Николаевский троллейбус
Николаевский троллейбус | |
---|---|
Описание | |
Страна | Украина |
Расположение | Николаев |
Дата открытия | 29 октября 1967 года |
Оператор | КП «Николаевэлектротранс» |
Стоимость проезда | 8,00 грн (с 11 апреля 2022) |
Маршрутная сеть | |
Число маршрутов | 6 |
Длина сети | 61,2 км (на 1 января 2021)[1] |
Подвижной состав | |
Число троллейбусов |
пассажирские: 84 служебные: 2 |
Основные типы ПС |
Днепр-Т203 ЗиУ-682 ЛАЗ-52522 ЮМЗ Т2 ЛАЗ E183D1 МАЗ-ЭТОН-Т103 Škoda 14Tr КТГ-2 |
Число троллейбусных парков | 1 |
Никола́евский троллейбус — один из видов общественного транспорта в Николаеве (Украина). Длина троллейбусных линий составляет 61,2 километра, на балансе предприятия 86 машин.
История
Троллейбусное движение в Николаеве открыто 29 октября 1967 года. Первая линия соединила старый железнодорожный вокзал (ныне — вокзал станции Николаев-Грузовой) и кольцо возле старого городского кладбища. Первые троллейбусы поставлялись в Николаев с Киевского завода электротранспорта и назывались «Киев-4». На момент открытия троллейбусных линий в городе было шесть троллейбусов, к концу 1967 года их стало десять. Вторая линия соединила старый железнодорожный вокзал с Центральным рынком. В августе 1968 года была сдана в эксплуатацию линия маршрута № 3, связавшая вокзал с районом парка имени Петровского через улицы Пушкинскую и Большую Морскую.
Поначалу троллейбусный парк и ремонтная база отсутствовали. Первые троллейбусы ремонтировались на кольце по Пушкинской улице, мойка производилась на старом вокзале. Сложные поломки устранялись в трамвайном депо. Сооружение троллейбусного парка на улице Строителей началось в 1964 году и завершилось 5 марта 1970 года. В мае 1969 года к строящемуся троллейбусному парку были продлены маршруты № 1 и 2. В сентябре 1969 года построена линия по западному участку проспекта Ленина и улице Генерала Карпенко в микрорайон Лески. По новой линии был продлён маршрут № 2 и организован маршрут № 4 Вокзал — Лески.
С 1968 года в Николаев начали поступать троллейбусы ЗиУ-5, с 1972 года — ЗиУ-682. В июле 1974 года маршрут № 1 был направлен по новой линии на Октябрьском проспекте и проспекте Мира до станции Николаев-Сортировочный (ныне — станция Николаев с пассажирским вокзалом), в том же году был открыт маршрут № 5 Лески — улица Дзержинского.
В декабре 1983 года открыта линия маршрута № 6 в микрорайон Соляные, проходящая по разводному Ингульскому мосту и проспекту Героев Сталинграда. На Ингульском мосту были сооружены специальные разводные конструкции контактной сети, аналогичные тем, что применяются на разводных мостах в Санкт-Петербурге. В декабре 1985 года введена в эксплуатацию линия по улицам Бутомы и Красных Маёвщиков в микрорайон Намыв и по ней были продлены маршруты № 4 и 5, а впоследствии и 2-й маршрут. Условия прохождения линии по намывной территории потребовали дополнительного укрепления опор контактной сети. В 1987 году после переноса главного вокзала на бывшую станцию Николаев-Сортировочный маршрут № 5 был продлён до троллейбусного депо, а маршрут № 2 перенаправлен до вокзала.
В 1980-е годы на маршрутах Николаева работало 95 троллейбусов, движение осуществлялось с 05:00 до 01:00. В период с 1985 по 1992 год в городе эксплуатировались троллейбусы исключительно модели ЗиУ-682. В конце 1992 года в город поступили два троллейбуса «Киев-11у» (укороченная версия сочленённого троллейбуса «Киев-11»), которые после непродолжительной эксплуатации на маршрутах № 5 и 6 использовались в основном как служебный транспорт для развозки работников троллейбусного депо.
В 1994 году Николаев последним из городов постсоветского пространства[2] приступил к формированию троллейбусных поездов из двух машин ЗиУ-682Г, работающих по системе Владимира Веклича[3][4][5][6]. Переоборудование хвостовых троллейбусов было произведено в троллейбусном депо, а механическая часть изготовлена на Черноморском судостроительном заводе. Три троллейбусных поезда вплоть до 2001 года работали преимущественно на специально организованном для них маршруте № 2А Лески — вокзал Николаев-Пассажирский[7].
В конце 1999 года маршрут № 7 начал работу по трассе Намыв — Облсельхозтехника, в 2001 году он был продлён по улице Архитектора Старова до микрорайона Северный, однако в том же году были закрыты маршруты № 1, 3, 4 и недолго проработавший на вновь построенной линии маршрут № 9 Вокзал Николаев-Пассажирский — Северный. В 1998 и 1999 годах в город поступили 3 троллейбуса ЛАЗ-52522, в 2002-м — 5 машин ЮМЗ Т2, а в марте 2006 года — первые низкопольные троллейбусы ЛАЗ E183D1 и ЮМЗ E186 (в 2007 году передан в Кривой Рог). В октябре 2012 года в Николаев прибыло 2 новых троллейбуса МАЗ-ЭТОН-Т103. По состоянию на 2014 год на маршрутах работали 27 троллейбусов: ЛАЗ E183D1 (5 шт.), МАЗ-ЭТОН-Т103 (6 шт.), ЗиУ-682 (8 шт.), ЛАЗ-52522 (3 шт.), ЮМЗ Т2 (5 шт.). 18 ноября 2014 года в городе возобновил свою работу маршрут № 4[8].
