168.
- ↑ 2,0 2,1 Österreichische Galerie: Französische Kunst in der Österreichischen Galerie in Wien, Sammlungskatalog der Galerie des 19. Jahrhunderts, p. 106.
- ↑ Bärbel Holaus, Elisabeth Hülmbauer and Claudia Wöhrer: Kunst des 19. Jahrhunderts. Bestandskatalog der Österreichischen Galerie des 19. Jahrhunderts, p. 99.
- ↑ Melissa MacQuillan. Porträtmalerei der französischen Impressionisten, p. 168.
- ↑ 5,0 5,1 Richard R. Brettell: Impression, painting quickly in France, 1860—1890, p. 96.
- ↑ Entwicklung des Impressionismus in Malerei und Plastik
- ↑ Daniel Wildenstein: Monet: catalogue raisonné, Bd. II, S. 72, Nr. 744.
Литература
- Bärbel Holaus, Elisabeth Hülmbauer and Claudia Wöhrer: Kunst des 19. Jahrhunderts. Bestandskatalog der Österreichischen Galerie des 19. Jahrhunderts. Volume 3 L-R, Österreichische Galerie Belvedere und Brandstetter, Vienna 1998, ISBN 3-85447-765-1.
- Österreichische Galerie (Hrsg.): Französische Kunst in der Österreichischen Galerie in Wien, Sammlungskatalog der Galerie des 19. Jahrhunderts. Galerie Welz, Salzburg 1991, ISBN 3-85349-156-1.
- Melissa MacQuillan: Porträtmalerei der französischen Impressionisten. Rosenheimer Verlagshaus, Rosenheim 1986, ISBN 3-475-52508-9.
- Richard R. Brettell: Impression, painting quickly in France, 1860—1890. Yale University Press, New Haven 2000, ISBN 0-300-08447-1.
- Daniel Wildenstein: Monet : catalogue raisonné, Nos. I-968, Wildenstein Institute, Paris und Taschen, Cologne 1996, ISBN 3-8228-8759-5.