Вильденштейн, Даниэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Daniel Leopold Wildenstein
англ. Daniel Wildenstein
Полное имя Даниэль Леопольд Вильденштейн
Дата рождения 11 сентября 1917(1917-09-11)
Дата смерти 23 октября 2001(2001-10-23) (84 года)
Место смерти Париж, Франция
Супруга Martine Kapferer, Sylvia Roth
Дети Гай Вильденштейн
Алек Вильденштейн

Даниэль Леопольд Вильденштейн (англ. Daniel Leopold Wildenstein, 11 сентября 1917 — 23 октября 2001) — французский арт-дилер, историк и владелец-заводчик чистокровных скаковых лошадей. Представлял третье поколение семьи, возглавлявшей компанию Wildenstein &Co., одну из самых успешных и влиятельных компаний по торговле произведениями искусства 20-го века. Его описывали как «вероятно, самого богатого и могущественного торговца произведениями искусства на земле»[1].

Молодость и образование

Вильденштейн родился в коммуне Веррьер-ле-Бюиссон, Эссонн, недалеко от Парижа. Получил образование в Кур-Хаттемер и в Парижском университете, который окончил в 1938 году и продолжил обучение в Школе Лувра[2][3].

Семейный арт-бизнес

Дед Вильденштейна, Натан Вильденштейн, после бегства из своего родного Эльзаса во время франко-прусской войны основал арт-салон на улице Ла Боэти в Париже[3]. Сначала он специализировался на французской живописи и скульптуре 18-го века, позже расширившись до итальянского, голландского, фламандского и испанского искусства. Хотя он работал в ателье, когда начал торговать произведениями искусства, он оказался чрезвычайно успешным, продавая европейским коллекционерам, таким как Эдмон де Ротшильд, а затем и американцам, среди которых были Джон Морган, Генри Фрик и представители семей Кресс, Рокфеллер и Меллон . Он открыл галерею в Нью-Йорке в 1903 году и ещё одну в Лондоне в 1925 году[4].

Вильденштейны завоевали репутацию проницательных бизнесменов, которые накапливают товар, чтобы максимизировать свою прибыль при выпуске на рынок. Натан собрал огромную коллекцию европейских картин старых мастеров, скульптур, рисунков, мебели и декоративных предметов, к которым отец Даниэля, Жордж, добавил работы импрессионистов и постимпрессионистов[4]. В 1978 году склад Wildenstein & Co в Нью-Йорке включал 20 Ренуаров, 25 Курбе, 10 Ван Гогов, 10 Сезаннов, 10 Гогенов, 2 Боттичелли, 8 Рембрандтов, 8 Рубенса, 9 Эль Греко и 5 Тинторетто, при том, что всего у них было около 10 000 картин[5]. Секретность, связанная с этими фондами, вызвала большой интерес и спекуляции в мире искусства[6].

Карьера

В 1940 году Даниэль Вильденштейн уехал в Нью-Йорк, чтобы работать в семейной фирме. Он уже работал на Всемирной выставке 1937 года секретарем Французского павильона и руководил выставками в Музее Жакмар-Андре[2][3]. помимо этого он управлял филиалами Wildenstein & Co. в Париже и Нью-Йорке в 1959 году и филиалами в Лондоне и Буэнос-Айресе в 1963 году, когда умер его отец. Галерея в Токио была открыта в начале 1970-х годов[4]. Как торговец произведениями искусства Вильденштейн был феноменально успешен. В статье 1998 года в журнале Vanity Fair утверждалось, что его состояние оценивалось более чем в 5 миллиардов долларов[1].

