Полтавский троллейбус
Полтавский троллейбус | |
---|---|
![]() | |
Описание | |
Страна | Украина |
Расположение | Полтава |
Дата открытия | 13 сентября 1962 |
Оператор | КП Полтаваэлектроавтотранс |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 9 (c 11.04.2022) |
Длина сети | 72,6 км |
Подвижной состав | |
Число троллейбусов | 109, с них 3 служебных |
Основные типы ПС | ЮМЗ-Т1Р, ЮМЗ-Т2, ЮМЗ Е186, Богдан Т701.10 Богдан Т701.17 |
Число троллейбусных парков | 1 |
Полтавский троллейбус — один из видов общественного транспорта города Полтава. Троллейбус действует в Полтаве с 14 сентября 1962 года. Общая длина контактной сети — 72,6 км.
Предпосылки
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
В Полтаве с 1913 года планировалось строительство трамвая. Предусматривалась прокладка трамвайной колеи, объединяющей два вокзала. Было выделено соответствующие финансирование для проектирования. Однако строительство не проводилось в период Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революции и Гражданской войны. В 1922 — 1924 годах к «трамвайной идее» вернулись. Линию спроектировали и приступили к строительству. Для этого Губисполком на банковскую ссуду в 300 тыс. рублей золотом закупил первую партию рельсов — 350 штук. Затем решение о строительстве трамвая в Полтаве было отменено и колею разобрали. В 1947 году указом № 305 Облисполком принял решение о строительстве троллейбуса на прежнем маршруте и выделили 70 тыс. рублей на проектирование.
История
Первый полтавский троллейбус вышел на рейс 13 сентября 1962 года. Сооружение линии от Южного до Киевского вокзала велось интенсивными темпами. За 8 мес. было освоено 2 млн рублей капиталовложений — по тем временам громаднейшая сумма. В те времена существовала традиция — провинциальным городам отдавать «бэушную» технику. Но полтавская власть сумела эту привычку побороть — Полтаве досталось 8 новеньких ЗиУ-5. С 1963 поступили троллейбусы Киев-5 и 16 штук Киев-6.
История полтавского троллейбуса:
- 1963. Построено 2 новые линии — к стеклозаводу и от площади Зыгина к Гожулянской ул.
- 1966. Начато широкомасштабное строительство жилищного микрорайона Алмазный. В это же время вводится в эксплуатацию линия по ул. Степного Фронта (тогда — Полевая улица).
- 1968. От ул. Гожулянской троллейбусную линию продлили к заводу ГРЛ
- 1981-87. Маршруты полтавских троллейбусов охватили Браилки, Институт связи, продлена линия за Стеклозаводом.
- 1995. Маршрут № 12 достигает микрорайона Левада.
- 2000. Новая линия по Сенной ул. разгрузила ул. Фрунзе от транспортной перегрузки.
- 2006. Полтавское троллейбусное депо реформировано в коммунальное предприятие «Полтаваэлектроавтотранс»
- 2011. Произведена закупка 10 троллейбусов «Богдан Т701.10»
- 2017-20. Произведена закупка 45 троллейбусов «Богдан Т701.17», с них 40 по кредиту ЕБРР, 5 — за деньги городского бюджета.
