Мадонна со щеглом

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рафаэль Санти
Мадонна со щеглом. 1505—1506 годы
итал. Madonna del cardellino
дерево, масло. 107 × 77 см
Уффици, Флоренция

«Мадо́нна со щегло́м» (итал.  Madonna del cardellino) — картина выдающегося итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти, написанная в 1505—1506 годах, во время раннего, флорентийского периода.

Известны две другие Мадонны Рафаэля, написанные в те же годы: «Мадонна в зелени» и «Прекрасная садовница». Все три картины объединяют общие черты: красно-синее одеяние Девы Марии, пирамидальная композиция фигур на фоне природы и атрибуты — книга и щегол на данной картине.

Происхождение иконографии

«Мадонна со щеглом» представляет собой распространённый иконографический тип изображения Девы Марии в искусстве Итальянского Возрождения и маньеризма. Вначале, в период интернациональной готики, обычными были изображения Мадонны с Младенцем, при этом Иисус держал в руке голубя, что прочитывалось в качестве символа Благовещения, Св. Духа и, одновременно, бескровной жертвы (имеется в виду кротость голубей). Общая символика птицы в руке связана с языческими представлениями о том, что душа человека со смертью отлетает, как птица[1].

Позднее сложилась легенда, согласно которой во время Крестного пути Иисуса Христа птица села Христу на голову и клювом выдернула из Его брови окровавленный шип от тернового венца. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов (лат. carduelis, от cardis — крючок, колючка), маленьких птиц отряда воробьиных, темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо. Поэтому изображение голубя в руках Младенца Христа постепенно вытеснялось изображением щеглёнка[2][3][4].

Однако в южных странах чаще изображали не щегла, а птиц особого подвида «канареек-неразлучниц» (англ. goldfinch — «золотая бахрома»). Это птицы с жёлтым оперением на груди и красной макушкой. Они обитают в жарком Средиземноморье и почитаются в качестве символа бескорыстной, самоотверженной любви. Согласно поверью, пара таких птиц неразлучна; когда одна из них погибает, другая птица пытается покончить с собой, бросаясь грудью на шипы терновника. Умирая, истекая кровью от пронзающего шипа, птица продолжает петь чтобы закончить песнь любви. Легенды о «поющих в терновнике» популярны в католических странах, и это не могло не найти отражения в изобразительном искусстве[5].

Композиция и стиль картины

Картина написана молодым Рафаэлем в 1506—1507 годах во Флоренции. Считается его первым самостоятельным произведением, когда художник освободился от влияния своего учителя Перуджино. Фигуры Мадонны с младенцами Иоанном Крестителем и Христом вкомпонованы в треугольник, в чём ощутимо влияние Леонардо да Винчи — идеи этого мастера оказывали в те годы воздействие на многих флорентийских художников. Младенец Иисус держит в одной руке щеглёнка (cardellino) — символ; Иоанн гладит птичку по голове. Мадонна юна и прекрасна, как и на многих других картинах Рафаэля. Красный цвет её одеяния символизирует Страсти Христовы, синий — церковь. Книга в руке Марии символизирует «Трон Мудрости» (лат. Sedes Sapientiae). Этот термин обычно применяется к изображениям, на которых Мария восседает на троне с Иисусом на коленях, но в этом случае подразумевается, что камень, на котором сидит Мария, является её естественным троном[6].

История картины

Эту картину по свидетельству Джорджо Вазари молодой Рафаэль написал к свадьбе флорентийского торговца Лоренцо Нази и Сандры ди Маттео Каниджани, совершившейся 23 февраля 1506 года. Когда 17 ноября 1548 года дом Нази был разрушен в результате землетрясения, картина оказалась разбитой на семнадцать фрагментов. Они, вероятно, были переданы Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо для реставрации, но швы между частями оставались видны. Дальнейшая история картины неясна, только в 1646—1647 годах она упоминается в составе коллекции кардинала Джован Карло Медичи[7].

Ныне картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. Другая картина — «Мадонна со щеглёнком», созданная Либерале да Верона (ок. 1470), — находится в музее Кастельвеккьо, в Вероне. В коллекции института Курто в Лондоне можно увидеть похожую композицию — «Мадонна с Младенцем Христом, Св. Елизаветой и Иоанном Крестителем с птицей» (там изображены голубь и Агнец) работы римского живописца Сассоферрато (ок. 1650)

Реставрация картины

В 2002 году в Уффици началась реставрация картины Рафаэля под руководством Патриции Ритано, сотрудники которой в течение шести лет очищали поверхность картины от загрязнения и устраняли последствия её разрушения. Перед началом работы было проведено доскональное изучение картины с использованием рентгеновского излучения, компьютерной томографии, инфракрасной фотографии и лазера. Исследователям удалось идентифицировать и удалить все слои реставрационных работ прошлых веков, вернув картине первоначальный облик. В 2008 году она была возвращена на своё место в галерею Уффици, где всё это время её заменяла старинная копия[8].

Примечания

  1. Власов В. Г. «Мадонна со щеглёнком» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 255
  2. Friedmann H. The Symbolic Goldfinch: Its History and Significance in European Devotional Art. — Pantheon Books, 1946
  3. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. — М.: Кронпресс, 1996. — С. 197—198
  4. Фергюсон Дж. Христианский символизм. — М.: Золотой век, 1998. — С. 27
  5. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — Т. V, 2006. — С. 255
  6. Cuzin, Jean Pierre (1985), Raphael : His Life and Works, Secaucus, N.J.: Chartwell Books 
  7. Madonna del Cardellino. Web Gallery of Art. Retrieved 1 June 2021. [1] Архивная копия от 27 апреля 2021 на Wayback Machine
  8. Pullella, Philip. Technology helps restore Raphael masterpiece, Reuters (October 28, 2008). Архивировано 5 мая 2021 года. Дата обращения 15 июня 2016.

Ссылки

Гид по галерее Уффици: «Мадонна со щеглом» (Рафаэль)

См. также