Портреты Рафаэля

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автопортрет в возрасте 23 лет

Из портретного творчества Рафаэля Санти (1483-1520) сохранилось не более 20 произведений, бесспорно принадлежащих его кисти. Их львиная доля остаётся в Италии, в галереях Питти и Уффици. Атрибуция Рафаэлю портретов, созданных ранее 1505 года, за исключением так называемого портрета Пьетро Бембо, остаётся предметом острых споров. Эти суховатые, довольно скованные работы приписывают также кисти Перуджино, Франческо Франча, Лоренцо ди Креди, Ридольфо Гирландайо и других тосканских художников.

После переезда во Флоренцию в 1504 году художник подпадает под мощное влияние Леонардо да Винчи. Принципиально новыми для портретного жанра стали его работы 1510-х годов, повлиявшее на многие поколения художников вплоть до Давида и Энгра. Портреты римского периода, изображающие приближённых папы Юлия II и его самого, наполнены глубоким психологизмом. Художник ищет и находит новые пути приближения к внутреннему миру модели. Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Неповторимая индивидуальность каждого портретируемого гармонирует с возвышенным, идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены.

Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)[1], который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт[2]. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников, и в первую очередь Джулио Романо. Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний — признаками наступления эпохи маньеризма.

Отдельными цветами выделены:      Работы, атрибуция которых Рафаэлю вызывает споры.      Работы, которые считаются утраченными.

Созданные в Перудже

Изображение Название Дата Техника Основа Размеры, см. Страна Город Место хранения
Портрет неизвестного
(часто приписывается Перуджино)
ок. 1503-04 масло доска 45×31  Италия Флоренция Уффици
Портрет Перуджино
(часто приписывается Лоренцо ди Креди)
ок. 1504 масло доска 57×42  Италия Флоренция Уффици
Портрет неизвестного ок. 1503-1504 масло доска 47×37  Австрия Вена Коллекция Лихтенштейнов
Портрет юноши (Пьетро Бембо) ок. 1504 масло доска 54x39  Венгрия Будапешт Музей изобразительных искусств

Созданные во Флоренции

Изображение Название Дата Техника Основа Размеры, см. Страна Город Место хранения
Эмилия Пиа де Монтефельтро ок. 1504-05 масло доска 58×36  США Балтимор Балтиморский художественный музей
Елизавета Гонзага ок. 1504-05 масло доска 53×37  Италия Флоренция Уффици
Гвидобальдо Монтефельтро ок. 1506 масло доска 69×52  Италия Флоренция Уффици
Юноша с яблоком
(Франческо Мария делла Ровере)
ок. 1505 масло доска 47x35  Италия Флоренция Уффици
Дама с единорогом ок. 1505-06 масло доска 65×51  Италия Рим Галерея Боргезе
Беременная ок. 1505-06 масло доска 66×52  Италия Флоренция Палаццо Питти
Немая ок. 1507 масло доска 64x48  Италия Урбино Национальная галерея Марке
Аньоло Дони ок. 1506 масло доска 65x45  Италия Флоренция Палаццо Питти
Маддалена Строцци ок. 1506 масло доска 63×45  Италия Флоренция Палаццо Питти
Портрет неизвестного ок. 1506 темпера доска 42×33  США Глен-Фолс Коллекция Хайдов
Автопортрет ок. 1506 масло доска 47,5×33  Италия Флоренция Уффици

Созданные в Риме

Название Дата Техника Основа Размеры, см. Страна Город Место хранения
Алессандро Фарнезе ок. 1509-11 масло доска 132×86  Италия Неаполь Музей Каподимонте
Франческо Алидози (?) ок. 1510-11 масло доска 79×61  Испания Мадрид Прадо
Юлий II 1511 масло доска 108×81  Великобритания Лондон (копия в Уффици) Лондонская Национальная галерея
Федра Ингирами ок. 1514-16 масло доска 90x62  Италия Флоренция (копия в Бостоне) Палаццо Питти
Кардинал Биббьена ок. 1516 масло доска 76×107  Италия Флоренция Палаццо Питти
Джулиано Медичи ок. 1514-15 масло доска 83×66  США Нью-Йорк (копия) Музей Метрополитен
Портрет молодого человека ок. 1513-14 масло доска 72×56  Польша Краков (пропала в 1945 г.) Собрание Чарторыйских
Биндо Альтовити ок. 1515 масло доска 59,7×43,8  США Вашингтон Национальная галерея искусства[3]
Бальдассаре Кастильоне ок. 1514-15 масло доска 82×67  Франция Париж Лувр
Дама с покрытой головой ок. 1516 масло доска 85x64  Италия Флоренция Палаццо Питти
Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано ок. 1516 масло холст 74×107  Италия Рим Галерея Дориа-Памфили
Автопортрет с другом ок. 1518 масло холст 99×83  Франция Париж Лувр
Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси 1518 масло доска 155,2×118,9  Италия Флоренция Уффици
Портрет Лоренцо Медичи 1519 масло доска 97×79 ? ? частная коллекция

(продан на Кристис в 2007 г покупателю по телефону)

При участии Джулио Романо

Изображение Название Дата Техника Основа Размеры, см. Страна Город Место хранения
Изабелла Рекесенс
(Иоанна Арагонская?)
ок. 1518 масло перенесено с доски на холст 120x95  Франция Париж Лувр
Портрет юноши ок. 1518-19 масло доска 44×99  Испания Мадрид Музей Тиссена-Борнемисы
Портрет девушки ок. 1518-19 масло доска 60×40  Франция Страсбург Музей изобразительного искусства
Форнарина ок. 1518-19 масло доска 85×60  Италия Рим Национальная галерея старинного искусства
Женская головка ок. 1520 масло доска 35×30  Италия Модена Галерея Эстенсе

Примечания

  1. Raphael (Italian painter and architect) : Introduction (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. РАФАЭЛЬ | Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 30 апреля 2012. Архивировано 14 ноября 2012 года.
  3. До Второй мировой войны портрет принадлежал Старой пинакотеке в Мюнхене.

Литература

  • Pierluigi De Vecchi, Raffaello, Rizzoli, Milano 1975.
  • Paolo Franzese, Raffaello, Mondadori Arte, Milano 2008.