В 2015 году было проведено два тендера на закупку б/у троллейбусов. Первый тендер предусматривал закупку 14 троллейбусов, а второй — 25. Как в первом, так и во втором тендере победу одержала фирма «Дуотранс», которая до конца 2015 года поставила в Николаев 33 троллейбуса Škoda 14Tr, ранее работавших в чешских городах Брно, Пльзень и Острава. Пополнение парка позволило возобновить с 18 сентября 2015 года работу маршрута № 9[9].
В 2018 году начался монтаж опор и строительство современной модульной трансформаторной подстанции для новой троллейбусной линии протяжённостью 3,2 км вокруг Намыва. 19 декабря 2019 года на новую линию для тестирования были выпущены два троллейбуса Škoda 14Tr (№ 3018 и 3023), а в начале 2020 года началось регулярное движение по продлённым маршрутам № 2, 4, 5 и 7[10]. В 2021—2022 годах в Николаев поступили 30 новых низкопольных троллейбусов «Днепр-Т203». Их презентовали горожанам во время празднования Дня города в 2021 году.
В 2022 году в ходе российской спецоперации на Украине в Николаеве было повреждено 40 троллейбусов, из которых 5 не подлежат восстановлению[11]. В начале боевых действий из-за повреждения контактной сети движение троллейбусов было организовано по временным трассам и с применением автономного хода. С апреля единственный в Николаеве грузовой троллейбус КТГ-2, а впоследствии также одна из машин ЗиУ-682В стали использоваться для развозки технической и питьевой воды[12]. К 20 июня вся троллейбусная сеть города была восстановлена[13]. С 23 по 28 ноября троллейбусное движение в Николаеве прерывалось вследствиероссийских ударов по объектам энергетической инфраструктуры[14].
Маршруты
В Николаеве действуют 6 маршрутов:
№ | Начало маршрута | Конец маршрута | Протяжённость, км |
---|---|---|---|
Вокзал Николаев-Пассажирский | Намыв | ||
Вокзал Николаев-Грузовой | Намыв | ||
Ул. Строителей | Намыв | ||
3-я Военная ул. | Северный | ||
Намыв | Северный | ||
Вокзал Николаев-Пассажирский | Северный |
В разные годы также существовали маршруты:
- № 1. Вокзал Николаев-Грузовой — вокзал Николаев-Пассажирский.
- № 2А. Лески — вокзал Николаев-Пассажирский (для троллейбусных поездов).
- № 3. Вокзал Николаев-Грузовой — улица Сивашской Дивизии (3-я Военная ул.).
- № 8. Лески — Пушкинская улица (в часы пик).
Подвижной состав
Модель | Годы эксплуатации | Всего машин |
---|---|---|
Киев-4 | 1967—1976 | 39 |
ЗиУ-5 | 1968—1985 | 54 |
ЗиУ-682 | 1972 — н. в. | 180 |
КТГ-2 (грузовой) | 1983 — н. в. | 10 |
Киев-11у | 1992—2005 | 2 |
ЛАЗ-52522 | 1998 — н. в. | 3 |
ЮМЗ E186 | 2006—2007 | 1 |
ЛАЗ E183D1 | 2006 — н. в. | 5 |
ЮМЗ Т2 | 2002 — н. в. | 5 |
МАЗ-ЭТОН-Т103 | 2012 — н. в. | 6 |
Škoda 14Tr | 2015 — н. в. | 33 |
Днепр-Т203 | 2021 — н. в. | 30 |
Фотогалерея
-
Троллейбус Днепр-Т203
-
Троллейбус МАЗ-ЭТОН-Т103
-
Троллейбус Škoda 14Tr
-
Троллейбус ЛАЗ E183D1
-
Троллейбус ЮМЗ Т2
-
Троллейбус ЛАЗ-52522
-
Троллейбус ЗиУ-682В
-
Троллейбус КТГ-2
Примечания
- ↑ Об’єкти міського електротранспорту України станом на 01.01.2021 р. (укр.). Корпорація «Укрелектротранс». Дата обращения: 14 сентября 2022.
- ↑ Бодня О. Ю. Троллейбусные поезда . — Краснодар: Традиция, 2022. — С. 52. — ISBN 978-5-91883-459-6.
- ↑ Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
- ↑ Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990. — С. 6.
- ↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев: 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- ↑ Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника. — 1998. — № 17. — С. 3—9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- ↑ Бодня О. Ю. Троллейбусные поезда . — Краснодар: Традиция, 2022. — С. 61. — ISBN 978-5-91883-459-6.
- ↑ Спустя 13 лет в Николаеве возобновил работу троллейбусный маршрут № 4 . «НикВести» (18 ноября 2014).
- ↑ В Николаеве пустили чешские троллейбусы на маршрут № 9 из Северного: «Еще один небольшой штрих» . «Преступности.НЕТ» (18 сентября 2015).
- ↑ В Николаеве протестировали новую троллейбусную линию на Намыв . Свідок.info (29 декабря 2019).
- ↑ Поставка нових тролейбусів, суд з постачальником та допомога з водою місту: робота «Миколаївелектротрансу» під час війни (укр.). 0512.com.ua — Сайт міста Миколаєва (25 октября 2022).
- ↑ Pixelated Realities створять 3-D модель миколаївського тролейбусу-водовозу (укр.). Свідок.info (22 ноября 2022).
- ↑ Хронология: Николаев . Transphoto.org.
- ↑ Електротранспорт Миколаєва відновлює роботу після блекауту (укр.). «Пассажирский транспорт» (29 ноября 2022).