Поволжский музей железнодорожной техники

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Поволжский музей железнодорожной техники
Экспозиция натурных образцовЭкспозиция натурных образцов
Дата основания 2010
Адрес Самара, улица Литвинова, 332 литер А
53°13′27″ с. ш. 50°17′45″ в. д.HGЯO

Поволжский музей железнодорожной техники — специализированный музей Самары, расположенный по адресу улица Литвинова, 332 литер А. Музей основан на территории учебных корпусов Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС; ранее территория относилась к полигону девятой бригады железнодорожных войск станции Безымянка). Также может упоминаться как Музей железнодорожной техники СамГУПС, Самарский музей железнодорожной техники и тому подобное.

На текущий момент (апрель 2022 года) музей функционирует успешно, стоимость посещения составляет 90 рублей для взрослого человека[источник не указан 791 день].

История

Музей открыт по инициативе Сергея Кобзева, имевшего в то время должность начальника Куйбышевской железной дороги[1].

Подготовительные работы по созданию музея начались 15 сентября и завершились менее чем за два месяца. Железная дорога вложила в проект 5 миллионов рублей[источник не указан 1323 дня].

9 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие музея, приуроченное к 136-летию Куйбышевской железной дороги и седьмой годовщине образования ОАО «РЖД»[2][1].

17 ноября 2020 года завершились работы по реставрации музея. В административном здании постройки XIX века (ранее служило вокзалом на станции Дашково) воссоздана атмосфера и интерьер железнодорожных вокзалов тех лет - появились зал ожидания с изразцовой печью и скамейками, буфет и кабинет начальника станции. Интерьер дополнили раритетные стол и стулья, секретер и оригинальный сейф Сущёвского завода времён Самаро-Златоустовской железной дороги, а также витрины с документами – подлинными приказами, томами технической документации и формой железнодорожников разных лет.[1][3]

Экспонаты

Инфраструктура
  • Здание вокзала станции Дашково (уникальный вокзал постройки середины XIX века перенесён со станции Дашково (Пензенская область)
  • Семафоры, стрелочные переводы и прочие образцы сигнализации и путевого хозяйства
  • Элементы старинного моста
  • Образцы рельсов
Моторвагонный подвижной состав
  • Скоростной электропоезд ЭР200 в составе двух вагонов ЭР200-252, ЭР200-254 и головного вагона ЭР200-107
  • Вагоны СД № 035 и СМ3 № 256, оба вагона изначально имели серию СВ, потом СД, у обоих переделаны двери для выхода на низкие платформы, серию СМ3 получили при переделке в 1956 году на напряжение в 3 кВ. Являются одними из ценнейших экспонатов музея, так как подобные вагоны электросекций сохраняются только в коллекции музея Октябрьской железной дороги.
  • Электропоезд ЭР2-371 , прицепной, головной и моторный вагоны, в первоначальный вид не приведены.
  • Дизель-поезд ДР1А-310
Паровозы
Тепловозы
Электровозы
Дрезины и путевая техника
  • ДТ-5 «Пионерка», мотодрезина
  • АГВ-171, монтажная автомотриса
  • АС1А-2327, служебная автомотриса
  • АС4-022, служебная автомотриса
  • ЭСО 3, снегоочиститель роторный
  • ДМС-1077, монтажная дрезина
  • ПЗСМ, паровозозаправочная станция, поступила в 2015 году

Значительная часть экспонатов предоставлена Куйбышевской, Приволжской и Южно-Уральской железными дорогами.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Поволжский музей железнодорожной техники открыт после реставрации в Самаре. Официальный сайт. ИД «Гудок» (19 ноября 2020). Дата обращения: 19 ноября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  2. 9 ноября в Самаре торжественно откроется Музей железнодорожной техники под открытым небом. Информационный канал «Самара Сегодня» (9 ноября 2010). Дата обращения: 9 ноября 2010. Архивировано 11 декабря 2013 года.
  3. В новом стиле. gudok.ru. Дата обращения: 29 ноября 2020.

Ссылки