Николаевский троллейбус

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Николаевский троллейбус
Описание
Страна  Украина
Расположение Николаев
Дата открытия 29 октября 1967 года
Оператор КП «Николаевэлектротранс»
Стоимость проезда 8,00 грн (с 11 апреля 2022)
Маршрутная сеть
Число маршрутов 6
Длина сети 61,2 км (на 1 января 2021)[1]
Подвижной состав
Число троллейбусов пассажирские: 84
служебные: 2
Основные типы ПС Днепр-Т203
ЗиУ-682
ЛАЗ-52522
ЮМЗ Т2
ЛАЗ E183D1
МАЗ-ЭТОН-Т103
Škoda 14Tr
КТГ-2
Число троллейбусных парков 1

Никола́евский троллейбус — один из видов общественного транспорта в Николаеве (Украина). Длина троллейбусных линий составляет 61,2 километра, на балансе предприятия 86 машин.

История

Троллейбусное движение в Николаеве открыто 29 октября 1967 года. Первая линия соединила старый железнодорожный вокзал (ныне — вокзал станции Николаев-Грузовой) и кольцо возле старого городского кладбища. Первые троллейбусы поставлялись в Николаев с Киевского завода электротранспорта и назывались «Киев-4». На момент открытия троллейбусных линий в городе было шесть троллейбусов, к концу 1967 года их стало десять. Вторая линия соединила старый железнодорожный вокзал с Центральным рынком. В августе 1968 года была сдана в эксплуатацию линия маршрута № 3, связавшая вокзал с районом парка имени Петровского через улицы Пушкинскую и Большую Морскую.

Поначалу троллейбусный парк и ремонтная база отсутствовали. Первые троллейбусы ремонтировались на кольце по Пушкинской улице, мойка производилась на старом вокзале. Сложные поломки устранялись в трамвайном депо. Сооружение троллейбусного парка на улице Строителей началось в 1964 году и завершилось 5 марта 1970 года. В мае 1969 года к строящемуся троллейбусному парку были продлены маршруты № 1 и 2. В сентябре 1969 года построена линия по западному участку проспекта Ленина и улице Генерала Карпенко в микрорайон Лески. По новой линии был продлён маршрут № 2 и организован маршрут № 4 Вокзал — Лески.

С 1968 года в Николаев начали поступать троллейбусы ЗиУ-5, с 1972 года — ЗиУ-682. В июле 1974 года маршрут № 1 был направлен по новой линии на Октябрьском проспекте и проспекте Мира до станции Николаев-Сортировочный (ныне — станция Николаев с пассажирским вокзалом), в том же году был открыт маршрут № 5 Лески — улица Дзержинского.

В декабре 1983 года открыта линия маршрута № 6 в микрорайон Соляные, проходящая по разводному Ингульскому мосту и проспекту Героев Сталинграда. На Ингульском мосту были сооружены специальные разводные конструкции контактной сети, аналогичные тем, что применяются на разводных мостах в Санкт-Петербурге. В декабре 1985 года введена в эксплуатацию линия по улицам Бутомы и Красных Маёвщиков в микрорайон Намыв и по ней были продлены маршруты № 4 и 5, а впоследствии и 2-й маршрут. Условия прохождения линии по намывной территории потребовали дополнительного укрепления опор контактной сети. В 1987 году после переноса главного вокзала на бывшую станцию Николаев-Сортировочный маршрут № 5 был продлён до троллейбусного депо, а маршрут № 2 перенаправлен до вокзала.

В 1980-е годы на маршрутах Николаева работало 95 троллейбусов, движение осуществлялось с 05:00 до 01:00. В период с 1985 по 1992 год в городе эксплуатировались троллейбусы исключительно модели ЗиУ-682. В конце 1992 года в город поступили два троллейбуса «Киев-11у» (укороченная версия сочленённого троллейбуса «Киев-11»), которые после непродолжительной эксплуатации на маршрутах № 5 и 6 использовались в основном как служебный транспорт для развозки работников троллейбусного депо.

В 1994 году Николаев последним из городов постсоветского пространства[2] приступил к формированию троллейбусных поездов из двух машин ЗиУ-682Г, работающих по системе Владимира Веклича[3][4][5][6]. Переоборудование хвостовых троллейбусов было произведено в троллейбусном депо, а механическая часть изготовлена на Черноморском судостроительном заводе. Три троллейбусных поезда вплоть до 2001 года работали преимущественно на специально организованном для них маршруте № 2А Лески — вокзал Николаев-Пассажирский[7].

В конце 1999 года маршрут № 7 начал работу по трассе Намыв — Облсельхозтехника, в 2001 году он был продлён по улице Архитектора Старова до микрорайона Северный, однако в том же году были закрыты маршруты № 1, 3, 4 и недолго проработавший на вновь построенной линии маршрут № 9 Вокзал Николаев-Пассажирский — Северный. В 1998 и 1999 годах в город поступили 3 троллейбуса ЛАЗ-52522, в 2002-м — 5 машин ЮМЗ Т2, а в марте 2006 года — первые низкопольные троллейбусы ЛАЗ E183D1 и ЮМЗ E186 (в 2007 году передан в Кривой Рог). В октябре 2012 года в Николаев прибыло 2 новых троллейбуса МАЗ-ЭТОН-Т103. По состоянию на 2014 год на маршрутах работали 27 троллейбусов: ЛАЗ E183D1 (5 шт.), МАЗ-ЭТОН-Т103 (6 шт.), ЗиУ-682 (8 шт.), ЛАЗ-52522 (3 шт.), ЮМЗ Т2 (5 шт.). 18 ноября 2014 года в городе возобновил свою работу маршрут № 4[8].