Ежедневно на улицы города выходит около 50 троллейбусов. Первая смена начинается в 5 утра, а вторая заканчивается едва ли не в 11 вечера. В праздничные дни время курирования троллейбусов по городу продляется. Всего на балансе КП «Полтаваэлектроавтотранс» около 80 машин. Большая часть — это машины производства Южного машиностроительного завода, первые из которых поступили в январе 1993. Из 13 последних ЮМЗ Т1 выпущенных с августа 1997 до января 1999, 11 ушли в Полтаву. С августа 1998 до сентября 2000 Полтава получила 37 ЮМЗ Т2 из произведенных 56 машин этого типа в тот период. С сентября 2008 года эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9 прекращена. На тот момент оставалось всего 5 машин этой модели на балансе,на 07.2012 все троллейбусы списаны. Полтава стала первым городом Украины, где без закрытия сети прекращена эксплуатация троллейбусов этой модели. Самый старый пассажирский троллейбус — ЮМЗ Т2П № 32 — 1993 г. в., но он нерабочий, самый старый ходовой ЮМЗ Т2П — № 34, также 1993 г. в. Самый новый (по состоянию на август 2020 года) — Богдан Т701.17 № 141 (прибыл в августе 2020 года). Работает и троллейбус техпомощи — КТГ-1 (1988 г.в.). Подвижной состав полтавского троллейбусного депо является одним из самых молодых на Украине. В период 1996—2000 было приобретено 57 троллейбусов. В 2006 году было «обрезано» 5 спаренных ЮМЗ Т1 в связи с нецелесообразностью их дальнейшей эксплуатации в прежнем состоянии, получившиеся машину получили неофициальное название ЮМЗ Т2П, в 2017-19 годах «обрезано» еще 6 спаренных Т1. Эра сочлененных машин в Полтаве завершилась в апреле 2019 года, последняя спарка, которая выезжала на маршруты была под №65. Нумерация шла с 001 до 300, а с 1990 года заново с 001.
В 2010 году начались списания самых старых ЮМЗ Т1, партии 1993 г., некоторые из которых не работали уже по 10 лет. С 2011 года производится глубокий КВР троллейбусов ЮМЗ Т2, которые стояли около 5 лет. Всего будет капитально отремонтировано 10 таких троллейбусов. Дальше депо проводило ремонты троллейбусам за деньги предприятия. В 2011 году город купил 10 современных, низкопольных троллейбусов Богдан Т701.10, тем самым подняв уровень электротранспорта в городе. Их поставили на самый востребованный маршрут — «кольцевой» №№5 и 15, уменьшив интервал на этих маршрутах до 10 минут. Дальше закупка троллейбусов состоялась в конце 2016 — начало 2017 годов, в количестве пяти машин «Богдан Т701.17», которые поставили на маршрут №12.[1] В течение 2018—2020 годов, власти города активно поднимали вопрос о масштабной закупке троллейбусов, после полутора лет обсуждений в мае 2019 года, европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на 40 троллейбусов для города. Первая «кредитная» машина заехала в депо 31 июля 2020 года, которая получила №133. 28 августа 2021 — завершена поставка кредитных троллейбусов Богдан Т70117, параллельно запуску новых машин, львиная часть старых троллейбусов ЮМЗ Т2 отстранена от эксплуатации.
В ноябре 2021 года стало известно о возвращении к планам троллейбуса на Огнивку. В ходе обсуждений вместе с специалистами в Киеве, пришли к выводу, что гораздо рентабельнее строить линию, нежели запустить троллейбусы на автономном ходу. К этой теме еще раз вернулись в начале 2022 года, когда должны были утвердить бюджет города и выделить деньги на разработку проекта самой линии.
Параллельно закупке троллейбусов, город утвердил новую маршрутную сеть, которая должна заработать после внедрения системы электронного билета. К слову, 10 февраля 2022 в коммунальном транспорте города заработала бесконтактная система оплаты проезда. Оплата осуществляется с помощью банковской карты с чипом или телефоном с технологией NFC. Наличная оплата остается. Это первая часть системы, дальше планируется заменить кондукторов на контроллеров, а вместо мобильных валидаторов - установить стационарные на поручнях в салонах троллейбусов и выдать транспортные карты (льготные, обычные, для туристов). Поставка валидаторов стала на паузу.
Разработка проекта линии, поставка валидаторов и еще ряд транспортных вопросов стали на паузу из-за начала войны россии против Украины.
Маршруты
Маршруты на протяжении многих лет много раз изменялись. На данный момент машины работают на 9 маршрутах. Самый короткий маршрут — № 8 (19 км). Самый длинный — № 6 (33,8 км).
- Маршрут № 2: пос. Рассошенцы — Южный вокзал (по ул. Европейской, ул. Небесной Сотни).
- Маршрут № 3: завод ГРЛ — Стеклозавод (по ул. Маршала Бирюзова, Сенной и Европейской).
- Маршрут № 4: Южный вокзал — завод ГРЛ (по ул. Маршала Бирюзова, пл. Зыгина, Соборности , Небесной Сотни).