Как и его отец, Даниэль Вильденштейн зарекомендовал себя как ученый и историк искусства. Он пересмотрел и расширил каталоги, опубликованные его отцом, и начал работу над своими собственными проектами, инвестируя в приобретение архивных материалов и основав Институт Вильденштейна для выпуска каталогов-резоне, которые стали безусловным авторитетом для проверки подлинности работ крупных французских художников[4][5][7]. Его пятитомный каталог произведений Клода Моне был опубликован между 1976 и 1992 годами. Двухтомный каталог об Эдуарде Мане вышел в 1976 и 1977 годах, Гюставе Курбе - в 1977 году, а книга о Поле Гогене - в 2001 году. Был главным редактором Gazette des Beaux-Arts с 1963 года, а в 1971 году был избран членом Академии изящных искусств[3].

Несмотря на то, что он официально вышел на пенсию в 1990 году, Вильденштейн, строго контролировал ведение бизнеса[7]. В последние годы его жизни количество галерей Вильденштейна по всему миру сократилось, пока их не осталось только две: Wildenstein & Co и PaceWildenstein, обе в Нью-Йорке. PaceWildenstein была основана в 1993 году как совместное предприятие с Pace Gallery для работы в области современного искусства. Сотрудничество закончилось в 2010 году[4][8].

В 1999 году Вильденштейн опубликовал серию своих интервью под названием Marchand d’Art[5].

Споры

Андре Мальро

Wildenstein & Co вновь открылись в Париже после Второй мировой войны, но они прекратили свою деятельность там в начале 1960-х годов после того, как министр культуры Франции Андре Мальро публично обвинил Жоржа Вильденштейна в подкупе чиновника министерства, чтобы разрешить вывоз за границу и последующую продажу картины «Гадалка» Жоржа де Латура. Дело так и не дошло до суда, и Даниэль Вильденштейн впоследствии обвинил Мальро в том, что он руководствовался злым умыслом[2][9].

Нацистские конфискации

Портрет Альфреда Сислея, 1867-68, работы Фредерика Базиля, Галерея Вильденштейна, Париж[10]

Совсем недавно компания Wildenstein & Co оказалась втянутой в ряд споров, связанных с конфискацией произведений искусства нацистами во время Второй мировой войны, а также с характером отношений Джорджа Вильденштейна с немецким режимом в то время[1][11][12][13]. В мае 2000 года Вильденштейны проиграли судебное дело, возбужденное ими в Париже против историка искусства Эктора Фелисиано, в книге которого было высказано предположение, что, хотя Жорж Вильденштейн бежал из Франции в Америку в 1941 году, продолжал прибыльно торговать с нацистами. Сыновья Даниэля Вильденштейна подали в суд за клевету, но проиграли дело[7][14].

В 1997 году на семью Вильденштейнов в Нью-Йорке подали в суд наследники Альфонса Канна, известного еврейского коллекционера произведений искусства. Они утверждали, что восемь иллюминированных манускриптов XV, XVI и XVII веков, которые сейчас находятся во владении Wildenstein & Co, были захвачены нацистами в 1940 году. Семья Вильденштейнов утверждала, что книги были приобретены на законных основаниях ещё до войны, однако они были изъяты нацистами из их семейного сейфа в октябре 1940 года, а затем были возвращены после освобождения Франции. Дэниел Вильденштейн утверждал, что инвентарные отметки на рукописях, очевидно связывающие их с коллекцией Канн, не имеют никакого значения, и предположил, что претензии на право собственности, сделанные после столь длительного периода времени, не имеют силы[1][3][11][13][14][15].

Собственность Рейнаха

В июне 2011 года французские власти обвинили сына Даниэля, Гая Вильденштейна, в сокрытии произведений искусства, которые были объявлены пропавшими без вести или украденными. Полиция изъяла 30 произведений искусства из хранилища Института Вильденштейна, по крайней мере 20 из которых, включая скульптуры итальянского художника Рембрандта Бугатти, два эскиза Эдгара Дега и пастель Эжена Делакруа, как утверждается, изначально были частью коллекции Жозефа Рейнаха . Даниэль Вильденштейн выступал в роли распорядителя наследства дочери Рейнаха в 1972 году и отвечал за распределение коллекции, хранившейся в Институте Вильденштейна, среди наследников[16][17][18].