В 2015 году было проведено два тендера на закупку б/у троллейбусов. Первый тендер предусматривал закупку 14 троллейбусов, а второй — 25. Как в первом, так и во втором тендере победу одержала фирма «Дуотранс», которая до конца 2015 года поставила в Николаев 33 троллейбуса Škoda 14Tr, ранее работавших в чешских городах Брно, Пльзень и Острава. Пополнение парка позволило возобновить с 18 сентября 2015 года работу маршрута № 9[9].

В 2018 году начался монтаж опор и строительство современной модульной трансформаторной подстанции для новой троллейбусной линии протяжённостью 3,2 км вокруг Намыва. 19 декабря 2019 года на новую линию для тестирования были выпущены два троллейбуса Škoda 14Tr (№ 3018 и 3023), а в начале 2020 года началось регулярное движение по продлённым маршрутам № 2, 4, 5 и 7[10]. В 2021—2022 годах в Николаев поступили 30 новых низкопольных троллейбусов «Днепр-Т203». Их презентовали горожанам во время празднования Дня города в 2021 году.

В 2022 году в ходе российской спецоперации на Украине в Николаеве было повреждено 40 троллейбусов, из которых 5 не подлежат восстановлению[11]. В начале боевых действий из-за повреждения контактной сети движение троллейбусов было организовано по временным трассам и с применением автономного хода. С апреля единственный в Николаеве грузовой троллейбус КТГ-2, а впоследствии также одна из машин ЗиУ-682В стали использоваться для развозки технической и питьевой воды[12]. К 20 июня вся троллейбусная сеть города была восстановлена[13]. С 23 по 28 ноября троллейбусное движение в Николаеве прерывалось вследствиероссийских ударов по объектам энергетической инфраструктуры[14].

Маршруты

В Николаеве действуют 6 маршрутов:

Начало маршрута Конец маршрута Протяжённость, км
2
Вокзал Николаев-Пассажирский Намыв
16,3
4
Вокзал Николаев-Грузовой Намыв
9,3
5
Ул. Строителей Намыв
13,2
6
3-я Военная ул. Северный
9,7
7
Намыв Северный
15,3
9
Вокзал Николаев-Пассажирский Северный
15,6

В разные годы также существовали маршруты:

  • № 1. Вокзал Николаев-Грузовой — вокзал Николаев-Пассажирский.
  • № 2А. Лески — вокзал Николаев-Пассажирский (для троллейбусных поездов).
  • № 3. Вокзал Николаев-Грузовой — улица Сивашской Дивизии (3-я Военная ул.).
  • № 8. Лески — Пушкинская улица (в часы пик).

Подвижной состав

Модель Годы эксплуатации Всего машин
Киев-4 1967—1976 39
ЗиУ-5 1968—1985 54
ЗиУ-682 1972 — н. в. 180
КТГ-2 (грузовой) 1983 — н. в. 10
Киев-11у 1992—2005 2
ЛАЗ-52522 1998 — н. в. 3
ЮМЗ E186 2006—2007 1
ЛАЗ E183D1 2006 — н. в. 5
ЮМЗ Т2 2002 — н. в. 5
МАЗ-ЭТОН-Т103 2012 — н. в. 6
Škoda 14Tr 2015 — н. в. 33
Днепр-Т203 2021 — н. в. 30

Фотогалерея

Примечания

  1. Об’єкти міського електротранспорту України станом на 01.01.2021 р. (укр.). Корпорація «Укрелектротранс». Дата обращения: 14 сентября 2022.
  2. Бодня О. Ю. Троллейбусные поезда. — Краснодар: Традиция, 2022. — С. 52. — ISBN 978-5-91883-459-6.
  3. Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
  4. Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990. — С. 6.
  5. Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев: 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
  6. Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника. — 1998. — № 17. — С. 3—9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
  7. Бодня О. Ю. Троллейбусные поезда. — Краснодар: Традиция, 2022. — С. 61. — ISBN 978-5-91883-459-6.
  8. Спустя 13 лет в Николаеве возобновил работу троллейбусный маршрут № 4. «НикВести» (18 ноября 2014).
  9. В Николаеве пустили чешские троллейбусы на маршрут № 9 из Северного: «Еще один небольшой штрих». «Преступности.НЕТ» (18 сентября 2015).
  10. В Николаеве протестировали новую троллейбусную линию на Намыв. Свідок.info (29 декабря 2019).
  11. Поставка нових тролейбусів, суд з постачальником та допомога з водою місту: робота «Миколаївелектротрансу» під час війни (укр.). 0512.com.ua — Сайт міста Миколаєва (25 октября 2022).
  12. Pixelated Realities створять 3-D модель миколаївського тролейбусу-водовозу (укр.). Свідок.info (22 ноября 2022).
  13. Хронология: Николаев. Transphoto.org.
  14. Електротранспорт Миколаєва відновлює роботу після блекауту (укр.). «Пассажирский транспорт» (29 ноября 2022).

Ссылки