Перейти к содержанию

Площадь Победы (станция метро, Минск)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
«Площадь Победы»
Плошча ПерамогiМосковская линия
Московская линия
Минский метрополитен
Станция в ноябре 2020 годаСтанция в ноябре 2020 года
Район Центральный, Партизанский
Дата открытия 29 июня 1984
Тип колонная трёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м 14[1]
Количество платформ 1
Тип платформы островная
Форма платформы прямая
Архитекторы В. Вязгин, Б. Ларченко, Б. Школьников
Выход к улицам

проспектам Независимости и Машерова,

улицам Кисилёва, Захарова, Фрунзе, Коммунистической и Козлова
Наземный транспорт  18, 19, 26, 39, 100
 22, Шаблон:Ммтр1, 3, 4, 6, 11
Режим работы 5:38—1:01[2]
Код станции 117
Московская линия
Перейти к шаблону «Московская линия» 
ТЧ-7
оборотные тупики
Смоленская
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Уручье
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Борисовский тракт
Восток
оборотный тупик
Московская
Парк Челюскинцев
Академия наук
Площадь Якуба Коласа
Площадь Победы
Октябрьская
Площадь Ленина
Институт культуры
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Грушевка
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Михалово
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Петровщина
оборотный тупик
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Малиновка
оборотный тупик
Минск
Минская область
Щемыслица
оборотные тупики

«Пло́щадь Побе́ды» (белор. Плошча Перамогі) — станция Московской линии Минского метрополитена, открытая 29 июня 1984 года в составе первой очереди метро. Расположена между станциями «Площадь Якуба Коласа» и «Октябрьская». Главной темой станции является торжество Победы в Великой Отечественной войне.

Строительство

Станция

Строительство началось весной 1980 года, первая свая забита 2 октября 1980 года. В качестве проекта станции выбран изменённый (высота потолка увеличена с 4,2 м до 5,1 м)[3] типовой проект колонной трёхпролётной станции из сборных железобетонных элементов, поставками которых занимался Минский завод железобетонных изделий. Так как котлован станции находился близко к исторической застройке проспекта Независимости, для строительства станции использован метод «стена в грунте»: по периметру котлована выполнена сплошная стена из буронабивных свай. Для строительства станции предполагался перенос монумента Победы, однако этого удалось избежать[4].

Так как станция расположена вблизи реки Свислочь, при разработке котлована было необходимо преодолеть 2 слоя водоносного грунта. Для решения этой проблемы были пробурены глубинные скважины, из которых вода откачивалась насосами.

Пересекающие проспект Независимости трамвайные пути, на время строительства, были переложены ближе к площади Победы.

Перегонные тоннели

В январе 1982 года смонтирован, тоннелепроходческий щит типа «ЩН-IX», ранее применённый при строительстве Криворожского скоростного трамвая. Для прохода под Свислочью рассматривалось несколько вариантов. Заморозка грунта под рекой была признана слишком дорогой, отвод воды в водосточный коллектор «Центр» также не удался. В результате на участке Свислочи над будущим тоннелем была сооружена земляная дамба шириной 38 м, через которую пропустили десять труб диной 43 м и диаметром 1 м. Таким образом вода «обходила» стройплощадку тоннеля над ней. Тоннель был пройден за 12 дней[4].

К станционным путям отходящим от станции в сторону «Октябрьской» присоединяется соединительная ветвь к Автозаводской линии.

Конструкция

Станция колонного типа из сборных железобетонных элементов с увеличенной с 4,2 м до 5,1 м высотой потолка перронного зала[3].

Объёмно пространственное решения перронного зала имеет в своей основе создание образа торжества[5]. Главным элемент – несущие колонны с расширяющимися капителями. Шаг колонн — 6 м. Колонны символизируют салют, что подчёркивается их золотистым оформлением и встроенными в капители светильниками из штампованного хрусталя, тонированного жёлтым[6]. Большинство светильников перестало работать к началу в 2019 году реконструкции освещения на станциях метрополитена, реконструкция коснулась и «Площади Победы», оригинальная концепция освещения была восстановлена[7]. В этом же году с путевых стен станции была убрана реклама[8], таким образом почти полностью был восстановлен оригинальный облик станции.

Витражи в вестибюле станции

Над эскалаторами выходящего к улице Козлова вестибюля присутствуют 3 выполненных из хрусталя витража, на них изображены слева направо[6]: Курган Славы, орден Победы, монумент Победы. Вестибюли станции дополняют светильники выполненные в одном стиле со светильниками в перронном зале.

Основные отделочные материалы: белый мрамор на стенах и колоннах, красный, серый и чёрный гранит пола.

Выходы

Вестибюль в сторону улицы Козлова оборудован тремя эскалаторами типа ЭТ-5[5]. Над ними находятся 3 витража. Выход ведёт в подземный пешеходный переход, ведущий к улице Козлова, проспектам Независимости и Машерова. Ближайшие остановки общественного транспорта позволяют пересесть на автобусы № 19 и 100, и трамваи № 1, 3, 4, 6, 11.

Мемориальный зал

Вестибюль в сторону площади Победы ведёт в круглый пешеходный переход под ней. Он имеет выходы к улицам Захарова и Кисилёва, проспекту Независимости и монументу Победы. Внутри перехода находятся объекты торговли и мемориальный зал под площадью. На стене зала закреплено изображение Звезды Героя Советского Союза и плиты с именами 566 человек, которые принимали участие в освобождении БССР[5]. В центре зала располагается «венок» выполненный из стекла с подсветкой изнутри.

В ходе капитального ремонта, который проходил с августа 2019 года по 9 мая 2020 года[9] переход частично закрывали, была проведена реконструкция освещения. В ходе работ было полностью уничтожено оригинальное оформление входов в переход: выполненные из металлических букв вывести с названием станции заменены на рекламные лайтбоксы, оригинальная отделка стен из белого мрамора была заменена на чёрный керамогранит.

Ближайшие остановки общественного транспорта позволяют пересесть на автобусы № 18, 26, 26а, 39, 100.

Фотогалерея

Источники

  1. Трэцяя Лінія. Глубина станций Минского метрополитена (англ.). Medium (23 июня 2020). Дата обращения: 3 ноября 2020. Архивировано 13 ноября 2020 года.
  2. Расписание отправления электропоездов (Московская линия), minskmetro.by, ГП «Минский метрополитен»
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Виктория Семенович. В метро как в музее: что создали рижские и московские художники для минской подземки? (рус.) ?. «Минск-Новости» (22 февраля 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 9 декабря 2020 года.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 darriuss. Районы-кварталы: как 30 лет назад в Минске появилось метро - Недвижимость Onliner. Onliner (30 июня 2014). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 22 января 2021 года.
  5. Перейти обратно: 5,0 5,1 5,2 Станцыя «Плошча Перамогі». Мир метро (4 ноября 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 22 сентября 2020 года.
  6. Перейти обратно: 6,0 6,1 «Потолок напоминает крышу хаты». Необычная экскурсия по минской подземке (недоступная ссылка). TUT.BY (29 июня 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  7. «Немного сюрреалистично». Как в минском метро возвращают родную подсветку станций (недоступная ссылка). realty.tut.by (21 октября 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 8 ноября 2020 года.
  8. Николай Градюшко. Старые станции минского метро избавляются от рекламы - Недвижимость Onliner. Onliner (8 января 2019). Дата обращения: 4 ноября 2020.
  9. [https://news.tut.by/society/680503.html Как выглядит площадь Победы после реконструкции. Фотофакт Читать полностью: https://news.tut.by/society/680503.html] (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2020. Архивировано 26 октября 2020 года.