- Маршрут № 5: Кольцевой (внутреннее кольцо)
- Маршрут № 6: завод ГРЛ — Южный вокзал (по ул. Великотырновской, Ивана Мазепы, Европейской, Небесной Сотни).
- Маршрут № 7: пос. Рассошенцы — Институт связи (по ул. Ивана Мазепы, Великотырновской, Маршала Бирюзова).
- Маршрут № 8: ул. Героев Сталинграда — Институт связи (по ул. Ивана Мазепы, ул. Сенной, ул. Соборности).
- Маршрут № 12: Институт связи — мкр. Левада (по ул. Зеньковской, ул. Соборности, ул. Небесной Сотни, просп. Мира).
- Маршрут № 15: Кольцевой (внешнее кольцо)
Отмененные маршруты:
• Маршрут № 1: Киевский вокзал — Южный вокзал (ч/з Центр, по ул. Соборности и ул. Небесной Сотни) (временно не работает с 11 апреля 2022 года, выпуск перекинут на маршрут №4).
- Маршрут № 9: мкр. Сады-1 — Южный вокзал (по ул. Великотырновской, ул. Маршала Бирюзова, ул. Соборности, ул. Небесной Сотни).
- Маршрут № 10: завод ГРЛ — Стеклозавод (по ул. Великотырнавской, ул. Ивана Мазепы, ул. Европейской) (не работал с лета 2008 года)
- Маршрут № 11: ул. Героев Сталинграда — Южный вокзал (по ул. Ивана Мазепы, Европейской, Сенной, Соборности, Небесной Сотни)
- Маршрут № 13: ул. Героев Сталинграда — м-н Левада (по ул. Ивана Мазепы, Европейской, Небесной Сотни, просп. Мира, Вавилова)
- Маршрут № 14: пос. Рассошенцы — Институт связи (по ул. Европейской, ч/з Центр, ул. Соборности, ул. Зеньковской) (не работал с лета 2008 года).
Депо
- Единственное троллейбусное депо Полтавы находится по адресу ул. Халтурина, 10 в Киевском районе. Номера троллейбусных машин с 01 до 171 (по состоянию на август 2021).
Подвижной состав
По состоянию на январь 2023 года пассажирский парк насчитывает 89 единиц, из которых 74 в рабочем состоянии, служебный парк насчитывает 2 единицы, еще 18 троллейбусов в ожидании исключения.[2]
Модель | Фото | Количество | В эксплуатации с | ||
---|---|---|---|---|---|
Всего | Рабочие | ||||
Богдан Т701.17 | 45 | 44 | 2016 | ||
ЮМЗ-Т2 | ![]() |
26 | 12 | 1994 | |
Богдан Т701.10 | 10 | 10 | 2011 | ||
ЮМЗ Т2П (Т1Р) | 6 | 6 | 2005 | ||
ЮМЗ Т2 мод. 7 | 1 | 1 | 2008 | ||
ЮМЗ Е-186 | ![]() |
1 | 1 | 2006 |
Модели, выведенные из регулярной эксплуатации (в скобках даты эксплуатации на линии)
- ЗиУ-5 (различные модификации) 1962—1985
- ЗиУ-682 (различные модификации) 1972—2009
- Киев-2
- Киев-4
- Киев-5 (5ЛА)
- Киев-6
- КТБ-1 1966—1971
- СВАРЗ-ТБЭС 1965—1970
- ТБЭС / К-3 1969—1970
- ЮМЗ Т1 1993—2019
См. также
Примечания
- ↑ Городской электротранспорт — База данных / Фотогалерея . transphoto.org. Дата обращения: 29 августа 2020. Архивировано 26 августа 2020 года.
- ↑ Статистика подвижного состава . Дата обращения: 24 сентября 2019. Архивировано 1 августа 2018 года.
Источники
Ссылки
- Фотогалерея «Троллейбусы Полтавы» Архивная копия от 22 февраля 2008 на Wayback Machine
- Транспорт Полтавы
- Полтавский троллейбус Архивная копия от 27 марта 2008 на Wayback Machine