Скачки

Вильденштейн был крупной фигурой в европейских скачках, четырёхкратным обладателем приза Триумфальной Арки. Его лошади, которых он разводил, участвовали в скачках под названием Allez France Stables и побеждали на самых важных скачках во Франции, Великобритании и Соединенных Штатах[2][19].

Личная жизнь

В 1939 году Даниэль Вильденштейн женился на Мартине Капферер, представительницы богатой французской еврейской семьи[20]; у них было два сына, Алек и Гай . После развода он женился во второй раз, в 1978 году, на Сильвии Рот[3].

Смерть и наследство

Вильденштейн умер в 2001 году в возрасте 84 лет в парижской больнице[4][21]. У него остались вторая жена и двое сыновей от первого брака. Гай Вильденштейн получил бизнес в сфере торговли произведениями искусства, в то время как Алек Вильденштейн унаследовал контроль над семейными скачками и племенными лошадьми[7][22][23].

После его смерти состояние Вильденштейна стало предметом продолжительного судебного спора. В 2005 году Апелляционный суд Парижа постановил, что Сильвия Вильденштейн была обманута, с целью передать наследство её пасынкам, которые утверждали, что в противном случае она столкнется с огромными налоговыми счетами и возможным уголовным преследованием. Фактически Вильденштейн поместил две картины, Фрагонара и Буше, в инвестиционный банк Lazard для покрытия налоговых обязательств своего имения[6][24]. Суд постановил, что Сильвия имеет право на половину личного имущества покойного мужа, большая часть которого, как она утверждала, исчезла в иностранных трастах, и обязал её пасынков выплатить 20 миллионов евро в качестве аванса на состояние, оцененное The New York Times «по разным оценкам от 43 миллионов до 4 миллиардов евро»[9]. В 2010 году Сильвия Вильденштейн возбудила уголовное дело, утверждая, что это уклонение от уплаты налогов было проигнорировано французскими министрами, связанными с её пасынком Гаем Вильденштейном из-за его причастности к политической партии Союз за народное движение[25][26].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Andrews, Suzanna. «Bitter Spoils» Архивная копия от 15 октября 2014 на Wayback Machine, Vanity Fair, March 1998. Retrieved 8 October 2012.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Riding, Alan. «Daniel Wildenstein, 84, Head of Art-World Dynasty, Dies» Архивная копия от 9 февраля 2021 на Wayback Machine, The New York Times, 26 October 2001. Retrieved 6 October 2012.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 «Obituary: Daniel Wildenstein» Архивная копия от 9 мая 2019 на Wayback Machine, The Daily Telegraph, 26 October 2001. Retrieved 6 October 2012.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Muchnic, Suzanne. «Daniel Wildenstein, 84; Art Dealer» Архивная копия от 28 апреля 2014 на Wayback Machine, Los Angeles Times, 26 October 2001. Retrieved 8 October 2012.
  5. 5,0 5,1 5,2 «Daniel Wildenstein» Архивная копия от 25 мая 2013 на Wayback Machine, Dictionary of Art Historians. Retrieved 8 October 2012.
  6. 6,0 6,1 Rarick, Gina. «Family feud puts art trove for sale», The New York Times, 3 June 2005. Retrieved 8 October 2012.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 «Alec Wildenstein: Art dealer and racehorse owner who divorced in a blaze of publicity» Архивная копия от 1 января 2012 на Wayback Machine, The Independent, 22 February 2008. Retrieved 6 October 2012.
  8. Vogel, Carol. «Powerhouse Gallery Is Splitting Apart» Архивная копия от 6 февраля 2021 на Wayback Machine, The New York Times, 1 April 2010. Retrieved 9 October 2012.
  9. 9,0 9,1 Carvajal, Doreen and Vogel, Carol. «Venerable Art Dealer Is Enmeshed in Lawsuits» Архивная копия от 8 февраля 2021 на Wayback Machine, The New York Times, 19 April 2011. Retrieved 10 October 2012.
  10. Barbara E. White, Impressionists Side by Side: Their Relationships, Rivalries, and Artistic Exchanges, Knopf Doubleday Publishing Group, 1996, p. 270: «Portrait Bazille, Portrait of Sisley, 1867-68. Oil on canvas, 11 x 12V1» (28 x 32 cm). Formerly Wildenstein Galleries, Paris; destroyed during World War II."
  11. 11,0 11,1 Riding, Alan. «Mighty and Secretive Art Dynasty Goes Public to Rebut Nazi Links» Архивная копия от 22 августа 2018 на Wayback Machine, The New York Times, 20 April 1998. Retrieved 9 October 2012.
  12. Napack, Jonathan. «The Wildenstein Family», Spy Magazine, October 1991. Link to article on Google Books Архивная копия от 14 февраля 2021 на Wayback Machine. Retrieved 10 October 2012.
  13. 13,0 13,1 Konigsberg, Eric. «What Money Can’t Buy», New York Magazine, 15 December 1997. Link to article on Google Books. Retrieved 10 October 2012.
  14. 14,0 14,1 Lee, Felicia, R. «Wildensteins Sued Over Looted Art» Архивная копия от 8 февраля 2021 на Wayback Machine, The New York Times, 28 July 1999. Retrieved 9 October 2012.
  15. Riding, Alan. «Collector’s Family Tries to Illuminate the Past of Manuscripts in France» Архивная копия от 7 февраля 2021 на Wayback Machine, The New York Times, 3 September 1997. Retrieved 9 October 2012.
  16. Carvajal, Doreen and Vogel, Carol. «Ignorance Is Defense in a Case of Lost Art» Архивная копия от 29 августа 2017 на Wayback Machine, The New York Times, 20 June 2011. Retrieved 10 October 2012.
  17. «Did Art Dealer Guy Wildenstein Gather a Multimillion-Dollar Cache of Stolen Art?», Blouinartinfo.com, 4 February 2011. Retrieved 10 October 2012.
  18. Samuel, Henry. «Artworks worth millions seized from Wildenstein Institute» Архивная копия от 5 февраля 2021 на Wayback Machine, The Daily Telegraph, 3 February 2011. Retrieved 10 October 2012.
  19. «French Breeder/Owner Daniel Wildenstein Dead at 84» Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine, The Blood-Horse, 27 October 2001. Retrieved 8 October 2012.
  20. Vanity Fair: «Family Fracas — Bitter Spoils» by Suzanna Andrews Архивная копия от 15 октября 2014 на Wayback Machine March 1998
  21. McNay. Obituary: Daniel Wildenstein (англ.), The Guardian (26 октября 2001). Архивировано 7 августа 2019 года. Дата обращения 23 октября 2019.
  22. «French Owner Alec Wildenstein Dead» Архивная копия от 9 июня 2021 на Wayback Machine, The Blood-Horse, 19 February 2008. Retrieved 8 October 2012.
  23. «Obituary: Alec Wildenstein» Архивная копия от 4 марта 2021 на Wayback Machine, The Daily Telegraph, 20 February 2008. Retrieved 9 October 2012.
  24. Willsher, Kim. «Cultural Exchange: Wildenstein art dealers scrutinized» Архивная копия от 24 октября 2013 на Wayback Machine, Los Angeles Times, 20 February 2011. Retrieved 8 October 2012.
  25. Samuel, Henry. «Wildenstein widow launches lawsuit against Sarkozy administration» Архивная копия от 8 марта 2018 на Wayback Machine, The Daily Telegraph, 23 September 2010. Retrieved 9 October 2012.
  26. Deimling, Kate. «Art Dealer Guy Wildenstein Investigated in France for Tax Fraud and Corruption» Архивная копия от 22 октября 2013 на Wayback Machine, Blouinartinfo.com, 3 November 2010. Retrieved 10 October 2012.